Меню

Гроза катерина как луч света



Катерина — луч света в темном царстве сочинение

«Луч света в тёмном царстве», — именно такие слова о Катерине из драмы Алексея Николаевича Островского «Гроза» говорит известный отечественный публицист-демократ Николай Александрович Добролюбов в одноименной статье. Это потому, что Катерина — практически единственный полностью положительный персонаж всей пьесы. Автор пьесы подобрал ей именно такое имя потому, что оно означает «непорочная, чистая». Соответственно, можно сказать, что у главной героини драмы «Гроза» говорящее имя.

Что касается остальных персонажей, то они имеют весьма скверный характер. Они проявляют себя как лицемерные, лживые и, в целом, подлые люди. Именно группа таких людей и есть то самое «темное царство», на фоне которого выделяется главная героиня.

Из пьесы известно, что в юношеские годы Катерина не знала, что её ждёт дальше. Росла она благовоспитанной девочкой в хорошей семье. Когда она вышла замуж (не по своей воле) за Тихона, её жизнь кардинально изменилась. Она стала жить практически в неволе. Муж её, как человек слабохарактерный, беспрекословной выполняющий все, что ему прикажет мать, не заступается перед ней за Катерину. Его мать — злая неприятная женщина, которая ни во что не ставит Катерину и издевается над ней как только может. Лишь чувство верности перед мужем не позволяет ей сбежать из этого самого «темного царства», что она, в прочем-то, очень хочет сделать.

Девушке не доставляет удовольствия жизнь с такими людьми, как и порядки, установленные свекровью. Свекровь даже доводит её до мыслей о том, чтобы покончить с жизнью путём самоубийства.

Когда Катерина влюбляется по-настоящему, ей становится безразлично, что о ней подумают окружающие, увидев её рядом с другим мужчиной. После десяти тайных встреч с действительно любимым человеком она не хочет возвращаться к жизни среди людей, которых она не любит и которые не проявляют к ней никакой заботы (а скорее наоборот, ненависть и злость).

В конечном итоге, Катерина идёт на следующий способ сбежать из «темного царства» совсем: прыгает в реку Волгу, где и гибнет. После смерти жены Тихон словно прозревает: он понял, кого на самом деле потерял и больше не может пресмыкаться перед Кабанихой. Катерина именно после смерти обрела настоящую свободу. Алексей Николаевич Островский на протяжении всей пьесы доносит до читателя, что Катерина не заслужила того, что получила. Она достойна лучшего: семьи, в которой люди имеют характер, соответствующий ей и заботливое окружение.

Сочинение 2

Пьеса «Гроза», вышедшая из-под пера Островского в 1860 году, была напечатана в период, когда в воздухе витали «грозовые тучи», стремящиеся уничтожить многовековое крепостное право.

Как и во многих своих пьесах, в «Грозе» Островский описывает жизнь купечества.

Центральной фигурой является Катерина, резко отличающаяся от остальных персонажей драмы. Выросшая в любви и ласки, познавшая свободу, девушка томится в том мире, куда попала после замужества. Чужая среда, в которой правит злая и жестокая свекровь Кабаниха, безвольный муж, не имеющий права голоса и не являющийся защитой – все это гнетет Катерину, мечтающую летать как птица.

Несмотря на то, что девушка вышла из той же купеческой среды, что и остальные, однако ее жизнь до замужества резко отличается от настоящего положения. В ее семье не было принуждения и насилия, все жили в полном согласии.

Душная, тягостная обстановка давит на Катерину. Ее чистая светлая душа противится «темному царству», в котором царит злоба и деспотизм.

Вышедшая замуж по сговору родителей, не любящая мужа изначально, Катерина старается найти хоть какой-то отклик в его душе. Но, слепо повинующийся деспотичной матери Тихон, теряет уважение в ее глазах.

Именно в этот момент на ее пути встречается Борис, которому она отдает всю свою любовь. Ради возлюбленного девушка готова на все, пойдя против своих убеждений и принципов. Считающая свое чувство страшным грехом, Катерина готова идти за любимым на край света.

Несмотря на то, что она не смогла устоять перед своей любовью, открытая, искренняя Катерина не может лгать и признается в измене мужу. Катерина готова уехать с Борисом. Но тот, оказавшись таким же слабохарактерным и безвольным, как и ее муж, боится порвать со своим привычным миром и бросает девушку.

Оставшись одна, без поддержки, не желая возвращаться к прежней жизни, религиозная девушка, считающая, что ее душа уже погублена, не видит другого выхода, как уйти из жизни. Не желающая смириться с «темным царством», стремящаяся вырваться на волю, она летит в омут свободная, как птица.

Смерть Катерины стала толчком, побудившим к бунту против матери даже такого робкого человека, как Тихон. Ее поступок стал вызовом «самодурной силе», положил начало разрушению прежнего порядка.

Создавая образ Катерины, Островский показал, что даже в царстве тьмы могут появиться личности, способные озарить его «лучом света».

Сочинение про Лучик света — Катерину

В пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» очень много негативных героев, но появляется Катерина. Она как луч света в этом мраке. Ее светлый образ заставляет задуматься, что даже если все вокруг злые, нужно улыбаться и делать добро.

Действие происходит в городе, в котором существуют специальные правила. В этом городе все живут не по правилам. Героиня единственная живет правильно и честно. У девушки было беззаботная юность в любви и ласке. И она не привыкла к унижению и насмешкам. Катерину отдали замуж без любви. Ее не любит семья мужа и постоянно в чем то упрекают. Девушка думает о том, чтобы сбежать, но и не может сделать больно мужу. У нее слишком доброе сердце чтобы так поступить. Внутри нее борется тьма и ее добрая душа. Она считает, что лучше утонуть в реке, чтобы не терпеть ненавистную свекровь.

Она встречает Бориса. Катерина влюбляется до такой степени, что готова ехать с ним куда угодно. Но Борис боится и не берет ее с собой. Она уже не сможет просто так жить. Катерина решила покаяться перед мужем, а в ответ слышит лишь издевательства от свекрови. Не зная, что делать с этой любовью и с этой обидой она бросается в Волгу. Лучше умереть, чем жить без любимого Бориса. Она покидает этот жестокий мир. Смерть героини заставляет мужа задуматься и он, наконец- то дает отпор своей матери. Катерина как светлый луч открывает глаза своему мужу на происходящее. Она помогает понять, что не нужно всегда слушать и потакать маме. Но это происходит только после ее смерти. Жалко, что за прозрение мужа девушка отдала свою жизнь.

Читайте также:  Схема автоматического включения ближнего света для ваз 2110

Очень хорошо, что в произведении есть такой светлый и чистый образ. В произведение очень мрачная и грустная атмосфера, злые и отрицательные герои. Но Катерина разряжает все своей добротой и честностью. Героиня, проходя через все испытания, оставалась верна своим принципам и своей позиции. В ней всегда присутствовала человечность, которой так не хватает в произведении и вообще в наше время.

Катерина — луч света в темном царстве

Популярные сочинения

Литература — это один из видов искусства, которое объединяет такие художественные произведения как романы, повести, рассказы, стихотворения, поэмы и так далее

Сегодня я расскажу вам об одном из помещений, в нашей квартире – кухне. Она не очень большая – папа сказал, что площадь ее составляет девять квадратных метров – но при этом тесной ее тоже не назовешь.

На известной картине Карла Брюллова изображены две дочери русского купца-коннозаводчика Афанасия Шишмарева – Александра и Ольга. Заказ художник выполнил в 1839 году, нарушив привычные рамки написания портретов.

Источник

Катерина:луч или феерия света? Образ веры и воли. (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»).
статья по литературе (10 класс) на тему

Все мы хорошо знаем, что Катерина из драмы А.Н. Островского «Гроза» стала «лучом света в темном царстве». Но так ли это? Образ героини не так прост, как кажется на первый взгляд, и раскрывается только тогда, когда читатель глубоко погружается в эпоху, в историю создания драмы, в её текст. Мы попытались максимально приблизиться к Катерине, чтобы понять причину её гибели.

Скачать:

Вложение Размер
katerina_luch_ili_feeriya_sveta.doc 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Катерина: луч или феерия света?

Образ веры и воли.

(По пьесе А. Н. Островского «Гроза»).

Итак смотри: свет, который в тебе,

не есть ли тьма?

Евангелие от Луки, гл. XI, 35

Творчество А. Н. Островского хорошо известно широкому кругу читателей и почитателей театра. Пьесы выдающегося драматурга, не сходящие со сцен столичных и провинциальных театров по сей день, — яркое тому подтверждение и лучшая память о создателе русского театра. Практика изучения в школе «программных» произведений А. Н. Островского показывает, что старшеклассники отдают предпочтение пьесам драматурга по нескольким причинам:

1) близость социально-бытовой и любовной тематики возрастным интересам учащихся;

2) доступность в понимании содержания, обусловленная во многом народным языком пьес;

3) небольшой объём произведений, что немаловажно для нашей нечитающей молодёжи.

Уроки по драме «Гроза» проходят обычно без затруднений, легко. Но эта лёгкость оказывается многоликой: в слабых классах учителю кажется, что детям всё понятно, в сильных — что ученикам скучновато. И каждый раз остаётся ощущение, что Островский что-то недосказал, а мы что-то недопоняли.

Несколько лет назад мы с ребятами смотрели «Грозу» в Малом театре. По реакции моих десятиклассников я поняла, что бойкая, прагматичная Варвара понравилась им не меньше, чем Катерина, безуспешно борющаяся со своей греховной страстью. И дело здесь не в испорченности молодёжи (класс был замечательный как по человеческим качествам, так и по интересу к литературе), а в недопрочитанности драмы и, прежде всего, нами, взрослыми. Как мы трактуем образ Катерины в наши дни? По-прежнему называем её «лучом света в тёмном царстве» или отказались от этого названия и что тогда противопоставили ему? На наш взгляд, характер главной героини и система ключевых понятий драмы требует переоценки: слишком велико историческое и нравственно-социальное расстояние между временем «Грозы» и сегодняшним днём.

Добролюбовская нетерпимость по отношению к «тёмному царству» и его последующее крушение дали женщине волю , о которой так часто говорили герои «Грозы». Но какую? Ту, что проповедовала Варвара? Ту, которая в наши дни привела к разрушению моральных устоев и крушению семейных ценностей? Не потому ли 2008 год был объявлен годом семьи, что более половины заключающихся браков распадаются? Не следует ли новый год объявить годом ребёнка, так как брошенных детей, сирот при живых родителях сейчас больше, чем в годы Великой Отечественной войны? И совсем неожиданно, пророчески звучат слова Кабановой в конце драмы: «Что, сынок! Куда воля -то ведёт! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!»

Одно из любимых произведений Островского было написано в тот период его жизни, с которым связаны лучшие воспоминания драматурга. Это было время «второй встречи» Александра Николаевича с актрисой Малого театра Любовью Павловной Никулиной-Косицкой. После первой встречи, знакомства и нескольких лет отдаления и взаимной холодности они проводят лето под Москвой, на дачах актёров Малого театра. Именно здесь, по мнению В. Лакшина, у писателя возникло чувство влюблённости, перешедшее в глубокое серьёзное чувство. Островский писал о Катерине, думая об актрисе Косицкой, много рассказывавшей ему о детстве и молодости, с которыми было связано немало радостных и горьких переживаний. На полях рукописи «Грозы» 24 июля 1859 года набросаны следующие строки: «А мне лукавый-то шепчет таким ласковым голосом — и представляется мне — то и то. Прежде, когда я жила у маменьки, да и здесь сначала представилось мне (рай в суздальском вкусе), и снится то же, или птицей летаю». И внизу сноска автора: «Слышал от Любови Петровны про такой же сон в тот же день».

Несомненно, образ Катерины был написан под влиянием экзальтированной, но очень искренней и талантливой актрисы, которую в театре в моменты наиболее вдохновенной игры называли «Щепкиным в юбке». Была в ней порой и залихватская удаль, и неуёмная весёлость, граничащая с легкомыслием, и даже некоторая бесшабашность. Этими чертами драматург наделил Варвару, поэтому она получилась не только расчетливой, но в чём-то привлекательной. Возможно, Островский и сам этого не ожидал: он просто находился под обаянием личности Любови Павловны Косицкой. Под это обаяние попадает и Катерина Кабанова. «Ты милая такая, я сама люблю тебя до смерти», — признаётся она Варе, вряд ли понимая, за что любит. Просто она с детства привыкла руководствоваться чувствами и желаниями, точно так же, как другая героиня другого великого писателя воспринимала людей на эмоционально-ассоциативном уровне: заурядный и безликий Борис Друбецкой был для неё узким, серым, светлым, как «часы столовые», а неуклюжий и добрый Пьер Безухов – синим с красным.

Катерина любит Варвару за то, что та «милая» и готова доверить ей свою сердечную тайну, едва зная сестру мужа: «…кабы моя воля , каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…»

О какой воле мечтает Катерина? Когда на уроках литературы заходит речь о характере Катерины, мы прежде всего вспоминаем её рассказ о детстве: «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле .» и говорим о свободолюбии героини как об одном из главных её достоинств. Что же такое воля для человека первой половины XIX века? Оказывается, это не только «данный человеку произвол действий, свобода, простор в поступках, отсутствие неволи, принуждения», но и «желание, стремление, хотение, похоть, вожделение или нравственная половина человеческого духа, противоположная разуму» (В.И. Даль). Нам представляется, что в характере героини тесно переплелись светлая и тёмная стороны воли, искренность, сердечность, доверчивость, соединились с горячностью, упрямством, своеволием. И хорошо ей было в детстве именно потому, что маменька позволяла делать то, что хотела дочь. В этом смысле семья Катерины – это полная противоположность дому Кабановых. Вспомним, как шестилетняя Катя, поздно вечером уплыла одна на лодке по Волге вёрст за десять, когда её обидели чем-то. Можно ли было всерьёз говорить об обиде детей на родителей, когда старшие, согласно патриархальным обычаям, обязаны были держать душу и тело детей в строгости. «Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей, » — так было сказано в Домострое.

Катерине с детства была дана свобода, граничащая с неподвластностью и самоволием. Оказавшись в семье Кабановых, она стала жертвой не тёмного царства, а собственного домашнего воспитания.

Героиня тоскует по прошлому: «…что хочу, бывало, то и делаю», но ведь это — и позиция Варвары: «А, по-моему: делай, что хочешь…» Обе героини очень похожи в нежелании покоряться, подчиняться чужой воле с той лишь разницей, что для Варвары ложь так же естественна, как атмосфера хитрости, обмана и лицемерия, а у Катерины «нравственная половина» духа не даёт ей покоя сомнениями, душевными терзаниями и постоянным чувством страха: она часто говорит о Страшном суде, ещё не будучи знакома с Борисом, ибо с детства её учили: «Страх Божий всегда носи в своём сердце и любовь нелицемерную, и помни о смерти» (С.3).

И всё-таки больше всего Катерина боится не Божьего суда, а себя, своих чувств, мыслей, которые управляют ею, подчиняют себе, тянут в омут страстей. «Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, — вот что страшно, — объясняет Варваре свой страх перед грозой Катерина. В ней борются две силы – любовь к Богу, воплощающая нравственное начало её натуры, и любовь к свободе, к воле , воспринимаемая Катериной как грех. Отсюда — предчувствие беды.

Почему дома она «до смерти любила в церковь ходить», точно в рай туда входила, самозабвенно молилась, а когда оказалась в доме Кабановых, ни разу не упомянула о посещении церкви? Чтобы ответить на этот вопрос, придётся поспорить с мнением Н.Д. Добролюбова. Героине Островского более свойственен максимализм, чем цельность характера. Пока условия родительского воспитания находились в соответствии со стремлением девушки к красоте и полноте жизненных впечатлений, желаний и чувств, интересно было слушать богомолок, душа стремилась в церковь, и снились необыкновенные сны.

Оказавшись в семье Кабановых, Катерина с не свойственной ей покорностью выдерживает наставления и попрёки Марфы Игнатьевны, помня, вероятно, Божью заповедь и наказ Домостроя: «Любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всём, и старость их чтите, и немощь их, и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле». Но уже в первой реплике Катерины сквозь почтительность слышатся нотки зреющего протеста: «Напраслину-то терпеть кому приятно».

Очень скоро невозможность делать «что хочешь» порождает бунт гордыни, дремавшей в Катерине до поры до времени благодаря маменькиным уступкам. Вытерпеть деспотизм свекрови могла помочь бы вера в Бога. Но у Катерины место веры занимает воля, превращающаяся для неё в божество, которому героиня начинает поклоняться. Это происходит потому, что в своей любви к Всевышнему экзальтированная Катерина всегда больше любила красоту обрядов, сверкание церковных куполов, собственные чувства и слёзы. Отрешённость от земного у Катерины скорее напоминает экстаз, чем молитву: «… все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается!» — вспоминает она.. —И об чём я молилась тогда, чего я просила, не знаю…». Для истинно верующих пребывание в храме — это Божия благодать, радость и веселие слуха, когда человек ловит каждое слово и смиряется перед Богом.

Нам представляется, сила характера Катерины не в протесте против «тёмного царства», а в том, что всегда и во всём свою волю она ставит превыше всего, возводит в абсолют. Этот «произвол в действиях», данный ей в детстве, лишает её христианского смирения по отношению к окружающему миру. «Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!» — признаётся она, считая даже мысль о другом мужчине изменой мужу, и сама судит себя Страшным судом. Сначала отлучает от церкви, потом, окончательно лишив моральной поддержки, которую даёт вера, — кончает жизнь самоубийством. Нравственный максимализм героини делает её образ, с одной стороны, притягательным, с другой, — порочным. Этой второй стороны — порочности — мы не хотим видеть в Катерине, ищем ей оправдание в бесчеловечных условиях «тёмного царства». А Катерина не пытается оправдать себя, признаваясь Варваре в греховных помыслах, не ханжествует и не преувеличивает свой грех. Она просто хорошо знает себя и интуитивно понимает, чем грозит ей разгорающаяся страсть к Борису. Дав волю вожделению (именно так воспринимает своё чувство Катерина) она навлекает грозу над целым городом Калиновым.

В своё время В. Г. Белинский отмечал силу характера Татьяны Лариной как главное достоинство, благодаря которому она стала идеалом русской женщины. Татьяна оказалась сильнее своей любви, когда надо было подчинить любовь чувству долга, закону супружеской чести. Что дало ей силы для победы разума над чувствами? Тоже воспитание, но не маменькино, а нянино. Из её рассказов о старине, о жизни Татьяна почерпнула представления о женской доле как неизбежной покорности судьбе. Решение Татьяны быть верной мужу – это великая женская мудрость, это терпимость, смирение, на которых много веков держался институт семейных отношений и которые мы теперь, к сожалению, считаем проявлением слабости.

Когда Катерина Кабанова отказалась смиряться с безусловно бесчеловечными условиями и порядками «тёмного царства», она проявила мужество, которое должно быть свойственно мужчинам (не случайно эти слова одного корня). Женское мужество имеет совсем другую природу, оно заключается в умении терпеть и прощать близких людей для того, чтобы горел семейный очаг, чтобы росли дети, и жизнь таким образом продолжалась бы бесконечно. Не потому ли у Катерины не было детей, что главным условием её существования стало не продолжение рода, а стремление к воле . Ради воли ей пришлось отказаться от веры. А без веры жизнь потеряла смысл. «Домой идти? Нет, мне что домой идти, что в могилу – всё равно». Дом как династия, род и могила как смерть воспринимаются теперь женщиной одинаково. Её стремление к нравственной чистоте требовало абсолютной верности духовным идеалам. Помыслив о возможности измены, Катерина уже считает себя грешницей, недостойной войти в храм. Не умея терпеть, героиня, как в омут, бросается в пучину страстей, и Волга в качестве последнего пристанища является лишь логическим завершением духовной гибели, начавшейся с подмены христианских идеалов земными страстями. В этом и заключается основной грех Катерины, грех, который обратил свет её искренности и любви во тьму измены и самоубийства.

Уход героини из жизни подтверждает отсутствие у неё подлинной веры. Измена мужу осуждалась строго, но подлежала прощению согласно библейской притче о раскаявшейся грешнице. Тем не менее, автору угодно было избрать трагический финал не только в соответствии с психологией характера Катерины. У такой женщины нет будущего – вот горькая суть её образа и смысл финала пьесы.

Можно ли назвать героиню Островского «лучом света»?

Существует свет двух типов. Первый — это свет истины и добра. Его нёс Иисус Христос людям, когда призывал их следовать за Собой: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Еванг. от Иоанна, гл. 8, 12). Лучшие герои отечественной классики излучают свет человечности, любви, бескорыстного служения людям. Горячие споры вокруг них в критике, в искусстве, на уроках литературы — лучшее доказательство тому, что они стали частью нас самих, нашей жизни.

Есть другой свет — он вспыхивает ярко и ослепительно всего лишь на мгновение. Он может стать праздником, дать ощущение радости, но ненадолго. Жизнь Катерины более похожа на вспышку феерического огня, потрясшего окружающих и вызвавшего у них живой отклик. Огонь погас, а память о нём осталась, растревожив умы и сердца жителей города Калинова и читателей драмы Островского. Такой свет тоже нужен людям, он предостерегает, учит, заставляет размышлять и сопереживать.

Как относиться нам к любимой героине Островского?

Великий русский драматург написал пьесу, заставляющую нас пересматривать поступки и характеры её героев на каждом новом этапе истории. Вместе с новым прочтением и осмыслением произведения приходит новое понимание образа Катерины. Александр Николаевич создал психологически сложный женский образ, вызывающий восхищение и осуждение одновременно. Думается, старшеклассникам следует всесторонне раскрывать правду характера Катерины. Если наши уроки, научат детей не судить, а рассуждать, мыслить, сострадать, то, вероятно, цель их будет достигнута, а Катерина станет живым примером вечного стремления человека к истине, к свету.

Список использованной литературы:

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык, 1981 г., т.1).

  1. Добролюбов А.Н. «Луч света в темном царстве» — СС в 9-ти т.т., т.6. – М.-Л., Гослитиздат, 1963.
  2. Домострой. – М., Советская Россия, 1990.
  3. Лакшин В.Я. «А.Н. Островский». – М., Советская Россия, 1989.
  4. Новый Завет и Псалтирь. – М., Российское библейское общество, 1994.
  5. Островский А.Н. «Гроза». Библиотека учителя. – М., Художественная литература, 1983.
  6. Православные иконы. – М. ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
  7. Толстой Л.Н. «Война и мир». Избр. соч. в 3-х т.т., т.1 – М.: Художественная литература, 1988.

Источник

Adblock
detector