Меню

Группа художники по свету



Художник по свету Андрей Луканин — о работе с Дельфином, Бабкиной и рейвами

В новом выпуске рубрики о людях, которые делают музыку такой, какой мы ее слышим и видим, — инженер по свету с десятилетним опытом работы Андрей Луканин, делавший все последние концерты Дельфина (и не только его).

Я раньше был музыкантом, работал со звуком на студии. Как-то лет 15 назад друзья мне порекомендовали поработать в компании, занимающейся арендой концертного оборудования . Я попробовал — и втянулся. Потихонечку начал учиться. На первых этапах это достаточно тяжело: нужно работать со световыми приборами, конструкциями из ферм, таскать, вешать их, паять коммутацию и так далее. Но это единственный способ узнать технологический процесс: техники подвесов, типы оборудования, коммутация.

Работа художника по свету может выглядеть по-разному в разных странах, коллективах и на разных площадках. В самом идеальном варианте художник занимается исключительно сценографией света — как он будет работать с декорацией, видеоинсталляцией, музыкой, подбором необходимого оборудования, развесом и визуализацией. Ему необязательно программировать пульт: он отрисовывает весь проект заранее на студии, а потом уже программист, стоящий за пультом, делает всю ручную работу. В моем случае, когда я работал с Дельфином над концертом в «Арене», я занимался всеми процессами от проработки и визуализации до программирования и управления. Не все прошло гладко, скажем так. Вместо одиннадцати утра я смог начать работу только в три, а это серьезная потеря во времени. Многое не успел, пришлось дорабатывать импровизационным путем. Но идеала не существует.

Работу Андрея Луканина на последнем концерте Дельфина можно оценить в полной мере: его запись выложена на YouTube целиком

Во время прокатной работы часто приходится работать с группами, которые до концерта не слышал. Это в основном бывает на корпоративных мероприятиях, с артистами, материал, которых как правило, не знаешь — формат музыки не мой. И приезжают они, естественно, очень редко со своим художником, и то хорошо, если кто-то подойдет и скажет тебе о каких-то особенностях, предпочтениях. Да и вспоминают, как правило, прямо перед выступлением, так что времени перепрописывать все нет. Приходится работать шаблонно. Тут нужно учитывать не только интересы артиста, но и гостей и организаторов. Шаблон — лучшее средство в экстренных ситуациях. Заранее прописанные и отработанные сцены, цветовые палитры, готовые ходы.

Бывает, приходишь на концерт как зритель и обращаешь внимание на ошибки художника по свету. Например, когда человек просто ничего не делает. Или даже у иностранцев бывает: огромное шоу, много света, куча возможностей, а человек их все показывает в куче в первые четыре квадрата. И все — людям бесполезно что-то еще показывать, они все увидели в первую минуту, чем можно было удивить. А артисту еще час работать.

Есть вещи, которые недопустимы в работе со светом. Например, если от тебя требуют полной темноты или легкий ультрафиолетовый фон, а ты вдруг в какой-то момент взял и включил белое — это криминал. Бывают мероприятия, которые делаются в первую очередь для телевизора. Соответственно, тут много запретов и ограничений, связанных со съемочной работой. Свет должен быть мягкий, у него обязательно должен быть отработан контровой свет, он создает объем, свет не должен пересвечиваться. Если ты уже дал белый и баланс белого на камеры отстроен, а потом ты вдруг решил поменять температуру, контраст или яркость — будут проблемы с картинкой. Еще важно четко попадать в ритм, соблюдать законы музыки. Если художник по свету не попадает в долю, это будет людей раздражать.

Читайте также:  Дженнингс сайрита темный свет 3 светлые тени

Пример выдающейся работы художника по свету: выступление Muse на стадионе в японском городе Саитама этой весной

Со светом, как и со звуком, на российских площадках беда. Люди вкладывают огромные деньги в оборудование, а на людях, которые будут его обслуживать, экономят. Иной раз смотришь: инсталляция хорошая, дорогая, неплохо все сделано — но все настолько запущено или находится в таких неадекватных руках, что это теряет смысл. Можно было заплатить в разы меньше, но нанять людей, которые все это будут усердно протирать, настраивать, чинить и так далее. Почему-то считается, что один раз можно купить, повесить, и оно, как скатерть-самобранка, будет само все делать. Правда, у нас и людей много таких, которые считают, что если им мало платят, то и не надо работать. Это неправильно. Взялся за работу — делай ее хорошо.

Организаторы, конечно, хотят заработать. Поэтому в первую очередь страдает свет, который всегда можно сократить. На звуке сэкономить сложно: есть жестко прописанные райдеры. Световой райдер есть не у всех артистов, поэтому на этом экономят. Это что касается корпоративных мероприятий, а если брать концерты групп — это просто вопрос бюджета.

Для художника по свету в России есть театральное образование, можно что-то почитать и перенять у театральных коллег. Но это, как правило, статичный свет — там учат плановости, выдержке, сдержанности. Есть много хорошей иностранной литературы . Сейчас все смешалось, технологии достигли высокого уровня: свет, видео, пиксель-маппинг, а этому у нас не учат. Лучше, конечно, читать иностранные книжки, где знаменитые сценографы рассказывают, как они ставят великие шоу. Все-таки там индустрия существует много лет. А у нас пока нет культуры. Они понимают, что и тремя световыми приборами можно сделать шедевр. А можно нагородить за миллион долларов, все светится, моргает — и непонятно зачем.

Еще одна группа, предельно внимательно относящаяся к свету на концертах, — The xx

На концертах, где меня впечатлял бы свет, я не был давно. Но смотрел видео: мне понравились Muse в Японии, естественно, The Chemical Brothers — это нельзя пропустить, обязательно надо смотреть. У Infected Mushroom неплохое было шоу, но в Москве у них все было попроще. Какие-то более театральные шоу мне тоже нравятся, Sigur Rós, например. Но отдельных любимых художников у меня нет. Они же работают в группе всегда — их минимум человек шесть. Сценографы, видеохудожники, художник по свету.

Последний концерт Дельфина мы делали так. Андрей сам придумал концепцию с надувным экраном. Еще был видеохудожник. А я работал в визуальном редакторе и под каждый трек находил какие-то световые варианты. Много было разговоров, чего не должно быть, что нельзя делать и так далее. Например, психология цвета — очень серьезная вещь. У Дельфина своя палитра. Есть цвета, которые вообще не подходят его музыке. Я никогда раньше так плотно не работал с группой, чтобы два месяца прослушивать материал, рассчитывать, придумывать. Это очень хороший опыт, серьезный.

Я работал на танцевальных вечеринках. Допустим, когда «Gaudi Arena» только начинал работать. Транс, рейв. Там, конечно, своя специфика: если транс, должно быть темно, чтобы хорошо было видно декорации и чтобы был ритмичный цветовой визуальный ряд. R’n’B тоже любит темноту, но там меньше стробоскопов, более плавные движения. Основные цвета — красный, синий, ультрасиний, зеленый.

За десять лет я поработал почти со всеми музыкантами, выступающими на корпоративах. Проще сказать, с кем не приходилось работать. При этом в нашей поп-музыке мне не нравится ничего. Но я знаю, что за этими артистами стоит ряд профессионалов — и их я вполне себе уважаю. Понимаю и оцениваю, насколько они вкладывают много труда.

Читайте также:  Плащ света lineage 2 где взять

Канонический пример грандиозного светового шоу: «Pulse», лондонский концерт Pink Floyd 1994 года

На корпоративах всякое случается: например, у меня на мероприятиях переставал работать пульт. Однажды у меня пульт вообще сгорел. Пришлось вручную все забивать в приборы. Так можно сделать: проходишь и в каждый прибор вбиваешь настройки, и он работает, светит в нужную сторону. Один раз на выступлении Надежды Бабкиной на нее опустилась надувная сцена. Там была такая ретросцена, круглая, ракушка такая. Музыканты стоят на деревянном подиуме, свет на нем же, а сверху — надувная сцена. Она начала сдуваться и падать.

Плохим светом, конечно, можно испортить концерт. Это же основа нашего восприятия. Девяносто процентов информации, которую мы получаем, — это цвет и свет. Если на какую-то медленную, грустную песню с философским текстом я желтым или зеленым начну моргать, это может разрушить настроение. Поэтому я чувствую, что моя работа действует на впечатление, которое получают люди. Иногда это даже слышно. Бывают удачные ходы: например, в нужный момент проходят лучи над залом — это настолько сильно гармонирует с музыкой, что люди начинают вскрикивать. Хотя, в любом случае, люди ходят смотреть на музыкантов, а мы просто помогаем сделать творчество более объемным, красивым и понятным.

Источник

Профессия «Художник по свету»: как создается магия концертов и fashion-шоу

Марина Ларикова, художник по свету с 20-летним профессиональным опытом, провела открытую лекцию в Санкт-Петербурге. Она рассказала, в чем специфика ее работы, как должен выстраиваться процесс подготовки к мероприятию, а также какое оборудование сейчас в тренде. Лекция состоялась в рамках лектория «Ясная поляна». ITMO.NEWS записал главные тезисы.

Освещение на концерте. Источник: unsplash.com

Художник и техник в одном лице

Существует три специальности, которые нередко путают: осветитель, светооператор и художник по свету. Но если разобраться, то станет ясно, что у них всё-таки разные сферы ответственности. Осветитель — это технический специалист, который делает монтаж, подключение, направку света и управляет световым оборудованием. Светооператор частично выполняет функции художника по свету, но в основном в его обязанности входит программирование пульта, создание световой партитуры, направка приборов, как правило, он программирует свет вместе с художником по свету.

А вот художник по свету — это более глубокая профессия, потому что он разрабатывает световую композицию, которая отвечает замыслу режиссера и художника декоратора, в то же время он должен хорошо разбираться в работе с цветом, в светотеневой композиции, электротехнике и подключениях, чтобы не создать макет, который просто невозможно реализовать.

Лекция «Световые решения для мероприятий»

Как говорить о свете и цвете с клиентом

Художник Теодор Юнг говорил: «Свет не умел ставить только мой сосед, потому что он был слепым». Эта фраза должна объяснить вам, что интуитивно в свете разбираются все, потому что свет — это «вкусовщина». Но всё-таки есть профессиональные знания, которыми художник по свету отличается от обывателя, в частности это теория восприятия цвета, цветовая температура, естественное свечение объекта (SRI).

Все эти знания призваны вам помочь понять желания клиента по яркости, тону лиц на фотографиях, освещенности зала и так далее. И в то же время именно эти понятия будут вашей аргументацией, если возникнут спорные вопросы, связанные с пресловутой вкусовщиной в цвете и свете на мероприятии.

Лекция «Световые решения для мероприятий»

Этапы работы художника по свету

Также Марина Ларикова поделилась алгоритмом своей работы, который, на ее взгляд, может уберечь проект от финансовых провалов и неучтенных моментов.

  • Первое совещание. Особенность его в том, что там должны присутствовать все главные лица проекта: заказчик, организатор, художник по свету, мультимедиа-режиссер, технический директор, художник постановщик и режиссер постановщик. Заказчик рассказывает, что он хочет, какие финансовые рамки готов предложить, организатор предлагает идеи, делится тем, как он видит реализацию желаний клиента, совместно с другими специалистами обсуждается реалистичность идеи, возможные решения задумок.
  • Второе совещание. Оно ориентировано на техническую сторону вопроса: поэтому туда приглашаются менеджеры технических компаний-подрядчиков, а на повестку дня выносится размещение приборов, их количество и примерный план монтажа.
  • Третье совещание. На продуманный эскиз накладывается декорация и визуализируется световой макет. Это этап совместной работы декоратора и художника по свету.
  • Утверждение сметы. Окончательный бюджет должен быть озвучен только после того, как творческая и техническая группы утвердят эскиз.
  • Техническое совещание. Художник по свету готовит детальный технический чертеж, визуализацию, программинг, график монтажа и подробное ТЗ для всех служб.
  • Оборудование. Далее художник по свету делает лайтпод для световой компании: обозначает точки подвеса, длины кабелей, расположение тросов и стоек, готовит подробную техническую документацию для подрядчика.
  • Предпрограмминг. Чтобы сэкономить время, художник по свету на этом этапе собирает схему будущей программы, подключается к световому пульту и заранее программирует шоу, чтобы на этапе репетиций нужно было вносить только конкретные правки в зависимости от специфики труппы.
  • Репетиция. В идеале художник по свету должен отработать на двух репетициях, чтобы и он, и артисты смогли запомнить расположение световых точек, динамику выступления и ее синхронизацию со светом.
  • Финальный монтаж, направка света.
  • Мероприятие.
Читайте также:  Как изменить спектр света

Лекция «Световые решения для мероприятий»

Свет для разных мероприятий

На каждом этапе работы нужно задавать конкретные вопросы: по таймингу, ожиданиям и так далее. Но самое первое, что вы должны определить — это тип мероприятия, с которым вы работаете. Существует несколько типов задач, с которыми вы можете столкнуться: театральные спектакли, fashion-шоу, стадионные шоу, боксерские бои, ледовые шоу, концерты, конференции, встречи аудитории сетевого маркетинга, выставки, крупные корпоративные мероприятия, ТВ-съемки (ток-шоу), уличные фестивали, open air.

Вид мероприятия определяет технические особенности предстоящей работы, бюджет, цели, а также сроки, например, для единоразовой конференции вы можете установить сложную монтажную конструкцию, которая не подойдет для гастролирующего концерта. Там нужно придумать механизм, который можно будет достаточно быстро установить и собрать обратно. Если это уличный фестиваль, то стоит предусмотреть изоляцию оборудования от непогоды, схемы по удалению проводов из пространства со зрителями, чтобы никто не споткнулся, не поранился и не сломал конструкцию.

Освещение на концерте. Источник: unsplash.com

Сила светодиода

Основные типы светильников, с которыми художник по свету работает на мероприятии, — это светодиодные палки, «анимационное звездное небо» (диоды в бархате применяются для создания графических элементов), светодиодная лента (для контурного освещения, в особенности на сложных конструкциях и большой высоте), световоды, лазеры.

Сейчас в тренде — Table LED (беспроводные настольные лампы). Они обладают умеренным свечением и могут добавить свет на столы, не мешая гостям, при этом подсветив еду и сервировку для качественных фотографий.

Table LED. Источник: designersofas4u.co.uk

Еще одно трендовое направление в освещении мероприятий — светодиодные браслеты, шнурки, костюмы, управляемые с пульта художника по свету. Это возможность включить зрителей в процесс создания световой картинки мероприятия. Если вы раздадите им на входе браслеты, шарфы или другой элемент костюма, а потом будете управлять его свечением с пульта, то сможете комбинировать свет со сцены с залом, таким образом создавая уникальную картинку.

Источник