Меню

Импульсное освещение или постоянный свет



Постоянный или импульсный свет в фотографии

Любой фотограф узнает с первых дней, что свет – главный инструмент в фотографии. Научиться им управлять — значит поднять свои работы на новый уровень, достигать хороших результатов в любых условиях освещения. Существует принципиально два вида освещения. Что выбрать, постоянный или импульсный свет в фотографии? Каждый из них обладает своими преимуществами, поэтому важно знать, как использовать оба. Разберемся в основных вопросах, касающихся в данных типов освещения.

Постоянные источники

Постоянным принято считать такой источник, световой поток которого исходит на протяжении длительного времени, от включения до выключения. К таким источникам можно отнести дневное освещение, лампу накаливания, прожектор, фонарик и прочее. Как видно из перечня такие источники условно можно разделить на естественные и искусственные, между которыми есть некоторые различия.

Каждый человек скорее всего сделал свой первый снимок именно при помощи постоянного источника – на улице или в помещении. Постоянный свет более доступен, чем импульсный. Хотя постоянное освещение привычно, для фотографии все же имеются свои особенности.

Особенности постоянного источника света

Среди особенностей, которые сопутствуют работе, различают:

  • Работа с помощью регулировки выдержки или ISO. Вы не можете управлять мощностью светового потока (не считая студийных условий). Камера улавливает столько света, сколько его излучает источник. В случае нехватки освещения остается довольствоваться увеличением времени работы затвора фотоаппарата или усилением светочувствительности, при условии постоянной диафрагмы, невозможности ее изменения по соображениям идеи фотографии;
  • Фотографирование при постоянном освещении позволяет нажимать кнопку спуска затвора в любое время, не боясь, что в это время не будет работать освещение. Так бывает при использовании вспышки. Данный вид освещения лишен подобного недостатка;
  • Возможность видеть кадр еще до спуска затвора. Предпросмотр – весомый плюс постоянного освещения. Фотограф может планировать светотеневой рисунок и настраивать параметры съемки без пробных фотографий, так как результат виден на экране все время;
  • Естественный постоянный свет, а также уличный искусственный не требует от фотографа наличия источников питания. Солнце или уличные фонари светят не зависимо от того, есть ли у Вас батарейки в кармане;
  • Смешение или резкое изменение постоянного освещения может повлиять на настройки баланса белого, с эти нужно быть внимательным.

Указанные особенности являются как достоинствами, так и недостатками. При этом одна и та же особенность может оказаться одновременно плюсом и минусом, в зависимости от стоящих перед фотографом задач.

Плюсы и минусы

Для начала рассмотрим плюсы:

  • Постоянность освещения. Это не тавтология, а отличительная особенность. Вы не думаете о наличии света, а просто работаете с ним, подстраиваясь под его небольшие изменения. Проблемы его отсутствия не будет;
  • Предпросмотр. Планирование светотеневого рисунка и других элементов на начальных этапах. Вы в режиме «онлайн» наблюдаете за всеми изменениями, вносите корректуры;
  • Доступен каждому. Только Вы и фотоаппарат. Ни фонарей, ни накамерных вспышек. Работаете с тем, что имеется вокруг;
  • Возможность собрать самостоятельно осветительное оборудование. Например, для предметной съемки или натюрмортов.

Есть и минусы, хотя их сравнимо меньше:

  • Затруднена съемка движущихся объектов с использованием малых значений ISO. Если требуются такие параметры, то постоянного источника может не хватить, если речь не о ярком солнечном полудне;
  • Управление световым потоком также затруднено. Вы не можете направить естественный свет нужным образом, не можете увеличить мощность. Безусловно есть отражатели, фильтры (ND – для снижения потока), можно увеличить выдержку или ISO. Но в целом, постоянный свет менее подвластен управлению, когда речь идет не о студии;
  • Если вы используете фонари на аккумуляторах, то такой заряд будет быстро расходоваться, так как устройство будет включено даже тогда, когда не используется.

Область применения постоянного источника света

Несмотря на имеемые ограничения и недостатки, постоянный свет – это то, с чем мы живем. Поэтому область применения такого рода освещения – все жанры фотографии, уж тем более – видео. Есть случаи, когда предпочтительно использовать импульсный свет, но и тогда постоянный может быть применен и поможет достичь требуемых результатов.

Читайте также:  Как с помощью солнца можно определить стороны света

Чаще постоянный свет используется, когда есть возможность управлять выдержкой без ущерба для идеи фотографии. Тогда достижимы любые результаты. Это, безусловно, пейзажи, предметная и интерьерная съемка, натюрморты. Ночной пейзаж также привлекателен благодаря постоянному свету и выдержке.

Импульсные источники

Вторым видом освещения фотографа является импульсный свет. Как видно из названия, отличительная особенность такого освещения — использование импульса. Импульс является краткосрочным, но мощным. С учетом, что выдержка большинства кадров тоже относительно краткосрочна, импульса вспышки бывает достаточно, чтобы осветить кадр. Высокая ее мощность позволяет использовать сверхкороткие выдержки (до 1/500) и получать требуемые результаты.

В основе импульсного источника лежит конденсатор, накапливающий энергию от аккумулятора, затем разом ее отдающий в виде мощной вспышки лампы. Отсюда вытекают некоторые особенности использования импульсных осветительных устройств.

Особенности импульсного источника света

Особенности импульсного света объясняются его искусственным происхождением. С нюансами работы при использовании данного типа приходится считаться. Безусловно отличия такого освещения от постоянного влекут за собой свои плюсы и минусы:

  • На заряд конденсатора требуется время. На это может уйти всего секунда, но она может многого стоить. Упущенный в нужный момент кадр, по причине перезаряда вспышки – нередкое явление;
  • Невозможность использовать серийную съемку. Импульсный источник попросту не будет успевать заряжаться;
  • Ограничено минимальное значение выдержки. Так называемая выдержка синхронизации – это та выдержка, при которой в кадр не попадут шторки затвора. Часто это значение равно 1/200 секунды, что зависит от модели фотокамеры. Есть варианты с выдержкой синхронизации 1/250. Существует также высокоскоростная синхронизация. Одним словом, данный параметр требует учета при использовании и является отличительной особенностью импульсного устройства;
  • При использовании импульсного света существуют понятия синхронизации по первой и по второй шторке затвора. Использование того или иного способа приносит разные результаты;
  • Импульсное световое оборудование нуждается в источнике питания. Это могут быть батарейки или электрическая сеть. Но не бывает импульсного источника естественного происхождения (разве только молния, что на практике нереализуемо).

Достоинства и недостатки

К сильным сторонам импульсного светового оборудования относятся:

  • Большая мощность;
  • Возможность иметь источники освещения при себе;
  • Гибкие возможности управления световым потоком;
  • Возможность объединить все источники в одну систему.

Слабыми сторонами являются:

  • Невозможность использования сверхкоротких или длительных выдержек;
  • Невозможность видеть результат до спуска затвора;
  • Необходимость иметь источник питания;
  • Периодические несрабатывания вспышек во время перезарядки.

Несмотря на паритет по количеству плюсов и минусов, использование импульсного устройства – это всегда хорошо. Всегда лучше иметь дополнительное осветительное оборудование, чем довольствоваться тем, что есть. Однако, у каждого типа освещения свои задачи.

Область применения импульсного источника света

Чаще импульсные осветительные устройства используется при съемке портрета в студии. Также использование накамерных вспышек целесообразно во время репортажной фотосъемки в помещениях. Именно в данных двух жанрах фотографии импульсное световое оборудование встречается чаще всего. Но это вовсе не лишает его возможности применения в любых других направлениях. Области применения всегда зависят от преимуществ, поэтому студия, где управление световым потоком важно, и репортаж, где необходимо иметь достаточно освещения для получения четкости и качества, являются основными направлениями использования импульсных осветительных устройств.

Становится понятно, что от знакомства с фотоаппаратом начинающему фотографу важно быстро перейти к изучению освещения. Свет – голова в фотоделе, а типов у него всего два. Это не так много для их изучения. Теперь Вы знаете, постоянный или импульсный свет в фотографии лучше использовать, в зависимости от направления Вашего развития в фотоискусстве. Важно понимать, что данные источники могут быть взаимозаменяемы при необходимости, ведь наличие освещения любого происхождения лучше, чем его нехватка.

Источник

Постоянные и импульсные источники света

Свет – это основной инструмент фотографа. При помощи света мы в буквальном смысле рисуем изображение. Мягкий женский портрет или фотографию мужчины с жестким освещением, закатное небо или лунный пейзаж – от выбора освещения на 80% зависит успех вашего кадра. В предыдущих статьях мы уже поговорили о цветовой температуре света, направлении света, законах распределения света и характере освещения. В этой статье давайте разберем особенности постоянных и импульсных источников света.

Читайте также:  Мировой порядок галактический союз сил света

По характеру работы и продолжительности освещения источники света разделяют на постоянные и импульсные (переменные).

Постоянные источники освещения излучают свет непрерывно, т.е. в течение времени работы постоянно освещают объект съемки. К постоянным источникам можно отнести естественный дневной свет, а также искусственный свет от ламп накаливания, электроприборов, фонарей, ламп дневного света, специальный видеосвет, студийные источники постоянного света и т.п.

Импульсные же источники освещения излучают свет только на непродолжительное время (на долю секунды) по команде фотографа. Импульсными источниками являются всевозможные разновидности фотовспышек – встроенные и внешние накамерные вспышки, студийные импульсные моноблоки.

Импульсный источник может за тысячную долю секунды выдать количество света, необходимое для регистрации изображения на светочувствительной матрице фотоаппарата. В то время как для получения достаточного количества света от постоянных источников обычно требуется более продолжительное время их работы. В зависимости от интенсивности освещения это время может составлять от тысячных долей секунд ярким днем до десятков секунд при съемке ночных пейзажей, тусклых фонарей, звезд и др.

Итак, основное отличие постоянных и импульсных источников света в характере их работы. Это отличие и порождает особенности съемки с постоянным и импульсным светом. С постоянным светом все более менее понятно и несложно – все фотографы начинают снимать прежде всего с постоянным естественным светом.

Особенности съемки с постоянными источниками света:

1. Основной параметр экспозиции, который регулирует количество постоянного света – это выдержка. Конечно, выдержка работает неразрывно с диафрагмой и ISO. Но главное, что при работе с постоянными источниками у фотографа практически нет ограничений по значению выдержки (кроме ограничений, связанных с появлением шевеленки от дрожания камеры и смазов при съемке движения). Ее можно выставлять сколь угодно короткую при съемке на ярком солнце, например, или сколь угодно длинную – для регистрации движения звезд.

2. Вы можете сделать кадр в любой момент времени с уверенность в 99%, что постоянный источник будет светить так же, как он светил минуту назад. В течение времени работы постоянные источники могут незначительно изменять интенсивность света и цветовую температуру, но обычно это происходит постепенно, позволяя фотографу приспособиться к изменениям. Единственное исключение – это яркое солнце в облачный день, которое то выходит, то заходит за облака, в результате чего существенно меняется характер освещения.

3. Есть возможность еще до нажатия кнопки спуска сразу увидеть и оценить характер освещения, светотеневой рисунок и конечный вид, который примет объект съемки на фотографии.

4. Если постоянный источник света естественного происхождения, то вы ограничены в управлении его мощностью и направлением. Съемка с естественным светом – это приспосабливание к условиям освещения. Варианты могут быть разные:

— ждать подходящего света (времени суток, погоды и т.п.)

— выбирать локацию с походящим светом

— использовать укрытия, отражатели, рассеиватели для улучшения качества света и т.п.

А чем же отличается работа с импульсными источниками? Почему иногда не срабатывает вспышка? В чем сложность работы с импульсным светом? Ответы на все эти вопросы вы найдете ниже.

Читайте также:  Галогенные лампы ge н7 megalight ultra 90 света

Особенности съемки с импульсными источниками света:

1. «Свет» можно брать с собой и полностью контролировать мощность, направление, характер, ширину светового потока и иногда даже задавать регулировать цветовую температуру при помощи насадок.

2. Для работы импульсных источников света нужна электроэнергия. Если мы говорим об обычных внешних вспышках, то проблема решается приобретением батареек или аккумуляторов. А вот со студийными моноблоками на выезде придется посложнее – помимо самих приборов, стоек и сотфбоксов вам придется тащить генератор и подключать к нему приборы. Причем чем больше источников и чем дольше время съемки, тем дороже и тяжелее будет этакая «батарейка» для выездной студии. При съемке в помещении, конечно, проблем с доступом к электросети не возникает.

3. Импульсные источники с крайне коротким импульсом позволяют заморозить движение даже на «длинной» выдержке. Например, при использовании внешней вспышки вы сможете получить «замороженное» изображение человека в прыжке даже на выдержке, например, 1/125 секунды, которая не заморозила бы то же самое движение при съемке с постоянным светом. Обращаю ваше внимание, что не все импульсные источники обладают достаточно коротким импульсом для использования в качестве «замораживающего». Например, недорогие студийные моноблоки обычно не позволяют заморозить брызги воды в студии. Поэтому опытные фотографы для заморозки воды используют либо внешние вспышки, либо снимают на коротких выдержках с постоянным светом.

4. Некоторые недорогие импульсные моноблоки при полном совпадении названий модели моноблоков могут слегка отличаться по цветовой температуре. Т.е. импульсы, генерируемые двумя одинаковыми источниками могут слегка отличаться по температуре друг от друга. Однако это не критично и только в крайних случаях заметно при просмотре фотографий.

5. Не сразу видно светотеневой рисунок, который дают импульсные источники (прежде всего – внешние вспышки). Только студийные моноблоки со встроенной функцией пилотного света позволяют предварительно примерно оценить схему освещения. При работе же со вспышками приходится выставлять свет «на глаз» и делать тестовые снимки, подбирая положение и настройки вспышек.

6. Ограничение по выставлению выдержки – в режиме стандартной (не высокоскоростной синхронизации) нельзя выставлять выдержку короче выдержки синхронизации камеры со вспышкой (обычно не короче 1/200-1/320 с, в зависимости от модели камеры). При нарушении данного правила часть кадра будет закрыта черной полосой – затвором фотоаппарата.

7. Импульсные источники могут не сработать в момент нажатия на спуск, и кадр будет потерян. Наиболее частые причины несрабатывания вспышек и моноблоков:

· Вспышка «уснула» после продолжительного бездействия с вашей стороны. Для этого достаточно повторно нажать на спуск или на кнопку срабатывания на синхронизаторе

· Сели батарейки (в самой вспышке или в синхронизаторе) – заменить батарейки или аккумуляторы (всегда имейте запасные)

· Отошел контакт – проверьте, надежно ли закреплена вспышка, есть ли контакт с синхронизатором

· Перегрев – сделайте небольшой перерыв в съемке. Если перегрелась внешняя вспышка, вытащите батарейки (они будут невыносимо горячими) и положите их отдельно от вспышки – так они остынут быстрее

· Не срабатывает синхронизация – проверьте работоспособность синхронизатора, возможно, нарушена максимальная дистанция синхронизации и синхронизатор просто «не добивает»

· Перегорела лампа – внешнюю вспышку несем в ремонт, в моноблоке заменяем сгоревшую лампу на новую (если есть запасная)

Эти особенности работы постоянных и импульсных источников света нужно знать не только для более эффективной работы с каждым из типов света в отдельности, но для достижения интересных эффектов при съемке со смешанным светом. Но подробнее об этих техниках в отдельной статье. А пока посмотрите видеоурок по смешиванию источников освещения с разной цветовой температурой (съемка со смешанным светом).

Надеюсь, теперь вы имеете общее представление об различных источниках освещения. Теперь самое время закрепить все на практике!

Источник