Меню

Источник света это физика 6 класс



Урок по физике в 6-м класе на тему «Источники света. Свет и тень»

Разделы: Физика

  1. Формирование познавательного интереса к физике.
  2. Воспитание стремления к познанию
  3. Воспитание уважения к товарищу

Оборудование: Теллурий, прожектор для теневой проекции, лампа накаливания, свеча, амперметр, вольтметр, плитка, электромагнит, слайды с видами солнечного и лунного затмений.

Приемы и методы 1. Организационный момент 1 мин Приветствие учеников, сообщение цели урока 2. Проверка домашнего задания 2 мин Устный опрос, фронтальная проверка 3. Кратковременная контрольная работа 15 мин Самостоятельная работа учащихся 4. Подготовка к усвоению нового учебного материала 3 мин Отгадывание кроссворда 5. Изучение нового материала 13 мин Рассказ-беседа, просмотр презентации, записи в тетради и на доске. 6.Лабораторная работа 4 мин Фронтальный эксперимент 7. Закрепление новых знаний 4 мин Устный опрос учащихся 8. Домашнее задание 2 мин Сообщение и объяснение учителем домашнего задания 9. Подведение итогов урока 1 мин

I. Организационный момент.

Проверяется готовность учащихся к уроку, сообщается цель урока.

Сегодня на уроке мы проверим, как вы усвоили тему «Электромагнитные явления» и познакомимся со световыми явлениями.

II. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были нарисовать различные действия тока (нагревательное, магнитное, химическое) Приведите примеры.

III. Всесторонняя проверка знаний.

Мы рассмотрели с вами электрические явления, и сейчас вы возьмете карточки с небольшой контрольной работой, на обратной стороне напишите фамилию и приступайте к решению. На работу вам отводится 15 мин.

Контрольная работа по теме « Электрические явления»

IV. Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Показываются приборы, изученные при прохождении этой темы (источник, плитка, амперметр, электромагнит, раствор медного купороса с электродами, вольтметр, обозначение на схеме звонка, электрическая цепь).

Отгадав кроссворд, мы получили название темы нашего урока: «Свет и тень».

Записывается тема урока.

V. Объяснение нового материала.

Свет в нашей жизни играет огромную роль. С помощью света человек видит и получает 90% сведений о мире.

1) Источники света делятся на горячие и холодные.

(Демонстрация лампы накаливания, свечи)

Горячие источники кроме света выделяют еще тепло.

Приведите примеры горячих и холодных источников.

Как распространяется свет от источников.

2) От источника свет распространяется по прямым линиям, которые называют световыми лучами.

(Демонстрация прямолинейного распространения света. Луч света вдоль экрана.)

Перечисли известные тебе факты, которые доказывают, что свет распространяется прямолинейно.

Свет очень быстро распространяется в пространстве, его скорость 300 000 км/с. Это самая большая скорость, которая известна человеку.

3) Свет легко проходит через воздух и через воздух, стекло

Как называют такие вещества? (прозрачными). Например:___ (примеры учащихся)

Вещества, которые поглощают свет, т.е. не пропускают его совсем, называют непрозрачными или светонепроницаемыми. Например: _____ (примеры учащихся)

4) За непрозрачным телом может образоваться тень – область пространства куда не попадает свет.

(Демонстрация источник света, преграда, экран.)

Тень может быть темной, или густой. Такая тень называется полной.

Вид тени зависит от размера источника света и расстояния до него.

Давайте перенесемся в страну теней. Рис силуэтов.

Прадеды наши умели если не ловить свои тени, то извлекать из них пользу: с помощью теней рисовали «силуэты» — теневые изображения человеческой фигуры

В наши дни благодаря фотографии каждый имеет возможность получить свой портрет. Но в 18 веке портреты, заказываемые художникам, стоили больших денег и были доступны немногим. Вот почему так распространены были силуэты. Они заменяли тогда фотографии. Мы пользуемся светом, предки наши для той же цели пользовались его отсутствием – тенью.

Читайте также:  Дополнительные светодиодные фары ближнего света для автомобиля

Интересно происхождение самого слова «силуэт»: оно заимствовано от фамилии французского министра финансов Этьена де Силуэт, призывавшего своих расточительных современников к разумной бережливости и упрекавшего французскую знать в чрезмерных тратах на картины и портреты. Дешевизна теневых портретов подавала повод шутникам называть их портретами «а ля силуэт» (по Силуэту)

Демонстрация. Давайте попробуем получить силуэт ученика.

6) Театр теней. Театр теней зародился в Китае, он был основан (придуман) примерно в двухсотом году до нашей эры. Из северного Китая, где зародился театр, он распространился по всей стране, затем он стал известен в центральной Азии благодаря Монгольской армии, а затем уже театр перешёл в Европу (Германия, Франция) становясь популярным по всей территории. Актерами могут быть куклы, вырезанные из бумаги (например, Химила), руки и сами люди. Наверное, каждый из вас может продемонстрировать несколько фигур.

Демонстрация теневые фигурки из рук силуэты Химилы, Физикона.

7) Тени в космосе: С прямолинейным распространением света и с тенью связаны такие грандиозные природные явления как солнечное и лунное затмения. Демонстрация теллурий. Там где на землю ложится полная тень от луны наблюдается полное солнечное затмение, где полутень — частное.

Слайды с видами солнечного и лунного затмений.

— Полное солнечное затмение даже у знающих людей оставляет впечатление на всю жизнь. Какой же страх испытывали люди, считавшие Солнце божеством, если среди бела дня оно исчезало. Если о затмении не знать заранее даже не заметишь, что оно началось. Сначала Солнце окажется я ущербом, небо потемнеет, становится как-то тревожно не по себе, солнце исчезает и вместо него на небе образуется темный круг с невиданной короной.

— Когда происходило солнечное затмение, среди людей начиналась паника. Им казалось, что с Солнцем начинал борьбу чудовищный дракон. Он стремился проглотить Солнце. Люди считали, что Солнцу надо помочь, криками прогнать злого дракона и освободить Солнце. Затмение кончалось, и люди думали, что помогли Солнцу спастись.

— В Древнерусской поэме «Слово о полку Игореве» тоже есть описание солнечного затмения, во время похода князя против половцев, которое вызвало суеверный страх у дружинников, и поход действительно кончился неудачей для Игоря и как считал автор поэмы что « не послушал он знаменья Солнца».

— Полное затмение длится несколько мин, затем серпик Солнца выходит, продолжается частное затмение.

— При полном солнечном затмении наблюдается солнечная корона, но в одной местности оно встречается редко, примерно 1 раз в 300 – 400 лет

— Вот, например Москва. За всю ее историю жители наблюдали полное солнечное затмение всего 3 раза:1-е в 1140 г, 2-е 7 июня 1415 г, 3-е во времена Ивана 3, ближайшее полное затмение произойдет в 2126 г в 11 часов.

— Лунные затмения также вызывали ужас, страшная паника возникла в Стамбуле. Стража залезла на крышу дворца и пытается прогнать дракона, который напал на Луну.

— В ходе затмения красноватая пелена наступает на диск. Лунное затмение может длиться часа 2, затем оно идет на убыль. Луна попадает в земную тень, поэтому она надолго может погрузиться в темноту.

— Интересен случай с Колумбом, попав в затруднительное положение с пищей и водой, он призвал вождей и сказал, что если те откажутся ему помогать, то он похитил Луну. Вожди не поверили и ушли. Вечером взошла полная Луна, когда же она начала краснеть, их охватил ужас. Вожди принесли ему продукты и стали умолять вернуть им Луну. Колумб согласился и действительно, скоро Луна появилась.

Читайте также:  Параметры проверки света фар

С помощью тени можно изготовить «теневые» или солнечные часы.

Итак, мы теперь с вами знаем, что свет нам дают источники света, свет распространяется по прямым линиям, называемым световыми лучами, за непрозрачными телами образуется тень.

VI. Лабораторная работа «Свет и тень» Задание 1.

VII. Закрепление новых знаний.

1. Почему учащиеся в классных комнатах должны сидеть так, чтобы окна были слева?
2. В какое время суток на Земле можно наблюдать солнечное (лунное) затмение.
3. Почему солнечное затмение можно одновременно наблюдать лишь на части поверхности Земли?

VIII. Домашнее задание.

С 105-108, л/р «Свет и тень» в качестве источника света можно взять свечку, задание 2,3, с 109 по желанию. Принести зеркальца для путешествия в страну «Зазеркалье».

Источник

источники света
презентация к уроку по физике (6 класс) на тему

6 класс пропедевтика

Скачать:

Вложение Размер
istochniki_sveta.pptx 1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Оптика — раздел физики, изучающий процессы излучения света, его распространения и взаимодействия с веществом.

Что такое свет? Свет – это излучение, воспринимаемое глазом.

Источники света Естественные искусственные тепловые люминесцирующие

Естественные источники света — это природные материальные объекты и явления . Солнце Кометы Звездные скопления Полярное сияние Метеориты и болиды

Лесные светлячки Светящаяся рыба

Искусственные источники света — технические устройства различной конструкции, основным предназначением которых является получение светового излучения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока с применением ЭОР.

На уроке учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения.

Интерактивная презентация к уроку «Источники света. Распространение света» 8 класс , содержит небольшой тест.

Разработка урока на котором учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з.

Урок на тему «Источники света.Распространение света » Глава «Световые явления» 8 класс.

Урок физики по теме 8-класса «Источники света. Прямолинейное распространение света» предполагает знакомство и изучение нового материала. Урок построен с применением интерактивной доски, состоит .

Проверочная работа на 15-20 минут, 8 класс, раздел «Световые явления».

Источник

Источники света

Общие понятия

Свет — это результат физического процесса, происходящего в атомах вещества. Атомы, получая энергию извне (нагрев, облучение), часть ее передают электронам. Электроны сначала возбуждаются, а затем начинают терять энергию, переходя на нижние энергетические уровни. Каждый переход происходит с излучением фотонов — частиц света, которые воспринимает наш глаз. Фотоны могут проявлять себя либо как волна, либо как частица.

Одной из главных характеристик электромагнитного излучения является длина волны. К видимому свету относятся излучения с длиной волны от 8*10 -7 до 4*10 -7 м, то есть от красного до фиолетового света.

Свет распространяется в вакууме со скоростью 300 000 км/с или 3*10 8 см/с. Это самая большая скорость в природе для любых частиц и взаимодействий.

Первые источники видимого света, которые человек изобрел для собственных нужд, использовали разные виды горючего топлива: дерево, жир, сало. В конце XIII швейцарец Аргант изобрел лампу с фитилем, в которую в качестве топлива заливался керосин. Американец Томас Эдисон изобрел лампочку накаливания в конце XIX века. И если лампа с фитилем давно превратилась в настоящий антиквариат, то лампочка накаливания до сих пор верой и правдой служит человеку.

Естественные источники света

К естественным относятся источники света, дарованные нам природой:

  • Солнце;
  • Луна. Правда, сама она не излучает, а только отражает солнечный свет, но это не мешает считать ее прекрасным, естественным источником света в ночное время. Кстати, из космоса наша Земля смотрится также, отражая солнечный свет;
  • Звезды на ночном небосклоне;
  • Метеориты, кометы, болиды;
  • Полярное сияние;
  • Разряды атмосферного электричества (гроза, молния);
  • Объекты животного (глубоководные медузы, моллюски, планктон, лесные светлячки) и растительного миров (некоторые грибы), способные излучать свет.

Рис. 1. Примеры естественных источников света.

Искусственные источники света

Этот вид источников является результатом интеллектуальной деятельности многих поколений учений и изобретателей:

  • Лампы накаливания. Они излучают свет вследствие разогрева нити накаливания из тугоплавких металлов (например, вольфрам) до температуры в несколько тысяч градусов. Нить накаливания помещена в стеклянную колбу, из которой предварительно откачивают воздух и наполняют инертным газом (гелий, неон), предотвращающим перегорание нити;
  • Галогеновые лампы. Это усовершенствованный вариант ламп накаливания. В них вместе с инертным газом добавляют галогеновый газ (бром или йод). Этот прием позволяет продлить срок эксплуатации лампы. Еще вместо обычного стекла для корпуса используют толстое кварцевое, которое выдерживает более высокие температуры, чем обычное стекло;
  • Газоразрядные лампы. Этот вид источников создает видимое излучение за счет электрического разряда в смеси газов с добавлением паров некоторых металлов. Эти лампы чаще всего используются для уличного освещения и освещения производственных помещений. Неоновую световую рекламу изготавливают по этой технологии;
  • Люминесцентные лампы. Внутренняя поверхность таких ламп покрыта специальным химическим составом, который называется люминофором. Сначала происходит электрический разряд в газе, как в обычных газоразрядных лампах. В разряде есть высокоэнергетичные фотоны ультрафиолетового диапазона, невидимые глазу. Эти фотоны возбуждают атомы и молекулы люминофора, которые излучают видимый на выходе свет. Эти лампы массово используются для освещения офисов, магазинов, производственных помещений.
  • Светодиоды или LED-источники. Это самый современный, массовый полупроводниковый источник света. Излучение возникает в результате протекания электрического тока через pn переход полупроводникового диода. Выпускаются лампочки дающие основные цвета: белый (дневной), зеленый, красный, синий, голубой. Использование этих ламп дает существенную экономию электроэнергии при эксплуатации осветительных приборов. Светодиоды имеют огромный срок службы (свыше 50000 часов) по сравнению с прочими источниками;
  • Лазеры. Этот источник света для видимого диапазона в последние годы становится массовым в связи с использованием малогабаритных полупроводниковых лазеров, которые позволили создать полезные, безопасные в обращении устройства.

Рис. 2. Примеры искусственных источников света.

Примером использования современного источника света может служить лазерный нивелир, который позволяет быстро производить измерение расстояний, углов, выставлять уровни (горизонтальные, вертикальные).

Рис. 3. Лазерный нивелир.

Что мы узнали?

Итак, мы узнали, что источники света бывают искусственные и естественные. Естественные источники существуют независимо от деятельности человека. Искусственные источники появились благодаря умственной деятельности человека, разработке новых технологий и материалов. Большой прогресс в последние годы произошел в области производства светодиодов.

Источник

Свет и его значения © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.