Меню

Главный герой лунного света



Открой глаза, пойдем сквозь огонь. Рецензия на фильм «Лунный свет»

В российских кинотеатрах с 16 февраля в прокате один из фаворитов «оскаровской» гонки — медитативная драма «Лунный свет» про становление темнокожего подростка-гея. К приятному удивлению, картина Барри Дженкинса почти не пользуется очевидными спекулятивными приемами, которые так сильно любят академики.

С самого детства темнокожий подросток Широн (или Литтл, как его тоже называют) из не самого благополучного района Майами привык к трудностям. Его мать беспрестанно курит дурь, водит шуры-муры с мутными наркодилерами с района, а самого мальчика постоянно избивают одноклассники после уроков. Если удается сбежать, он прячется от обидчиков в заброшенных особняках по дороге домой. Так он однажды знакомится с Хуаном — добродушным и спокойным продавцом дури c Кубы, который ездит на шумной американской машине со сверкающими дисками. Между ними завязывается дружба: Хуан по-отечески дает советы, учит плавать, знакомит со своей подружкой и даже, когда мать Широна совсем слетает с катушек, разрешает ночевать у него дома. Неожиданный друг становится для неуверенного мальчишки в какой-то мере ходячим учебником взрослой жизни, в которую тому только предстоит окунуться. И там, как мы узнаем чуть позже, у главного героя будет не меньше проблем, чем в детстве.

99 человек из 100, прочитав куцую аннотацию к «Лунному свету» (или хотя бы предыдущий абзац), и узнав о том, что это фильм о взрослении чернокожего подростка-гея в современной Америке, раздраженно закатят глаза. Узнав вдобавок о восьми номинациях на «Оскар», которые есть у фильма, резонно сочтут, что картина малоизвестного у нас режиссера Барри Дженкинса — еще один бронебойный спекулятивный эпос из тех, что так любят американские академики в последние десятилетия. И несмотря на восторженную американскую прессу, которая в унисон превозносила «Лунный свет» именно за отсутствие нарочитой спекулятивности, так думал и я — слишком сильно не верилось в чудо.

Приятно признавать ошибки. «Лунный свет» — ни в коем случае не очередное трафаретное кино «под “Оскар”», фильм Дженкинса больше бы подошел для европейских фестивалей. Это камерная и почти статичная по темпу картина о любви и взрослении, построенная на умолчаниях и недосказанностях. И, конечно, в таком виде она вряд ли понравится оглушающе огромному количеству зрителей. Это слишком не очевидное, слишком медленное, слишком не остросюжетное кино. Но тот, кто все-таки проникнется «Лунным светом», скорее всего, полюбит его всем сердцем.

Первые полчаса уходят на собственную настройку, поиск идеального ритма для просмотра. Поначалу все немного раздражает: фрагментарные бытовые зарисовки, которые всегда обрываются на полуслове, герои, которые преимущественно молчат, невыносимо ленивый ритм. При этом, несмотря на мало на что похожий стиль Дженкинса, из головы никак не выветривается мысль, что все это какая-то хитрая игра, которая вот-вот закончится. И экране наконец развернется очередная американская история про униженных и оскорбленных, а авторы сядут на проверенного «Столкновением», «12 годами рабства», «Прелестью» конька и быстро умчатся в сторону золотых статуэток. Но фильм идет, а этого все не происходит, и мы постепенно, все глубже и глубже, погружаемся в жизнь главного героя.

«Лунный свет» структурирован тремя слоями, в которых происходят события — детстве, юности и взрослой (но еще не зрелой) жизни главного героя. На каждом из них зритель сталкивается с классическими для любого фильма на схожую тему зарисовками — о детском насилии, о бытовых и классовых проблемах, о сексуальных фрустрациях и о страхах перед взрослой жизнью. Мать Широна показательно плюет на воспитание сына и столь же показательно тратит все деньги на наркотики, постоянно вымещает на нем злость, но при этом почему-то еще не сходит с ума от постоянного дурмана.

Одноклассники бьют больно и часто, из-за чего главный герой еще сильнее замыкается в себе (впрочем, до поры). Даже дружелюбный и мудрый Хуан в какой-то момент сбивается на патетичные тирады, кажется, о том, что «темнокожие тут [в США] были всегда, поэтому все будет хорошо».

Читайте также:  Mazda 6 плохой свет фар

Центральное место занимает, разумеется, проблема сексуальной идентификации. Все мы понимаем, что многим подросткам из благополучных семей, когда они наконец принимают свою нетрадиционную сексуальную ориентацию, бывает непросто, что взять с Ширана — мальчишки, который находится не в одной, а как минимум в трех категориях граждан в зоне риска. Именно поэтому он больше молчит, чем говорит, и почти не подпускает никого ближе приятельских отношений, кроме единственного другана Кевина. Не потому что сам не готов принять себя таким, какой он есть, а потому что никому не верит с детства. Все это началось у него, конечно, с предательства матери, которая должна была первой пусть не принять, но хотя бы заметить перемены в мальчике.

Плавая в столько раз до этого проговоренном коллегами материале, Дженкинс и Ко не сваливаются в пафосное жизнеописание трудного подростка, всегда в последний момент уводя картину в какую-то медитативную плоскость, в которой визуальная красота превалирует над содержанием. Так точно и одновременно так размыто в мировом кино говорить о любви (а «Лунный свет», повторюсь, именно об этом) себе позволял в 21-м веке разве что Вонг Кар-Вай — не зря «Лунный свет» часто сравнивают с его великой картиной «Любовное настроение». Фильм Дженкинса по красоте и содержанию если и уступает шедевру гонконгца, то не намного.

Дженкинсу интереснее говорить не в лоб, а замалчивать, общаться со зрителями намеками. В фильме нет длинных монологов, разрешение почти всех сюжетных (если так можно вообще выразиться) линий остается за кадром, даже жестокость и сексуальные сцены, которые тут так напрашиваются, тоже отсутствуют. Когда начинаешь замечать намеки, чеховские паузы, которыми так часто Дженкинс пользуется, постепенно улавливаешь схему «Лунного света». Все его бытовые и социальные вставки — не более чем необходимые декорации, обязательные ингредиенты, без которых история Широна потеряла бы определенную остроту, превратилась в кашу трудно считываемых визуальных образов и фантазий авторов. Впрочем, на многих (см.первые абзацы) скорее всего «Лунный свет» произведет именно такое впечатление — мол, слишком высоколобое и не осязаемое кино для эстетов (и в этом есть доля правды).

Но это не столько остро-социальный фильм, поднимающий важные проблемы, сколько почти невесомая, божественно красивая лента о взрослении и тоскливости жизни. «Лунный свет» — это охапка визуальных, на первый взгляд бессодержательных, образов, неспешно складывающихся в общую картину только в самом финале, из которого, впрочем, тоже не многое понятно. Но кажется, что все будет хорошо.

Дженкинс не хочет привлечь внимание к проблемам и несправедливости жизни, он просто художник, который фиксирует действительность — со всеми ее изъянами, червоточинками, но и, конечно, красотой. Поэтому «Лунный свет» — про то, что жизнь продолжается в любых условиях, и что в любых условиях это движение важнее всего дерьма, которое льется на человека со всех сторон. И за одно это хочется порекомендовать всем, не побоявшись быть освистанным, этот фильм про чернокожего подростка-гея, что бы вы там ни напридумывали у себя в голове до просмотра.

Источник

«Лунный свет»: покорившая мир драма о поисках себя

Лучший драматический фильм года по версии «Золотого глобуса», восемь номинаций на «Оскар». Давно фильмы с гей-линией не добирались до российского проката с такой поддержкой. Зельвенский — о том, почему это кино выше конъюнктуры на тему чернокожих геев в гетто.

Где-то в середине 90-х Хуан (Махершала Али), драгдилер в Либерти-Сити, самом бедном и криминальном районе Майами, подбирает на улице мальчика, который убегает от хулиганов. Тот почти не разговаривает, но, пару раз поев, все-таки сообщает, что его зовут Широн (Алекс Р.Хибберт). Отец давно пропал, а мать (Наоми Харрис) курит крэк и не слишком заботится о ребенке. Наркотик ей продают подручные Хуана; несмотря на эту парадоксальную, мягко говоря, ситуацию, дилер и его подруга (Жанель Моне) становятся для Широна чем-то вроде нормальных родителей на стороне.

Читайте также:  Сальдо при оплате за свет

«Лунный свет» состоит из трех новелл, и это только первая из них. Во второй Широн — тощий тинейджер (Эштон Сандерс), которого продолжают травить в школе: одноклассники, дразнящие его педиком, со свойственной иногда маленьким мерзавцам прозорливостью видят то, в чем их жертва сама себе еще не призналась. В третьей новелле Широн, прошедший через огонь и воду и переехавший с матерью в Атланту, — взрослый гангстер (Треванте Родс), чья брутальная внешность, впрочем, обманчива. Некоторые герои переходят из новеллы в новеллу: в первую очередь это приятель Широна по имени Кевин (Джейден Пинер, Джаррел Джером, Андре Холланд) — как почти случайно вышло, главный мужчина в его жизни.

Это самый, очевидно, расхваленный фильм 2016 года, вошедший во все мыслимые топ-списки; в килограммах выигранного золота «Ла-Ла Ленд» его, вероятно, опережает (и почти наверняка помешает «Лунному свету» получить главный «Оскар»), но, скажем, критический консенсус в случае «Света» даже более монолитен. Барри Дженкинс немногим старше Дэмиена Шазелла и, как и тот, дебютировал в конце нулевых малобюджетной разговорной мелодрамой про черных хипстеров («Лекарство от меланхолии»). Для своего второго полнометражного фильма он нашел автобиографический текст — что-то вроде непоставленной пьесы — Тарелла Элвина МакКрейни, актера и драматурга, не так давно получившего стипендию МакАртура, «грант для гениев». Оба — и режиссер, и сценарист — выросли в одно время в бедном квартале Майами, и хотя гей-линия — целиком от МакКрейни, для Дженкинса в этой истории, разумеется, тоже масса личного.

Главное, что нужно знать про «Лунный свет»: это вовсе не стенания о том, как живется чернокожему гею в гетто. Живется ему нелегко — и из фильма это тоже следует, — но это и так понятно, зачем про это смотреть. Социальная, расовая повестка и область чувств тут как бы сосуществуют параллельно — они обе интересны Дженкинсу, но он не торопится их смешивать. Есть определенная культурная среда, которую воссоздает режиссер, — это декорации картины, ее, если угодно, колорит, определяющий сиюминутные действия персонажей. И есть глубоко интимная, внутренняя история взросления, где-то переходящая в лав-стори, — содержание фильма. Дженкинс не занимается противопоставлением большинства и меньшинства, расового или сексуального: белых тут нет вовсе, а путь Широна никогда не превращается ни в Голгофу, ни в крестовый поход. Иначе говоря, это не памфлет о нетерпимости, а ровно наоборот: тихий, нежный фильм о чуде взаимопонимания.

Материал вроде бы диктует угрюмый реалистический подход: квазидокументальную камеру, приближенное к естественному освещение и так далее. Ничего похожего. Дженкинс использует богатые, контрастные цвета и выразительные композиции порой захватывающей дух красоты: дело, в конце концов, происходит в Южной Флориде с ее пальмами, песком и океаном. Оттенки синего, зеленого и, конечно, черного превращают детский кошмар в томительный эротический сон и обратно. При этом по большому счету это фильм про отрочество — в чуть более мягком мире его события могли бы уместиться в уик-энд, а не растянуться на десятилетия, — и режиссер до конца сохраняет предельно деликатный, целомудренный тон: Широн настолько раним, что иное было бы жестоко.

«Свет» где-то может показаться простым, почти простодушным, но и это не так: готовые ответы здесь не работают, и продолжительные паузы в разговорах, которые оставляет Дженкинс, — а из главного героя слова вообще не выдавишь — нужны для того, чтобы мы продолжали их искать. «Ты сам должен решить, кем тебе стать, никто за тебя этого не сделает», — говорит Широну Хуан, когда учит его плавать, но это грошовая мудрость, горькая ирония которой будет понятна в третьей, лучшей части картины, когда Широн станет Хуаном. Ты не можешь решить, кем тебе стать, — если, конечно, ты не живешь внутри голливудского фильма про спортсмена. Максимум, что ты можешь, — это принять себя сам и, если очень повезет, однажды прочесть понимание в чужих глазах.

Читайте также:  Не горит свет багажника бмв е39

Источник

«Фильм, выбранный назло Трампу». Что мы знаем о «Лунном свете», взявшем главный «Оскар»

Полуавтобиографический фильм Барри Дженкинса «Лунный свет» рассказывает о жизни чернокожего гея в Майами. Фильм завоевал «Оскар» в номинации «Лучший фильм года», до этого он получил «Золотой глобус» в той же номинации. «Сноб» собрал интересные факты о фильме и поговорил с кинокритиком Андреем Плаховым о том, почему вопреки ожиданиям победил не «Ла-Ла Ленд» и при чем здесь Трамп

Поделиться:

Андрей Плахов, кинокритик, обозреватель газеты «Коммерсантъ»:

«Лунный свет» — маленький симпатичный фильм, раскрывающий любопытную психологическую коллизию, связанную со взрослением молодого парня, живущего в криминальной среде, с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Это хороший, но маленький фильм, который не соответствует «Оскару» ни по каким параметрам, потому что премия, как правило, поддерживает более крупные постановки. Но бывают исключения. Маленький фильм может быть большим по своему значению.

Мне кажется, что в данном случае не последнюю роль сыграл прошлогодний скандал, когда афроамериканцы заявили, что недостаточно представлены в номинациях на «Оскар». Теперь мы видим своего рода компенсацию за это.

Если рассматривать «Оскар» как выражение неких тенденций в культурной и политической жизни, то можно предположить, что победа весьма скромного по своим художественным достоинствам фильма «Лунный свет» связана скорее с политическими факторами, а не художественными. «Ла-Ла Ленд» гораздо больше заслуживает главной награды, потому что это более яркая и более сложная постановка, возрождение традиции мюзикла. «Ла-Ла Ленд» имеет гораздо больше претензий на главный приз, чем «Лунный свет».

Но ситуация сложилась именно в пользу «Лунного света». Можно трактовать это и как «фильм, выбранный назло Трампу». В любом случае понятно, что в конфликте, который разыгрывается между Трампом и левой интеллигенцией, журналистами и Голливудом, победа «Ла-Ла Ленда» прозвучала бы как уход от этого конфликта. Потому что «Ла-Ла Ленд» — картина аполитичная и консервативная, отсылает зрителя к традиционному Голливуду. А «Лунный свет» — это попытка через камерный сюжет осмыслить ситуацию сегодняшнего дня, положение героев, у которых сложный расовый и сексуальный бэкграунд. В этом смысле присуждение «Оскара» «Лунному свету» дает некий комментарий к конфликту с Трампом.

Я бы не стал утверждать, что это только конъюнктура. Все-таки членов жюри очень много, и у каждого из них есть свои мотивы голосовать за ту или иную картину. Поэтому я не хочу сказать, что результаты были подтасованы. Скорее всего, сыграло роль наложение различных факторов.

Особенно мне обидно то, что оказался отодвинут в сторону фильм «Манчестер у моря», который я считаю лучшим фильмом этого конкурса. Лучше ли он «Ла-Ла Ленда», можно спорить, но несомненно то, что оба эти фильма лучше «Лунного света». «Манчестер у моря» — как и «Лунный свет» — камерная драма, однако значительно более тонкая и сложная. И заслуживает большей поддержки.

В общем, я недоволен результатами этой премии, потому что считаю, что в категории «Лучший фильм» был награжден не лучший фильм по качеству. В остальных наградах — по-разному: например за женскую роль я бы присудил «Оскар» Изабель Юппер за роль в фильме «Она», а в категории «Лучший иностранный фильм» — достойному «Тони Эрдману» вместо весьма посредственного иранского «Коммивояжера». Скорее всего, здесь тоже политическая ситуация.

Источник

Adblock
detector