Меню

Как объяснить части света для детей



Конспект занятия «Компас, четыре части света»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия в подготовительной группе

Скачать:

Вложение Размер
_kompas.docx 22.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Компас, четыре части света»

Познакомить детей с компасом, познакомить с историей появления компаса, для чего нужен компас и как им правильно пользоваться. Активизировать словарь детей словами: компас, части света, ориентирование.

Компасы (несколько штук), карта, глобус.

  1. Мотивация, проблемная ситуация. Ребята, всего есть четыре стороны света: восток, запад, север и юг. Вероятно, вы уже слышали эти названия. Только вот как определить, какая из них где находится? Для начала, вам нужно проснуться пораньше утром и пойти посмотреть, как восходит солнышко. Каждый день оно поднимается в одном и том же месте. Эта сторона света называется восток. Напротив востока находится запад. Там солнышко заходит. А теперь встань так, чтобы твоя правая рука показывала на восток. В этом случае левая рука будет указывать на запад. Таким образом, ты будешь смотреть прямо на север, а спина будет обращена на юг.

Можно ориентироваться по солнцу, по звездам, по деревьям в лесу, даже по муравейнику и по мху на деревьях. (Показ слайдов)

«Стороны света»(М. Погарский, А. Щепин) .

В мире есть четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад

(Показываю на схеме-карте) .

Братья эти-страны света,

Ну, а дом их — вся планета.

Север — белый властелин,

Царь снегов, морозов, льдин,

Он на глобусе вверху,

Насылает нам пургу.

Дети показывают север, находят карточку со знаково-символическим

изображением севера и вместе с воспитателем, выделив пространствен-

ное положение севера, прикрепляют ее на карте.

Юг, его горячий брат,

Солнцу ласковому рад.

Но лишь вниз на полюс съедет,

Тут же вмиг заледенеет.

Дети выполняют аналогичные действия, выделяя также пространственное

Справа брат Восток живет,

Там, где солнышко встает.

Ну, а Запад — брат ютится

Там, где солнце спать ложится.

(Показываю восток и запад) .

А теперь представьте, что вы капитаны корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля? (После нескольких попыток дети приходят к выводу, что нужен специальный прибор для определения направления движения). Действительно, есть такой прибор, который указывает направление сторон света. Он называется компас (слайд презентации). И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света.

Сегодня мы поговорим с вами о компасе, что это такое, для чего нужен компас. Сначала послушаем рассказ одного мальчика.

Читаю детям рассказ.

Ходили мы по лесу, разговаривали, грибы разные собирали и ягоды и заблудились. Папа так и сказал: мы заблудились.

-Ой, этого еще не хватало- испугалась мама.

А я не испугался, а даже очень обрадовался, это же настоящее приключение – в лесу заблудиться. Может быть мы даже до вечера не найдем дорогу домой и заночуем в лесу, и ночью на нас нападут волки, а я их прогоню и спасу маму с папой . Пока я представлял, как я раскидываю в разные стороны волков, папа достал какую-то круглую коробочку, поколдовал над ней и сказал, тыча пальцем куда- то : наш дом в той стороне.

Как же папа узнал, в какой стороне наш дом, подумал я.

-Как ты узнал, что наш дом в той стороне, ведь мы же заблудились- спросил я папу.

-Нужное направление подсказал мне компас.

Это он наверное про ту волшебную коробочку говорит, понял я и удивился, как же можно про такую волшебную коробочку так спокойно говорить. Если бы у меня была такая , я бы от радости выше деревьев прыгал.

-.Расскажи про эту волшебную коробочку- попросил я папу.

-Историю про коробочку- компас придется начинать издалека. Поэтому я сначала расскажу про четыре стороны света.

Давным — давно в древние времена люди стали ориентироваться, то есть определять направление своих путешествий по солнцу, луне и звездам. Ведь и солнце и луна и звезды в определенное время суток всегда находятся в одном и том же месте. Поэтому они и являются хорошими ориентирами. И вот древние ученые решили, что им надо как-то закрепить в пространстве местоположение этих ориентиров — солнца, луны и звезд. То есть ученые условно разделили окружающее нас пространство на четыре стороны света: юг, север, восток и запад. Если встать лицом к северу, то справа будет восток, а слева – запад.

-А ночью как по звездам ориентироваться,- спросил я.

-Очень просто,- ответил папа.- Найди самую яркую звезду на небосклоне –Полярную ,в той стороне , где находится Полярная звезда и находится север.

-Все ясно,- сказал я , Если я знаю, что мой дом находится в северной стороне от того места , где я нахожусь, то определив по Солнцу или по Полярной звезде север, я пойду в этом направлении.

Пока папа рассказывал про четыре стороны света и учил меня ориентироваться, т.е находить нужное направление по солнцу, солнце светило очень ярко. Но потом оно вдруг зашло за тучу. Я посмотрел на небо, чтобы попробовать сориентироваться по луне и звездам, но не увидел ни луны , ни звезд. А где же луна и звезды, спросил я папу? Во-первых , днем даже в ясную погоду ты никогда не сможешь разглядеть на небе луну и звезды. Их можно увидеть только в темноте, ночью. Во-вторых, если небо затянуто облаками, то даже ночью ты их не увидишь. Как же ориентироваться, если небо затянуто тучами и ни солнца, ни луны, ни звезд не видно. Тучи разгонять что ли. Нет тучи разгонять не надо, улыбается папа. Да это и нелегко сделать. В случае пасмурной погоды нам поможет коробочка, которую ты назвал волшебной. А как же эта коробочка узнала, в какую сторону нам идти? Папа достал из кармана коробочку и стал объяснять: древние моряки, путешественники не раз задумывались, как и ты, о том, как же ориентироваться в пасмурную погоду. И вот кто-то очень внимательный заметил, что длинная тонкая магнитная пластинка, если дать ей свободно вращаться, всегда будет указывать на север, вот смотри и показал мне свою волшебную коробочку. И действительно, стрелочка показывала в одну и ту же сторону, как бы папа ни поворачивал коробочку. Такую магнитную пластинку стрелку поместили на острие, расположенное в середине картонного кружка, разделенного на части, соответствующие сторонам света. Вот и получился компас, который ты видишь перед собой. И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света. Теперь ты понял, что такое компас. Да понял, он подсказывает, куда идти.

Компас нам пригодится и на суше и на море. Давайте немного подвигаемся, представим, что мы в море.

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Задаю вопросы детям п о тексту прочитанного рассказа:

  • Что такое компас, как он выглядит, опишите его.
  • Для чего используется компас?
  • Куда показывает стрелка?
  • Какие четыре стороны света вы знаете?
  • Где по отношению к северу находится запад и восток?

Теперь давайте рассмотрим наш компас. Сейчас я расскажу как им пользоваться. Установите компас горизонтально, отпустите тормоз, если он есть. Стрелка установится напротив северного полюса. Поворачиваясь вслед за стрелкой, нужно встать лицом к северу. Сзади будет юг, слева — запад, справа — восток. Эти же стороны света указаны и на круговой шкале компаса.

Давайте определим север, юг, запад и восток. Дети рассматривают компас, определяют части света.

А теперь поиграем в игру и посмотрим, как вы поняли назначение компаса и как научились ориентироваться. Сначала выполним простые задания. Нужно пойти на север, на юг (на восток, на запад). Теперь выполним более сложные задания. Заранее положить несколько предметов в разных местах в группе и нескольким детям по очереди дать задание найти игрушку, сопровождая командами : игрушка находится в южном направлении, игрушка на северо- западе, игрушка спрятана на востоке и т. д. После каждого выполненного задания еще раз всем детям объяснить, как мы действовали, чтобы выбрать нужное направление движения.

Занятие с компасом продолжается на прогулке. Игра с компасом «Найди клад».

Источник

«Четыре стороны света». Конспект занятия по формированию временных представлений у старших дошкольников

Рузалия Юсупова
«Четыре стороны света». Конспект занятия по формированию временных представлений у старших дошкольников

Задачи:Познакомить детей с основными сторонами света:север,юг,восток,

запад;учить устанавливать взаимосвязь временных и пространственных ориентировок.

Материал:Схема-карта страны,макет часов,карточки-значки (с,ю,з,в);

Ход занятия:

Воспитатель:Сегодня мы с вами вновь превращаемся в путешественников.

Путешествие будет интересным. Вы узнаете много нового. Заметим время,

когда началось наше путешествие. Который час?Да,ровно девять часов

(дети подходят к схеме-карте).

Беседа по вопросам:

-Что изображено на карте?Город?Страна?

-В какой стране мы с вами живем?

-В каком городе живем?

-Как называется столица нашей Родины?

Воспитатель:Наша страна-Россия,она очень большая,в ней много городов,

сел,деревень. С севера на юг,с запада на восток простирается наша

необъятная страна (показывает на карте).Послушайте стихотворение

«Страны света«(М. Погарский,А. Щепин).

В мире есть четыре брата:Север,Юг,Восток и Запад

(Показывает на схеме-карте).

Братья эти-страны света,

Ну,а дом их-вся планета.

(Обводит по контуру изображение страны,показывает знаково-

символические обозначения сторон света.)

Он на глобусе вверху,

Насылает нам пургу.

Дети показывают север,находят карточку со знаково-символическим

изображением севера и вместе с воспитателем,выделив пространствен-

ное положение севера,прикрепляют ее на карте.

Юг,его горячий брат,

Солнцу ласковому рад.

Но лишь вниз на полюс съедет,

Тут же вмиг заледенеет.

Дети выполняют аналогичные действия,выделяя также пространственное

Справа брат Восток живет,

Там,где солнышко встает.

Ну,а Запад-брат ютится

Там,где солнце спать ложится.

(Показывает восток и запад).

Воспитатель:А теперь найдите карточки с изображением букв»В» и «З»и

прикрепите их справа и слева на карте-схеме.

Воспитатель:Про каких четыре братьев говорится в стихотворении?Где

они находятся (Ответы детей).Нас интересует восток и запад. Как вы думаете,почему (Ответы детей).Да,восток и запад означают стороны,

где Солнце восходит,»востекает»на небо и где «западает»,заходит.

Солнце встает на востоке,озаряет Землю лучами рассвета-наступает

утро. Солнце «ложится спать»на западе. Темнеет. Наступает ночь. Пред-

ставьте себе,что встретились братья Восток и Запад. Что они могут рассказать друг другу (Ответы детей).

А сейчас постарайтесь ответить на вопрос,кто раньше встречает день-

жители города Петропавловска-Камчатского или жители города Тольятти. (Показывает расположение городов на схеме-карте?Обратите

внимания на часы. Одинаковое ли время они показывают (Около нескольких городов на схеме -карте прикреплены макеты часов,показы-вающих разное время).

Дети:В городе на востоке люди раньше встречают день,чем мы,в Тольятти.

-Люди живут в разных местах и в разное время встречают Новый год.

Воспитатель:Молодцы,теперь вы знаете про Солнце,где оно восходит,

где заходит. Знаете,что в разных местах нашей страны люди в разное время встречают наступление дня и ночи. Пока мы путешествовали,

прошло полчаса. Сколько времени показывают часы

Воспитатель:Правильно!Молодцы!Ребята,путешественники знают много игр. Сегодня на прогулке мы поиграем в игру с компасом. Вы знаете,

что компас-это прибор для тех,кто путешествует по суше,плавает по

морям и океанам. Компас помогает ориентироваться и на море,и на суше.

(Занятие заканчивается на прогулке,после игр с компасом).

Кружок по формированию пространственных представлений у старших дошкольников «Веселый путешественник» Кружковая работа по формированию пространственных представлений у старших дошкольников. Сентябрьтема: Что такое план, карта. План групповой.

План работы кружка «Абвгдейка» Из серии материалов «Обучение грамоте старших дошкольников». Еще недавно я работала со старшими дошкольниками и вплотную занималась темой.

Источник

География для малышей

Малышам очень интересен окружающий мир. Маленькие почемучки готовы с утра до вечера задавать вопросы. Чтобы ответить на некоторые из них, родителям приходится быть очень изобретательными.

Сведения об окружающем мире в доступной и интересной форме – это география для детей, которая еще не содержит сложных понятий и терминов. Обладая средним уровнем знаний, каждый родитель может обучить малыша ее основам.

Из этой статьи вы узнаете

Предмет изучения

География детям с малых лет в простой и доступной форме доносит знания о планете Земля. Она включает в себя элементы физической, социально-экономической, политической географии, немножко геологии, ботаники и зоологии.

Нужно исходить из потребностей конкретного ребенка, делая больше уклон в ту или другую сторону. С чем знаком малыш четырех, пяти лет, изучающий детскую географию?

  1. Он знаком с глобусом и картой, изображающим планету на которой живет.
  2. Различает на глобусе и карте материки, океаны, моря, части света.
  3. Знает различные формы рельефа и природные зоны: равнины и горы; леса, степи, пустыни, реки.
  4. Отличает смену времен года, месяцев и времени суток.
  5. Знает название сторон света – север, юг, запад, восток, положение их на карте и на местности.
  6. Знаком с шестью материками и четырьмя океанами. Знает об отличиях климата на разных материках, уникальном животном и растительном мире.
  7. Имеет понятие о существовании разных стран, в которых живут люди других национальностей со своими обычаями. Может показать на карте несколько стран, знает их столицы.

Малышу рассказали кратко о самом интересном и необычном (достопримечательностях, праздниках, людях, блюдах национальной кухни, сказках).

Если вы изучаете с ребенком географию, постарайтесь придерживаться такого плана подачи знаний.

Самых маленьких детей полутора лет нужно заинтересовать обучением. Научить задавать вопросы, видеть окружающую красоту. Знать, что такое песочек, какая земля. Почему растет травка, какого она цвета и т.

Особенности детской географии

Наглядная подача информации

Ребенку нужно купить глобус и большую цветную географическую карту. Рассматривайте вместе эти интересные предметы. Сначала малыш познакомится с формой нашей планеты – она круглая.

Потом начнет рассматривать цвета. Расскажите ему, что синий цвет – это вода океанов, морей, рек, озер. Все остальные цвета – это суша. Если изучаете страны, нужна политическая карта.

Распечатайте на черно-белом принтере флаги государств и раскрашивайте вместе, прикрепляя потом к карте там, где находится страна флага. Помимо глобуса и карты, можно найти много детских журналов, книжек и игр с элементами обучения географии.

Сказочная история

С изучением детской географии замечательно помогают сказочные герои. В русских народных сказках главный герой все время путешествует в поисках своего счастья, изучая обычаи и культуру других стран, и рельеф местности по пути. Можно купить «сказочную» географическую карту или сделать ее самостоятельно.

В России некоторые сказочные герои имеют постоянные места прописки, например, Чебурашка живет в Москве, дом Деда Мороза стоит в городе Великий Устюг и т. д. Можно «селить» сказочных персонажей в той стране, где была написана сказка.

Повесив карту на стену, и рассматривая ее каждый день вместе с ребенком, называйте материки, океаны, страны и их столицы. Вы можете быть уверены, что ваш малыш никогда не перепутает Швецию со Швейцарией, и не будет искать Амазонку в Африке на уроке географии в школе.

Условия для занятий

Для того чтобы занятия географией проходили успешно, необходимо учитывать особенности ребенка:

  • быструю утомляемость;
  • обостренное чувство самолюбия (в определенном возрасте);
  • интерес к усвоению знаний посредством игры;
  • потребность в вашем поощрении (словесном).

Исходя из этого, можно сделать вывод об особенности проведения занятий:

  • уроки должны быть короткими (5-10 минут);
  • нужно доверять ребенку, не проверяя, как он усвоил знания;
  • занятие должно быть заранее подготовлено и интересно, проходить в игровой форме, с яркими, наглядными материалами по географии;
  • хвалить малыша за его интерес к занятиям.

Ребенку необходимо быть заинтересованным в том, что ему рассказывают. География для малышей двух лет предмет незнакомый, поэтому ожидать конкретных вопросов на разнообразные темы по предмету не приходится.

Можно зацепившись за сторонний вопрос, который заинтересовал, развить тему в нужном вам направлении. Вопросы должны возникать у ребенка после знакомства с новым явлением или предметом, неизвестным ранее, поразившим его воображение.

Просмотр по телевизору программ о природе не лучший способ познакомить малыша полутора лет с географией.

В этом случае вы скорее познакомите его с телевизором.

Лучше повезите его на природу, туда, где есть разнообразный ландшафт, течет речка или расстилаются поля. Пусть он почувствует красоту, которая его окружает, увидит синее небо, далекий горизонт. Расскажите малышу, что там, далеко за горизонтом есть другие страны. Что попасть туда совсем не так просто как кажется.

Малыш познакомится со многими понятиями физической географии после такой прогулки. Для детей четырех лет и старше есть интересные серии мультфильмов: «География для малышей», «Почемучка» и т. д.

Для того чтобы у ребенка возникали вопросы можно купить на географическую тему интересные детские игры, игрушки, магнитные карточки, красивые картинки. По картинкам объяснять малышу природные явления окружающего мира, которые изучает физическая география, необходимо с полутора-двух лет.

Очень интересен способ усвоения информации у детей. Они всему безоговорочно верят. Особенно если авторитет рассказчика не вызывает у них никакого сомнения. Детей очень легко обмануть. Поэтому, если вы чего-то не знаете, не отвечайте на вопрос ерунду, попросите у малыша время на раздумья.

Малыши быстро устают. Долгие занятия им не под силу. Не нужно затягивать увлекательный рассказ, потому что вам очень интересно его закончить. Говорите кратко просто и ясно. Другое дело если география детям интересна, и они сами просят рассказывать дальше.

Обычно на одном предмете малыши сосредотачивают свое внимание не дольше пяти или десяти минут.

Рассчитывайте уложить урок географии в это время. Это требует предварительной подготовки и продуманного плана. Желательно проводить ежедневные домашние занятия в одно и то же время.

Чтобы научить ребенка замечать и осмысливать окружающий мир, изучая географию, общайтесь с ним на прогулке, показывая и называя предметы и явления.

Цель изучения

Для многих взрослых география не являлась любимым предметом в школе. Это не повод думать, что ребенку она будет неинтересна. Рассказать малышу о реальности существующего мира в доступных для его сознания формах как можно раньше необходимо по нескольким причинам:

  • для формирования правильной жизненной установки, направленной на интерес к окружающему миру и усвоение знаний;
  • для своевременного развития мышления, речи, воображения и т. д.;
  • чтобы школьные знания в дальнейшем хорошо усвоились без насилия над разумом и чувствами ребенка;
  • чтобы малыш не рос эгоистом, с детства понимая как велика планета Земля, на которой он живет вместе с миллиардами людей.

Уроки географии помогут заложить в ребенке с детства уважение к людям другой национальности. Ребенок поймет, что планета Земля, на которой он живет, нуждается в охране и бережном отношении к ее ресурсам.

Источник

Читайте также:  Как объясняют название части света европа