Меню

Горит свет ста свечей



Генерал — Виктор Цой

«Генерал» – песня Виктора Цоя, в дискографии «Кино» представленная в альбомах «Сорок Шесть» и «Начальник Камчатки». Широко известны также записи исполнения этого произведения под аккомпанемент акустической гитары, сделанные на квартирных концертах Цоя.

Виктор Цой — Генерал — слушать

Интересные факты

Песня «Кино» «Генерал» была издана на виниловом диске-миньоне фирмой «Мелодия» вместе с ещё тремя композициями из альбома «Начальник Камчатки» – песнями «Камчатка», «Троллейбус» и «Прогулка романтика». Стоит отметить, что в записи «Генерала» принял участие лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, сыгравший на клавишных инструментах.

Между версиями песни Цоя «Генерал» из альбомов «Сорок Шесть» и «Начальник Камчатки» есть разница. На первом представлен её акустический вариант, который будет правильнее назвать демо, на втором – полноценный электрический, считающийся каноническим.

Известные кавер-версии

В 2000 году кавер-версию песни «Генерал» сделала группа «Аквариум». Композиция опубликована на первой части сборника «Кинопробы». Кстати, в репертуаре «Аквариума» есть композиция с таким же названием, сочинённая Борисом Гребенщиковым. Также эту песню исполняла группа «АлоэВера».

Виктор Цой – Генерал – текст песни

Где Вы теперь и с кем,
Кто хочет быть судьей,
Кто помнит все имена?
Нам не хватает тем,
Не нарушай покой,
Эта ночь слишком темна.

Где твой мундир, генерал,
Твои ордена, спина, как струна?
Ты уже слышал отбой
Просто дождь бил по крыше твоей, генерал.

Все находят время, чтобы уйти,
Никто не уйдет навсегда
Парламентеры один за другим
И каждый знает горечь плода.

Хочется спать, но вот стоит чай
И горит свет ста свечей.
Может быть завтра с утра будет солнце
И тот ключ в связке ключей?

Источник

Кино (Виктор Цой) — Генерал

Хочется спать, но вот стоит чай

И горит свет ста свечей.

Может быть завтра с утра будет солнце

И тот ключ в связке ключей?

Другие цитаты по теме

Время есть, а денег нет,

И в гости некуда пойти.

А над городом плывут облака

Закрывая небесный свет.

А над городом желтый дым

Городу две тысячи лет.

А «жизнь» — только слово,

Есть лишь любовь и есть смерть.

Тёплое место, но улицы ждут

Отпечатков наших ног.

Расскажи мне историю этого мира,

Удивись количеству прожитых лет,

Расскажи, каково быть

У меня есть вопрос, на который

Ты не дашь мне ответ.

Раз уж солнцу вставать не лень,

И для нас, значит, ерунда.

Зайди в телефонную будку,

Скажи, чтоб закрыли дверь. В квартире твоей

Сними свою обувь: мы будем ходить босиком.

Есть сигареты и спички,

И бутылка вина, и она поможет нам ждать,

Поможет поверить, что все спят и мы здесь вдвоем.

Мы вышли из дома, когда во всех окнах

Погасли огни один за одним.

Мы видели, как уезжает последний трамвай.

Ездит такси, но нам нечем платить,

И нам незачем ехать, мы гуляем одни.

На нашем кассетнике кончилась плёнка. Мотай!

Раньше в твоих глазах отражались костры,

Теперь лишь настольная лампа, рассеянный свет.

Что-то проходит мимо, тебе становится не по себе.

Это был новый день — в нем тебя нет.

Раньше в твоих глазах отражалась ночь,

Теперь, когда за окнами ночь, твои глаза спят,

И вот на рассвете ты не заметил, как начался новый день.

Ты до сих пор в старом — там нет никаких преград.

Источник

Значение слова «стосвечовый»

СТОСВЕЧО’ВЫЙ, ая, ое (разг.). Силою света в сто свечей (об электрической лампе). Стосвечовая лампа.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

стосвечо́вый

1. разг. имеющий силу света в сто свечей (об электрической лампочке)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: бельчонок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «стосвечовый&raquo

Предложения со словом «стосвечовый&raquo

  • Свет от стосвечовой лампочки, недавно вставленной в прозрачное бра за неимением выбора, до сих пор казался слишком ярким.

Сочетаемость слова «стосвечовый&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «стосвечовый&raquo

Свет от стосвечовой лампочки, недавно вставленной в прозрачное бра за неимением выбора, до сих пор казался слишком ярким.

Огромные залы, стосвечовые подсвечники, полированные мраморные полы – ко всему этому старый францисканец был совершенно равнодушен, он сам выбрал себе келью и дорожил её укромностью.

Света с улицы даже при открытой двери не хватало, и под потолком горела стосвечовая лампочка в старом медно-керамическом патроне, довольно ярко освещая убогую обстановку.

Источник

Почему психологи советуют зажигать свечи в доме каждый вечер?

Автор книги «Hygge. Секрет датского счастья» Майк Викинг называет свечи «мгновенным хюгге». То есть самым простым способом достичь уюта и комфорта. В отличие от ламп и светильников они дают естественный живой свет, который благоприятно влияет на эмоциональный фон человека. Особенно это важно в осенне-зимний период, когда многие страдают хандрой и депрессией. Проблемы с настроением и зима идут рука об руку, но датчане поняли, что правильное освещение дома делает атмосферу уютной, а зиму более приятной. По мнению Майка Викинга, свечи помогают наслаждаться холодными зимними вечерами, а не терпеть их в ожидании весны. Когда вы зажигаете живой свет, становится уютно и комфортно. А в такой обстановке вы не можете себя чувствовать плохо.

10 причин зажигать свечи каждый вечер

# 1. Зажигайте свечу в доме, чтобы избавиться от напряжения и депрессии.

Они обладают успокаивающими и лечебными свойствами, а потому часто используются массажистами и психологами. Горящее пламя помогает расслабить и успокоить ум. После напряженного дня зажгите огни, понаблюдайте за играющим пламенем и просто глубокого подышите. Понадобится всего несколько минут, чтобы расслабиться, почувствовать себя спокойным, наполненным энергией и собраться с мыслями. Особенно эффективны ароматические свечи. Лаванда расслабляет, снимает стресс. Эвкалипт улучшает концентрацию внимания, дает новую энергию. Лимон и цитрусовые эффективны при депрессии и тревожных состояниях.

Читайте также:  Место где свет год выпуска

Научно доказано, что ароматерапия влияют на настроение и работоспособность человека. Ее успокаивающий эффект основан на том, как мозг обрабатывает запахи. Ароматическая композиция стимулирует часть мозга, отвечающую за память и эмоции. Также она способствует выработке гормонов, поддерживающих хорошее настроение — серотонина и дофамина.

Иланг-иланг вызывает чувство радости и легкости. Жасмин настраивает на позитивный лад, повышает уровень энергии. Мята разбудит ваш разум, повысит внимательность, улучшит память. В борьбе с беспокойством незаменимы розмарин, лимон, ромашка, герань.

#2. Зажигайте свечи, чтобы прогнать бессонницу и нормализовать сон.

Использование электроники перед сном негативно влияет на организм и качество сна. Во-первых, вы засиживаетесь за ноутбуком и не спите рекомендованные 8 часов. Во-вторых, синий свет, излучаемый экранами, снижает уровень магния, что приводит к повышенной усталости и раздражительности. Зажигайте свечи за час до сна. Предавайтесь приятным воспоминаниям и мечтаниям. Это поможет почувствовать спокойствие и вернуться к естественному ритму сна. Когда не отвлекают электронные гаджеты, легче прислушаться к своему телу и понять, когда нужно ложится спать. Кроме того, зажигание свечей по вечерам помогает сосредоточиться на своих мыслях, разложить все по полочкам и со спокойной душой окунуться в мир сновидений.

#3. Используйте свечи в качестве декора.

Хотите сделать интерьер стильным, уютным и уникальным? Лучше свечей с этой задачей никто не справится! Купить аксессуары можно разных форм, размеров и цветов под любой стиль интерьера. В ванной они создают SPA обстановку. Гостиную наполняют уютом и домашним теплом. Спальню романтикой. На кухне создают комфортную обстановку для вечерних душевных бесед за чашкой ароматного чая. К тому же они нейтрализуют неприятные запахи. Нам нравятсясвечи в стеклянных стаканах LaDecor.

#4. Зажигайте свечи, чтобы улучшить настроение.

В японском исследовании приняло участие 12 человек, страдающих депрессией. Ежедневное времяпрепровождение в компании лимонных свечей помогло снизить дозировку антидепрессантов, укрепить иммунную систему и увеличить выработку гормонов, отвечающих за позитив.

#5. Проводите время наедине с собой.

Все куда-то бежите, выполняете чужие указания и следуете за повседневной будничной рутиной? А что на самом деле хочется вам? Как давно вы мечтали, прислушивались к своему сердцу, строили планы? Абстрагируйтесь на несколько часов от внешнего мира. Зажгите свечи, расслабьтесь и поймите, чего хотите от жизни на самом деле. Время наедине с собой помогает лучше понять себя, отбросить ненужное и жить в удовольствие.

#6. Отдыхайте от всех и всего.

На работе мы часами смотрим в экран ноутбука, а дома… Делаем тоже самое, только уже переключаемся на сериалы и телепередачи. Мысли спутаны, в голове все перемешано. Возьмите за привычку хотя бы час в день проводить без электронных девайсов. Пусть мозг отдохнет от мощного информативного потока, а мысли прояснятся.

#7. Зажигайте свечи, чтобы создать романтику.

Мерцание живого огня идеально подходит для романтической обстановки. Незаменимый атрибут на ужине для двоих, потому что он обеспечивает достаточно света, чтобы вы могли сосредоточиться на еде и друг на друге, а также абстрагироваться от окружающего мира. Мягкий свет пламени отражается в глазах любимого человека и создается романтическое настроение. Только посмотрите на эти винтовые свечки в стиле Барокко.

#8. Устраивайте SPA вечера.

Когда душа жаждет отдыха, приготовьте пенную ванну, зажгите ароматизированные свечи и включите любимую музыку. Наблюдайте за светом огня, прогоняя напряжение и стресс. Вы удивитесь, насколько легче вам станет после такого SPA вечера. Отличным помощником в организации СПА процедур станут наборы ароматизированных чайных свечек LaDecor.

#9. Устраивайте антидепрессивные вечера.

Зажгите несколько огней, чтобы создать хорошее освещение. Возьмите интересную книгу, вкусный чай и мягкий плед. Даже если за окном ливень или вьюга, на душе будет тепло.

#10. Уделяйте время душевным разговорам.

Мы часто не находим времени, чтобы по душам поговорить с детьми, родителями, друзьями. Мерцающее пламя и свежий кофе с булочками — отличный повод спросить близкого человека, что у него на сердце.

Как правильно зажигать свечу

Обрежьте фитиль. Изделия с длинными фитилями имеют тенденцию вспыхивать, капать и вызывать неравномерное горение.

Следите за временем. Пламя должно гореть не более 4-х часов. В противном случае случается перегрев и смещение фитиля.

Держите аксессуары подальше от открытых окон и активного движения. Воздушные потоки заставляют пламя активироваться, из-за чего на стеклянных стенках появятся черные пятна.

Воск обладает памятью. Как он плавится в первый раз использования аксессуара, так будет плавится и во все последующие разы. Поэтому следите, чтобы воск плавился равномерно, иначе изделие быстро потеряет первоначальную форму. Позвольте свечке сгореть от края до края, прежде чем тушить ее. Так изделие не будет «туннелировать» при горении, оставляя воск по бокам емкости. Хорошее правило — сжигать слой шириной 2,5 см в течение одного часа.

А если вас интересуют оптовые закупки, предлагаем купить ароматические парафиновые свечи оптом на торговой платформе Гала-Центр. Покупайте по низким ценам и не платите за доставку.

Источник

Борис Пастернак Из цикла Гении XX века

Гений. Кто это?
Как подскажет любому пользователю Википедия, гений — термин многозначный:
Гений — человек с чрезвычайно выдающимися творческими способностями.
Гений — в римской мифологии духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих «подопечных», и определяющие характер человека или атмосферу местности.
Гений места — дух-покровитель того или иного конкретного места (деревни, горы, отдельного дерева).
Гений — французская золотая монета.

А гениальность?
Гениальность (от лат. genius — «дух») — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры. О гениальности говорят, когда достижения расцениваются как новый этап в определённой сфере деятельности, считаются опережающими своё время, формируя зону ближайшего развития культуры. Традиционно (начиная с И. Канта) термин «гениальность» связывают с представлениями о таланте, однако многие авторы (например, Ч. Ломброзо, В. Гирш, А. В. Либин) систематически различают эти понятия.

Читайте также:  Конец света как сказать по другому

Гениальность — наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Исторически воззрения на природу Гениальности определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идёт взгляд на Гениальность как на род иррационального вдохновения, «озарения» свыше(Платон, неоплатонизм и др.).
С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19-20 вв. развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов Гениальности и творчества.

А были ли вообще русскоязычные писатели и поэты в XX веке, которых мы, читатели века XXI можем назвать таким ёмким словом — Гений? Если да, то кто именно?
И кого эти самые Гении считали Гениями? Мне, как человеку живущему в третьем тысячелетии очень интересно их мнение.

Пастернак Борис Леонидович(1890-1960), русский писатель и поэт.

Не слушай сплетен о другом.
Чурайся старых своден.
Ни в чём не меряйся с врагом,
Его пример не годен.

Чем громче о тебе галдёж,
Тем умолкай надменней.
Не довершай чужую ложь
Позором объяснений.

Ни с кем соперничества нет.
У нас не поединок.
Пол миру затмевает свет
Несметный вихрь песчинок.

Пусть тучи пыли до небес,
Ты высишься над прахом.
Вся суть твоя -противовес
Коричневым рубахам.

Ты взял над всякой спесью верх
С того большого часа,
Как истуканов ниспроверг
И вечностью запасся.

Оставь врагу его болты,
И медь и алюминий.
Твоей великой правоты
Нет у него в помине.
1941

В поэзии Бориса Пастернака— постижение мира человека и мира природы в их многосложном единстве, ассоциативность, метафоричность, соединение экспрессионистического стиля и классической поэтики.
В судьбе русского интеллигента — героя романа «Доктор Живаго» — обнаженны трагические коллизии революции и Гражданской войны; стихи героя романа — лирический дневник, в котором человеческая история осмысляется в свете христианского идеала.
Как лейтмотив романа — стихотворение «Зимняя ночь».

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на столе
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
1946

Мне всегда казалось нелепым выражение:»Пастернака не читал, но осуждаю!»
Ведь многие наши современники слушая песню «Свеча горела. » и не догадывались о том, что невольно прикоснулись к миру осуждаемого ими Бориса Пастернака!

Роман «Доктор Живаго» опубликован за рубежом в 1957, в России в 1988 году.
Борис Пастернак — лауреат Нобелевской премии в 1958 году, от которой автор под угрозой выдворения из СССР вынужден был отказаться.

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
1959

Диплом был вручен сыну Пастернака в 1990году, через 30 лет после смерти писателя!

С Б.А Пильняком*(1891-1938), великолепнейшим писателем с трагической судьбой, Пастернак познакомился в 1921 году и близко сдружился в 1928году.
Стихотворение «Борису Пильняку» впервые было опубликовано в журнале «Новый мир»,1931,№4,с названием»Другу»(так же во всех изданиях).

Борису Пильняку
Иль я не знаю, что в потёмки тычась,
Вовек не вышла б к свету темнота,
И я — урод, и счастье сотен тысяч
Не ближе мне пустого счастья ста?

И разве я не мерюсь пятилеткой,
Не падаю, не подымаюсь с ней?
Но как мне быть с моей грудною клеткой
И с тем, что всякой косности косней?

Напрасно в дни великого совета.
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста.
1931

По моему мнению изо всех произведений адресованных писателям и поэтам современникам, посвящение «Анне Ахматовой», написанное Борисом Пастернаком(в нескольких редакциях)- самое удачное!

Анне Ахматовой
Мне кажется, я подберу слова,
Похожие на вашу первозданность.
А ошибусь,- мне это трын-трава,
Я всё равно с ошибкой не расстанусь.

Я слышу мокрых кровель говорок,
Торцовых плит заглохшие эклоги.
Какой-то город, явный с первых строк,
Растёт и отдаётся в каждом слоге

Кругом весна, но за город нельзя.
Ещё строга заказчица скупая.
Глаза шитьём за лампою слезя,
Горит заря, спины не разгибая.

Вдыхая дали ладожскую гладь,
Спешит к воде, смиряя сил упадок.
С таких гулянок ничего не взять.
Каналы пахнут затхлостью укладок.

По ним ныряет, как пустой орех,
Горячий ветер и колышет веки
Ветвей, и звёзд, и фонарей, и вех,
И с моста вдаль глядящей белошвейки.

Бывает глаз по-разному остёр,
По-разному бывает образ точен.
Но самой страшной крепости раствор-
Ночная даль под взглядом белой ночи.

Таким я вижу облик ваш и взгляд.
Он мне внушён не тем столбом из соли,
Которым вы пять лет тому назад
Испуг оглядки к рифме прикололи,

Но, исходив от ваших первых книг,
Где крепли прозы пристальной крупицы,
Он и во всех, как искры проводник,
Событья былью заставляет биться.
1929

Вот что пишет автор анализа стихотворения Пастернака «Анне Ахматовой» (http://pishi-stihi.ru/anne-ahmatovoj-pasternak.htm):

«Ахматова и Пастернак – два безусловных гения русской поэзии двадцатого столетия – впервые встретились в 1922 году. Если особо не вникать в специфику их отношений, то кажется, что они были связаны крепкой дружбой. Подтверждением этому служат фотоснимки и книги с дарственными надписями, обмен комплиментами, стихотворения-посвящения. На деле – все гораздо сложнее. Заочно Анна Андреевна о своем коллеге высказывалась либо снисходительно, либо пренебрежительно. Она с прохладой воспринимала его экзальтацию, а излишнюю экспрессию считала признаком дурного вкуса. Пастернак в компании великой поэтессы чувствовал себя не слишком свободно. Борис Леонидович пытался привлечь ее внимание своими обычными высокопарностями, но Анна Андреевна в ответ демонстрировала лишь «ледяную петербургскую воспитанность» (по меткому определению Дмитрия Быкова). Чисто с психологической точки зрения Пастернаку, конечно, была ближе Цветаева, с которой у него был эпистолярный роман, одновременно страстный и возвышенный.

Читайте также:  Временный свет при строительстве

Стихотворение Бориса Леонидовича «Анне Ахматовой» написано в 1929 году. Как известно, в лирике поэтессы главным героем всегда был Петербург. На фоне города на Неве располагался портрет. Он представлял собой силуэт Ахматовой с гордо поднятой головой. Эта композиция воплощена в посвящении Пастернака. Борис Леонидович воспринимал ее в качестве основы мира, созданного Анной Андреевной.

Анна Ахматова
«Борис Пастернак»

Он, сам себя сравнивший с конским глазом,
Косится, смотрит, видит, узнает,
И вот уже расплавленным алмазом
Сияют лужи, изнывает лед.

В лиловой мгле покоятся задворки,
Платформы, бревна, листья, облака.
Свист паровоза, хруст арбузной корки,
В душистой лайке робкая рука.

Звенит, гремит, скрежещет, бьет прибоем
И вдруг притихнет, — это значит, он
Пугливо пробирается по хвоям,
Чтоб не спугнуть пространства чуткий сон.

И это значит, он считает зерна
В пустых колосьях, это значит, он
К плите дарьяльской, проклятой и черной,
Опять пришел с каких-то похорон.

И снова жжет московская истома,
Звенит вдали смертельный бубенец —
Кто заблудился в двух шагах от дома,
Где снег по пояс и всему конец.

За то, что дым сравнил с Лаокооном,
Кладбищенский воспел чертополох,
За то, что мир наполнил новым звоном
В пространстве новом отраженных строф, —

Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.
1936

И снова осень валит Тамерланом,
В арбатских переулках тишина.
За полустанком или за туманом
Дорога непроезжая черна.
Так вот она, последняя! И ярость
Стихает. Все равно что мир оглох.
Могучая евангельская старость
И тот горчайший гефсиманский вздох
1957

* Борис Андреевич Пильняк (настоящая фамилия Вогау, нем. Wogau 29 сентября (11 октября) 1894, Можайск — 21 апреля 1938, Москва) — русский советский писатель, прозаик.
Пробовать писать начал в 9 лет. В марте 1909 года было опубликовано его первое сочинение. Профессиональная карьера началась в 1915 году, когда в журналах и альманахах «Русская мысль», «Жатва», «Сполохи», «Млечный путь» напечатали ряд его рассказов — уже под псевдонимом Бор. Пильняк (от украинского «Пильнянка» — место лесных разработок; в харьковской деревне под таким названием, где он бывал у дяди Александра Ивановича Савинова, жители назывались «пильняками»).

В 1918 году выходит первая книга Пильняка — «С последним пароходом».

Председатель Всероссийского союза писателей. Романы «Голый год» (1922), «Машины и волки» (1925), «Волга впадает в Каспийское море» (1930), «О’кей! Американский роман» (1931), «Соляной амбар» (1937) и другие.

Литературные и политические позиции Пильняка неоднократно приводили к организации широких критических кампаний в отношении него. Его постоянно критиковали за идеологические ошибки, формализм, эротику, мистику и пр. Так, уже в 1924 году Сталин публично раскритиковал Пильняка в своих лекциях «Об основах ленинизма», выпущенных огромным тиражом. «Кому не известна болезнь узкого практицизма и беспринципного делячества, приводящего нередко некоторых „большевиков“ к перерождению и к отходу их от дела революции? Эта своеобразная болезнь получила своё отражение в рассказе Б. Пильняка „Голый год“, где изображены типы русских „большевиков“, полных воли и практической решимости, „фукцирующих“ весьма „энегрично“, но лишенных перспективы, не знающих „что к чему“ и сбивающихся, ввиду этого, с пути революционной работы», — писал Сталин[1].

Запись в метрической книге о крещении Бориса Пильняка из можайского музея
В 1926 году Пильняк пишет «Повесть непогашенной луны» — на основании распространенных слухов об обстоятельствах смерти М. Фрунзе с намёком на участие И. Сталина[2][3]. В продаже она была дня два, её сразу изъяли[4]. Сам писатель в предисловии отмечал: «Фабула этого рассказа наталкивает на мысль, что поводом к написанию его и материалом послужила смерть М. В. Фрунзе. Лично я Фрунзе почти не знал, едва был знаком с ним, видел его раза два. Действительных подробностей его смерти я не знаю — и они для меня не очень существенны, ибо целью моего рассказа никак не являлся репортаж о смерти наркомвоена. Все это я нахожу необходимым сообщить читателю, чтобы читатель не искал в нём подлинных фактов и живых лиц»[5].

В 1929 году отстранён от руководства Всероссийским Союзом писателей за публикацию за границей повести «Красное дерево». Однако повесть была легально передана берлинскому русскому издательству по каналам ВОКС, а впоследствии включена в роман «Волга впадает в Каспийское море», опубликованный в СССР в 1930 г. «Не так давно Пильняк за границей издал контрреволюционное „Красное дерево“. „Красное дерево“ он сейчас переделал, отшлифовал и сделал роман „Волга впадает в Каспийское море“. Но даже при поверхностном чтении видно, что это поверхностная перелицовка, видно, что у Пильняка за красными словами скрывается белая сердцевина», — отмечал Л. Шемшелевич в Дискуссии о «Тихом Доне» в Ростовской ассоциации пролетарских писателей[6].

Несмотря на критику, вплоть до 1937 года Пильняк оставался одним из самых издаваемых писателей. 28 октября 1937 года был арестован. 21 апреля 1938 года осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении — шпионаже в пользу Японии (он был в Японии и написал об этом в своей книге «Корни японского солнца»)[7] — и приговорён к смертной казни. Расстрелян в тот же день в Москве.

Источник