Меню

Как хоронить человека по сторонам света



Где ставят крест на могиле — в ногах или изголовье покойника

В православии усопшим христианам крест помещают в ноги, в отличие от некоторых иных обрядов тех же христиан (католиков и лютеран). Однако единой традиции не существует. Крест ставят в ноги усопшего как символ духовной опоры и вечной жизни. Но имеются и дополнительные объяснения, описанные подробно в этой статье.

Где должен располагаться крест на могиле с точки зрения православия

Многие священнослужители считают, что ставить крест в ногах покойника совсем необязательно. Просто с давних времен, а именно со времени захоронения Иисуса Христа, ведется данная традиция, которой до сих пор следуют православные. Возвышающееся над погребением распятие означает, что в ней покоится православный. Зачастую его ставят к ногам, чтобы оно было обращено к лицу.

Это опора для духа и символ вечности. По христианским законам придет день воскрешения, тогда восставшие мертвецы первым увидят священный символ распятия. Другие толкования говорят, что символ служит опорой, когда настанет Воскрешение мертвых, то вставший из погребения сможет на него опереться. Это значит, что крест является источником света для души и опорой для тела.

Куда ставится крест на могиле у христиан, известно любому православному. И эти традиции свято приветствуются и соблюдаются. Усопшего укладывают головой на запад, чтобы он смог смотреть на восход солнца. Православный символ ставят в ногах, чтобы он смог молиться на него.

Что символизирует крест в ногах и в голове

В соответствии с традициями православных распятие устанавливают в ногах. Расположение гроба в могиле проводится следующим образом – сторону ног кладут на Восток, а сторону головы на Запад. Таким образом по поверьям был похоронен Христос. Писания говорят о том, что если вдруг наступит конец света, он воскреснет. Встанет Иисус с Востока, а за ним пойдут следом все умершие. На Страшном Суде восставшие увидят Христа, а в руках будет опора из креста. Поэтому распятие называют символом опоры и вечной жизни.

Крест, установленный в голове покойного, может означать хоругвь. Он понесет ее после воскрешения, как знак победы над темными силами. Так ставят символ католики. По их традиции, в день воскрешения всех мертвых, крест, как хоругвь станет орудием в борьбе с дьяволом.

Расположение в ногах

Церковь не считает местоположение символа на могиле каким-либо церковным законом. Это относится скорее к традициям православных и местным обычаям. В каком месте поставить, решают родственники умершего, учитывая свои убеждения и пожелания покойного, если оно было сказано при жизни.

Среди священников имеются разногласия по вопросу: куда православные ставят крест на могиле умершего. Если в священной книге «У Бога все живы» сказано, что распятие возвышается над погребением любого христианина, как символ спасения и стоит он в ногах захороненного, то в другой книге священника монаха Николая Трубчанинова говорится, что он готов принять самые жестокие муки, но, чтобы распятие у него на могиле установили в голове.

Некоторые священнослужители считают, что крест у изголовья помешает мертвым восстать из могил во время всеобщего воскрешения. Они просто ударятся об основание и не смогут встать. А вот те, у кого распятие стоит в ногах смогут опереться на него и воскреснуть.

Так крест в ногах погребенного является символом духовной опоры и вечной жизни. В этом и вся причина помещения символа в ноги усопшего, который исповедует православие.

Какой крест лучше выбрать

Сразу после похорон будет правильно поставить временный крест, сделанный из дерева: сосновый или кленовый. Металлическую разновидность или памятник можно установить спустя полгода-год после похорон. В течение 40 дней на могиле вообще запрещается что-то делать.

Материалы

Постоянным может быть изделие из металла или из твердого дерева. Перед принятием решения рекомендуется изучить, в чем их разница и преимущества.

Из дерева

Деревянные разновидности на могилу ставят истинные приверженцы русских традиций. Такие кресты ставили еще с древних времен, считая, что дерево является вместилищем божественной силы. Чтобы изделие прослужило как можно дольше, необходимо выбирать твердые сорта древесины: дуб или сосну.

Немаловажное значение имеет оформление. Существуют несколько вариантов популярных среди православных:

  • Резные орнаменты в виде виноградной лозы или терна. Лоза символизирует связь души покойного с Господом.
  • Сделать надпись или аббревиатуры.
  • Выполнить домовину – детали скрещиваются верхними перекладинами, образуя крышу.
  • Резные или наложенные фигуры Спасителя.
  • Повесить икону, покровительствующую усопшему.

Временные распятия из дерева, при замене их на постоянный, в основном рекомендуется сжигать на кладбище, в отведенном для этого месте или в церковной печи. Выбрасывать его нельзя, поскольку этим выказывают неуважение к покойному. Если было принято решение поставить памятник, то крест рекомендуется оставить рядом или прислонить на ограду. При этом его нельзя держать в лежачем положении на могиле долго.

Если сжигать деревянный временный крест вам жаль, то есть также множество других способов его утилизации.

Из металла

Если нужно, чтобы изделие было надежным и простояло долго, нужно выбирать металл. Он простоит намного дольше, чем аналогичный крест из любого вида древесины. Металлические разновидности подразделяются на кованные и сварные виды.

Сварные – самые дешевые, стоят меньше, чем резной деревянный крест. Делают их из профильных труб. Декоративных деталей на такой модели очень мало.

Кованые – делаются вручную, очень красивые и стоят намного дороже. Основа креста выполняется из нержавеющей стали, а декоративные детали из меди, латуни, бронзы и иных сплавов.

Кованые виды имеют разные формы. Это могут быть православные восьмиконечные модели, католические, греческие, бургундские и другие.

О форме

Рассматривая разновидности распятий, невозможно не упомянуть особенности формы. На данный момент выделяют следующие виды:

  • Четырехконечный – древний вид, еще со времен ранней христианской церкви, существовавшей до раскола. В современном мире православные редко ставят такие распятия. Их можно увидеть у католиков и протестантов. Его можно поставить на могилу человека, не причислявшего себя ни к какой конфессии.
  • Шестиконечный – это самая распространенная разновидность. Представлен в виде традиционного перекреста и поперечной косой перекладиной под ним. Редко можно встретить форму, когда дополнительная перекладина размещается поверх перекреста и прямо. Такая разновидность «универсальная» — можно встретить на могиле у православного и католика.

  • Восьмиконечный – старинный вид православного креста вместе с четырехконечным, существовавшим еще до раскола на православных и католиков. Данный вид устанавливают на церковных куполах и на могилах истинных верующих. Простые верующие считают данную модель креста слишком вычурной и используют редко.

Руководствоваться при выборе распятия следует верой умершего. Не следует нарушать его волю, если она была объявлена до смерти.

Как устанавливать

Сразу после погребения на могилку устанавливается распятие с именем усопшего и датами, означающими даты его жизни. Оно стоит до тех пор, пока родственники не поставят постоянный памятник. Установку памятника нельзя производить сразу после погребения, поскольку земля на могиле рыхлая и монтаж конструкции будет затруднен.

По церковным законам, нужно устанавливать изделие из дерева и до 40 дней ничего на могиле не менять. На 40 день усопший пойдет на Суд к Господу, поднимаясь на Голгофу и неся на себе свой крест. Родственники должны позаботиться о том, чтобы ему было не тяжело нести свою ношу.

По пришествии 40 дней можно устанавливать металлический символ или памятник. А лучше выждать 6-12 месяцев – за это время земля на могилке сядет и поставить памятник можно без особого труда. Но требуется выбирать подходящее время – самым благоприятным считается период с марта по сентябрь. Отличия в установке между православными и католиками незначительные.

Читайте также:  Машины которые не увидели света

Для православных

Родственники считают своим долгом сделать все, чтобы умерший обрел покой в мире мертвых. В результате на могилах появляются памятники. Они не несут значения веры, а в большей степени устанавливаются только с этической стороны. Памятник располагают в ноги умершего, ставят его перед крестом через год или больше, когда земля осядет.

Установленное ранее распятие можно убрать, но большинство все же его оставляет. Это связано с отсутствием на памятнике изображения креста. Если его нет на плите, значит, крестообразный символ должен стоять за ним все время. Периодически его красят, чтобы дерево не ссохлось. На надгробной плите в обязательном порядке должны быть изображены лики Святых, даты жизни умершего и его фото.

Для католиков

Католики так же ставят на могилках кресты, но в отличие от православия, это всегда четырехконечные конструкции. На крестах не устанавливается фото усопшего, выбиваются только даты рождения и упокоения. Фото на католических надгробьях можно встретить в странах Восточной Европы, как дань единства социалистического сообщества, например, у армян, немцев. Из декора могут быть гравировки в виде Девы Марии, Ангела, Иисуса Христа. Имеются и дополнительные элементы, скрепляющие веревки, ленты, ветки роз с шипами.

Памятники у католиков выполняются в виде саркофагов, склепов или монументов со статуями Мадонны и иных святых. Данная традиция дошла и до современников, но отличается масштабами – уже редко встретишь на могилке огромное сооружение, памятники стали скромнее в размерах.

Почему хоронят головой на запад, а лицом на восток

Хоронят православных христиан по сторонам света согласно традициям данного общества. Иногда исполняется воля покойного. Верующих христиан кладут головой на запад, соответственно, его лицо обращено на восток. Связано это с верой в то, что умерший человек приобрел вечную жизнь, а восход солнца олицетворяет начало нового дня и
новой жизни. Головой на Запад – символ завершения земной жизни, а лицом на Восток – начало новой небесной жизни.

Правильное расположение гроба в могиле также определяется безмолвной молитвой. Молитва сохранит жизнь воскресшей души в случае конца света. Так, Иисус при его наступлении придет с Востока, а там по поверьям находится Рай. Его приход должен сопровождаться встречей с воскресшими покойниками лицом к лицу. Поэтому храмы строятся таким образом, чтобы прихожане во время молитвы смотрели на Восток – на Лик Иисуса Христа.

Если по незнанию или иным причинам покойного захоронили головой на восток, то это большой грех. Тяготы его лягут на плечи родственников. Нужно посоветоваться со священником, помолиться в церкви и попросить у него совета, что делать дальше. С разрешения церкви и властей, покойного можно переложить правильно.

Погребение также должно проходить в соответствии с требованиями православной веры. Здесь важно соблюсти последовательность:

  1. Как только человек умирает, его должны омыть теплой водой. Используются в процессе губки, а занимаются помывкой пожилые граждане, не являющиеся умершему родственниками.
  2. Во время омывания важно читать молитву.
  3. По окончании необходимо надеть на умершего чистые одежды и нательный крестик. Одежду выбирают с расчетом, что его будут хоронить в ней.
  4. Гроб окропляют святой водой перед укладыванием в него тела умершего человека.
  5. Тело укладывают в гроб, складывая руки друг на друга. Важное условие – это положить правую руку на левую.
  6. На грудь кладут икону, а на лоб венчик, который можно получить после отпевания в церкви.
  7. По грудь умершего необходимо укрыть священным ковром.
  8. Гроб ставят ногами к выходу. В изголовье требуется зажечь свечи и лампаду. Пока гроб не покинет помещение, они должны гореть.

В церкви, после отпевания, у покойного все просят прощения, целуя при этом венчик и иконку. Затем полностью тело укрывают покровом и священник предает его земле, осыпая крестообразно землей и читая молитвы.

Соблюдение ритуала захоронения нужно не покойнику, а оставшимся в живых родственникам. Правильно проведенные похороны успокоят душу родных и близких, принесут умиротворение и облегчение. Молиться о душе покойного так же должны родственники, облегчая его загробную жизнь, моля о прощении перед Господом.

Источник

9. Важная «Солнечная линия» восток-запад Как хоронили покойников

9. Важная «Солнечная линия» восток-запад

Как хоронили покойников

Зададимся вопросом — почему в современной Каабе Черный Камень вделан именно в восточный угол здания? Напомним, что изначально Черный Камень символизировал падение ярославского метеорита 1421 года. Как мы показали в книге «Пророк Завоеватель», это событие отразилось во множестве источников, и одним из основных его отражений является знаменитый миф о падении Фаэтона, сына Гелиоса, то есть сына Солнца. И это естественно. Раскаленный шар, пролетевший по небу и затмивший Солнце, люди восприняли как падение на землю сына Солнца. Но ведь Солнце всегда движется с востока на запад. Следовательно, люди, начавшие поклоняться ярославскому метеориту — Фаэтону — вполне могли считать, что Черный Камень связан с линией восток-запад, то есть с траекторией движения Солнца. Эту линию можно условно назвать «солнечной линией». А потому, когда стал обсуждаться вопрос, — в какой именно из углов Каабы следует вмуровать священный камень, то могли учесть именно это направление. Причем, могли соперничать две точки зрения — вделать Черный Камень в восточный или же в западный угол Каабы. Восток — это восход Солнца. Запад — это его закат. В случае Каабы в современной Аравии, выбрали восточный угол (восход). В других Каабах могли выбирать западный угол (закат). Во всяком случае, естественно предположить, что Черный Камень помещали либо в восточный, либо в западный угол Каабы, по оси восток-запад, по солнечной линии.

Обсудим теперь важный и интересный вопрос об ориентации захоронений людей. Василий Голованов в статье «Закон неотвратимости» в параграфе «Зачатки культа» отмечает следующее: «Первые достоверно известные захоронения человека принадлежат неандертальцам и относятся к раннему палеолиту. Почти во всех погребениях этого периода умершие похоронены в земляных ямах, на спине или на боку — в позе спящего человека, ГОЛОВОЙ НА ВОСТОК ИЛИ НА ЗАПАД». См. Журнал «Вокруг Света», 2004 г. Июнь, номер 6(2765).

В статье Шипуновой Т.М., посвященной обычаям Алтая, сообщается следующее: «Погребение усопших в скифскую эпоху в Горном Алтае совершалось по вполне устоявшемуся обычаю. Умерших клали ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ГОЛОВОЙ НА ВОСТОК, НОГАМИ НА ЗАПАД — туда, куда заходит солнце». См. «Мой Алтай. Краеведческий альманах». Взято из http://myaltai.ru/history/.

Кто такие скифы — мы уже хорошо знаем. Речь идет об ордынских обычаях эпохи XIII–XVI веков. См. нашу книгу «Новая хронология Руси».

Тем самым, линия, по которой движется солнце, учитывалась при погребениях еще в глубокой древности. Что и естественно. Солнце, дающее жизнь, обожествлялось, и направление его движения считалось фундаментальным, изначальным. Эта старинная традиция сохранилась и до наших дней.

Сегодня православных хоронят на спине, по линии восток-запад, головой на запад, и в деревянных гробах. При этом крест ставят на могиле в ногах покойника, дабы умерший как бы смотрел на лицевую сторону креста и одновременно на восток. Здесь надо вспомнить, что входя в христианскую церковь, всегда ориентированную по линии восток-запад (алтарем — на восток), верующий смотрит на алтарь и на возвышающийся там крест и, одновременно, смотрит, следовательно, на восток. Крест стоит в алтаре и обращен своей лицевой стороной к верующим, собравшимся в храме.

Читайте также:  Египет это какая часть света

В этом смысле традиция современных православных захоронений следует тому же обычаю — умерший, лежа на спине, как бы смотрит горизонтально, к своим ногам, на восток и одновременно — на лицевую сторону креста, поставленного в ногах.

Отметим, что понятие лицевой стороны имеет смысл далеко не для любого креста. Но оно четко определено для православного восьмиконечного креста, который ставят на православных могилах. Такой крест снабжен в нижней части небольшой наклонной перекладиной, идущей сверху вниз — слева направо, если смотреть на крест с лицевой стороны. С обратной стороны она будет идти наоборот: сверху вниз — справа налево. У католиков традиция уже несколько другая. А именно, католический крест лишен нижней косой перекладины, поэтому для него понятия лицевой и задней стороны вообще не определены. Католический крест одинаково выглядит спереди и сзади, в отличие от креста православного.

Вернемся к ориентации православных захоронений. Оказывается, раньше, до XVI–XVII веков, православных на Руси хоронили, в основном, по-другому, а именно, ГОЛОВОЙ НА ВОСТОК. То есть, как древних скифов, см. выше. При этом крест ставили в голове покойника. Получалось, что покойник, лежа на спине, как бы смотрел горизонтально, к своим ногам, на запад, на закат, и не видел креста, возвышающего над его головой, немного сзади. Обоснования были таковы: умерший должен видеть закат Солнца, которое нисходит на западе. Мысль вполне понятная и естественная — закат символизирует смерть, поэтому покойника клали так, чтобы он видел закат светила. Когда люди приходили на могилу поклониться покойнику, они, напротив, смотрели на могилу, вдоль нее, от ног покойника по линии восток-запад в сторону его головы, то есть видели лицевую сторону креста, возвышающегося на востоке, над головой покойника, чуть сзади. То есть видели крест в правильном положении. Такое положение креста было нужно для того, чтобы живые люди, пришедшие на могилу, молились на лицевую сторону креста, то есть в правильном направлении. В таком положении молящиеся у могилы обращены лицом к востоку, где восходит Солнце.

Приведем старинные свидетельства того, что ранее православных людей хоронили головой на восток. Обратимся, например, к сборнику старинных казачьих песен, опубликованных в начале XX века в книге «Песни Оренбургских Казаков» [564:1а]. Вот фрагмент из Предисловия:

«Цель настоящего издания, печатаемого по распоряжению Наказного Атамана Оренбургского казачьего войска, генерал-лейтенанта Я.Ф. Барабаш и под редакциею Начальника Войскового Штаба, генерал-майора барона Ф.Ф. Таубе, сохранить в памяти потомства исторические песни Оренбургских казаков в том именно виде, в каком они поются ныне. Между собранными песнями встречаются некоторые, не исключительно Оренбургские; обстоятельство это объясняется как историческим прошлым Оренбургского казачьего войска, так и вековою связью с другими казачьими войсками… Песни эти или теперь поются в войске в искаженном виде, или же вовсе не поются, но помещены здесь, как относящиеся к истории Оренбургского войска. Заглавие книги „Песни Оренбургских Казаков“ избрано не потому, что все помещенные в сборнике песни составлены Оренбургскими казаками, а потому, что они поются в настоящее время в войске или тесно связаны с историею Оренбургского казачества. Настоящий сборник представляет из себя первую часть предпринятого Оренбургским казачьим войском издания трудов сотника А.И. Мякутина» [564:1а].

В разделе «Восстание Стеньки Разина (1668–1671 года)» приведена следующая «Песня, по преданию будто бы сложенная самим Разиным»:

«Схороните меня, братцы, между трех дорог:

Между московской, астраханской, славной киевской.

В ногах мне положите саблю вострую,

В головах поставьте животворный крест.

Кто пойдет или поедет — остановится,

Моему ли животворному кресту помолится,

Моей сабли моей вострой испужается,

Что лежит тут вор, удалый добрый молодец,

Стенька Разин Тимофеев сын по прозванию».

Абсолютно четко сказано, что крест следует ставить в голове покойника, и что этому кресту следует молиться. Но поскольку православные молятся на лицевую сторону креста и одновременно — на восток, см. выше, следовательно, умерший должен лежать головой на восток. Все верно. Именно так хоронили и древних скифов, см. выше.

В начале 2012 года в Башкирии раскопали курган с могилой, где, по многочисленным местным преданиям, был некогда захоронен «знатный русский». Считается, что могиле примерно 500 лет. Местные краеведы поспешили приписать ее Ермаку Тимофеевичу, завоевателю Сибири. Верно это или нет, для нас сейчас неважно. А важно то, что тело знатного русского было уложено в могилу ГОЛОВОЙ НА ВОСТОК. См. В. Завьялов. Могила Ермака. Газета «Республика Башкортостан», номер 87 от 12.05.2012. См. также номер той же газеты от 24.04.2012.

Вот и другое свидетельство. Берем известную книгу С. Герберштейна «Записки о Московии». В главе под названием: «Следуют вопросы некоего Кирилла к епископу новгородскому Нифонту», мы с интересом читаем: «Следует ли погребать после заката солнца? О(твет). Когда солнце уже закатилось, погребать никого нельзя, ибо это венец мертвых (corona mortuorum; der todten Cron) — видеть солнце перед погребением» [161], с. 97.

Прежде чем обсудить этот текст, отметим, что он вызывает заметное беспокойство и раздражение у современных комментаторов. По этому поводу пишут так: «В этом непонятном месте Г. неправильно понял и сократил оригинал: „… но тако погрести, яко еще высоко (солнце. — А.Н.), како и венец еще не сыймется с него: то де последнее видит солнце до общего воскресения“. А.Н.» [161], с. 313.

Таким образом, современный комментатор предлагает нам некий другой туманный вариант ответа епископа новгородского, взятый из другого источника. Но тут возникает вопрос — почему мы должны отдавать предпочтение этому иному источнику и игнорировать старинный текст, цитированный Герберштейном. Тем более что цитата, приведенная Герберштейном, вполне понятна и допускает прозрачное и естественное понимание. Что здесь сказано? Новгородский епископ фактически говорит, что хоронить покойника следует до заката солнца, головой на восток, чтобы, будучи захороненным, то есть, уже лежа в земле на спине и глядя в направлении ног, он увидел солнце, заходящее на западе (видеть солнце перед погребением). Как мы уже говорили, мысль вполне понятная — заход светила символизирует смерть, закат жизни.

Аналогичный обычай захоронений существовал и у мусульман. Обратимся к погребениям, обнаруженным в старинном Биляре. На рис. 36 приведен план билярского могильника. Сегодня считается, что тут захоронены мусульмане. И что же мы видим? Совершенно очевидно, что практически все могилы здесь ориентированы по линии восток-запад. При этом, как сообщается на табличке в Билярском музее, см. рис. 37, «умерших жителей Биляра хоронили в гробах, но СТРОГО ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ ОБРЯДУ — на спине, без вещей, головой на запад, лицом на юг — к Мекке». На самом деле, как мы теперь понимаем, лицо умершего направляли на Царь-Град на Босфоре. При этом, «хоронили их в деревянных гробах, от которых до нас дошли лишь следы древесной трухи и железные гвозди по углам и бокам» [944:1], с. 44. Иногда покойника клали на бок, лицом на юг. И в этом случае тело было вытянуто по линии восток-запад, головой на запад. То есть ориентировали по солнечной линии, головой на закат Солнца.

Читайте также:  Что такое фокусировка света

Рис. 36. II Билярский могильник. XV раскоп. Часть плана. Музей с. Билярска. Хорошо видно, что все могилы ориентированы по линии восток-запад.

Рис. 37. Табличка из музея в Билярске. Фотография 2012 года.

По-видимому, мусульмане стали поворачивать лицо покойника на юг лишь в эпоху XVII века или даже позже. А в более ранних погребениях, как мусульманских, так и христианских — тем более что тогда это было одно и то же — поворота головы на юг в обязательном порядке не требовалось. Вероятно, этот поворот головы был вызван заменой направления на киблу. Направление на Царь-Град заменили направлением на Мекку в Аравии, которую отождествили с летописной Меккой не ранее XVII века, а возвели там Новую Каабу не ранее XVIII века. До XVII века в Великой = «Монгольской» Империи хоронили, скорее всего, более или менее единообразно: преимущественно головой на восток, на спине. А если ставили крест, то в голове покойного. Крест могли заменять каменным столбом или вертикальной каменной плитой с надписью, как принято сегодня у мусульман.

Современный православный обряд захоронений — головой на запад — был, по-видимому, введен в первой половине XVII века во время правления Романовых.

Любопытно, что сегодня в Интернете время от времени среди верующих вспыхивает дискуссия — как правильно хоронить: головой на восток или на запад, и как ставить крест? Оказывается, в некоторых областях России до сих пор хоронят по старому обычаю — головой на восток и с крестом около головы. В то же время, священники РПЦ настаивают, что хоронить следует головой на запад и крест ставить в ногах. Выходит, что церковная романовская реформа середины XVII века убедила далеко не всех. И это понятно. Ведь погребальные обычаи очень консервативны и люди относятся к ним серьезно. Поэтому до сих пор кое-где на Руси продолжают хоронить по-старому.

Таким образом, оси восток-запад раньше придавали большое значение, причем в самых различных обрядах. Сегодня эта традиция в значительной мере уже забыта. Но поскольку мы анализируем старинные свидетельства, нужно обязательно учитывать это обстоятельство. Итак, возвращаясь к Черному Камню, сделаем вывод:

(11) Черный Камень, или его обломки, в Первой Каабе могли размещать как в центре здания, так и в его восточном или западном углу, то есть по линии восток-запад, подчеркивая тем самым траекторию движения Солнца — как отца Фаэтона = метеорита = Черного Камня.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Восток и запад

Восток и запад Границы юга и севера в славянских землях еще можно выявить, хотя бы примерно.Границы востока и запада определить невозможно в принципе, потому что восток — понятие совершенно условное. Это не географическое понятие. В каждую историческую эпоху восток

ЗАПАД И ВОСТОК

ЗАПАД И ВОСТОК В Западной Европе самой могущественной была держава франков. В ходе Великого Переселения они благоразумно не полезли в драки вокруг Рима, а захватывали то, что «плохо лежит». И их государство раскинулось на территориях нынешних Франции, Бельгии, Голландии,

На Восток и на Запад

На Восток и на Запад И но ведь кто бьет — тот лутче, а кого бьют да вяжут — тот хуже. Иван Грозный Военная реформа давала средства для осуществления цели — широкой внешнеполитической программы, разработанной Избранной радой. Новое войско получает первое боевое испытание

ВОСТОК И ЗАПАД

ВОСТОК И ЗАПАД И сказали волхвы: мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему. Матфей 2.2. В огромном мире, называемом Римской Империей, был Запад и был Восток. Западные провинции ещё недавно были страной варваров, здесь лишь недавно появились города, каменные

Восток и Запад

Восток и Запад В реакционную эпоху истории, закончившуюся 1914 годом, Европа имела время думать. Немецкий бюргер, французский ситуайен, русский интеллигент за кружкой пива, стаканом вина или рюмкой водки имели возможность обсуждать и даже обдумывать факты, идеи и

ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД?

ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД? За первые восемь лет царствования Ивана IV карта Российского государства существенно изменилась. Территория России увеличилась почти в полтора раза — с 2,8 до 4 млн. кв. км.1 Изменился и состав населения. Великороссы отныне составляли лишь около половины

Восток или запад?

Восток или запад? 1 Водарский Я. Е. Указ. соч., с. 23.

На Восток или на Запад?

На Восток или на Запад? После того как была оккупирована Польша, перед Гитлером встал вопрос — осуществить нападение на СССР или же сначала разгромить Францию и Англию? Если бы Гитлер пошел на восток и овладел жизненным пространством, о необходимости которого он открыто

Восток – запад

Восток – запад С севера на восток и до самого юга тянется часть, называемая Азией. В этой части мира все красиво и пышно, там владения земных плодов, золото и драгоценные камни. Там находится и середина земли. И потому, что сама земля там во всем прекраснее и лучше, люди, ее

Запад – Восток

Запад – Восток 1977 год был урожайным на эмиграцию диссидентов. Однако дело было не столько в количестве уехавших, сколько в эффекте их отъезда. Впечатление было тяжелое. Разумеется, никто не давал обязательств бороться за права человека до последней капли крови. Каждый

Индия и Запад – «Запад есть Запад, Восток есть Восток»

Индия и Запад – «Запад есть Запад, Восток есть Восток» Следует учесть, что цивилизация Индии по возрасту, как заметил Неру, «равна своим сестрам в Египте, Китае и Ираке, и даже Древняя Греция приходится им всем младшей сестрой». А вот история большинства европейских и

Заключение ЗАПАД ЕСТЬ ЗАПАД? ВОСТОК ЕСТЬ ВОСТОК?

Заключение ЗАПАД ЕСТЬ ЗАПАД? ВОСТОК ЕСТЬ ВОСТОК? Мы живем в сплетении всех культур былого: это тонко чувствуют некоторые поэты, например М. Волошин, написавший: В прошлом разомкнуты древние звенья. В будущем смутные лики теней. Может быть, поэтому во многих из нас подспудно

Как хоронили своих покойников жители южных Анд?

Как хоронили своих покойников жители южных Анд? Для реконструкции представлений о жизни и смерти того или иного народа важно знать, как хоронили всех, а не только крупных начальников. Хотя и существует одно любопытное правило: начальников хоронят в соответствии с

Они и мы. Восток и Запад

Они и мы. Восток и Запад Смотри, как запад разгорелся Вечерним заревом лучей, Восток померкнувший оделся Холодной, сизой чешуей! В вражде ль они между собой? Иль солнце не одно для них И, неподвижною средою Деля, не съединяет их? Федор Тютчев, 1838 От персоналий вернемся к

Глава IV. Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и вместе им не бывать никогда? Находки на мысе Токмак

Глава IV. Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и вместе им не бывать никогда? Находки на мысе Токмак Плинию уже кое-что известно о Балтийском море: он ссылается на сообщения моряков, плававших до Кимврского мыса, когда говорит, что далее к востоку лежит скифская страна и

Источник