Меню

Гаспар ульель просто конец света



Это всего лишь конец света, 2016

Код для вставки карточки трейлера

После 12 лет разлуки Луи возвращается домой, где его встречают эксцентричная маман, насмешливая и ранимая сестра и вспыльчивый старший брат с женой. У каждого накопилось порядком обид и чаяний — Луи не может их разочаровать.

Прощание блудного сына
Ксавье Долан вновь обращается к семейной проблеме взаимного непонимания и глухоты близких людей, поднятых в фильмах «Я убил свою маму», «Мамочка».

Талантливый молодой драматург Луи (Гаспар Ульель) возвращается домой после 12 лет забвения, чтобы попрощаться с родными: жить ему осталось недолго. Молодой человек предвкушает тяжелую, эмоционально-трудную поездку. Луи приезжает домой и словно запускает бомбу замедленного действия.

Старший брат Антуан (Венсан Кассель) начинает придираться к жене Катрине (Марион Котийяр): мол, зачем занимать брата глупыми никчемными разговорами. Затем он пытается унять младшую сестру и мать – слишком взбалмошных и невоспитанных на его взгляд. Младшая сестра Сьюзан (Леа Сейду) изливает брату душу, жалуется, что ей его не хватало. Антуан еле сдерживается – вот-вот и он начнет метать молнии – и с ходом повествования зритель чувствует, как накаляется пространство. Мать (Натали Бай) пытается сдерживать ссоры между Сьюзан и Антуаном, но ей это мало удается. Луи сложно подобрать подходящий момент, чтобы сказать, зачем он все-таки приехал домой спустя столько лет. Наблюдая за семейными разборками зритель догадывается, почему юному Луи пришлось покинуть отчий дом. Одна лишь Катрина, впервые увидевшая деверя, понимает, что с ним что-то стряслось – но вставить слово поперек мужа она боится.

Долан собрал лучших французских актеров, сработавших на отлично. Котийяр вжилась в непривычную для нее роль забитой домохозяйки, любящей свою семью и душевнобольного мужа. Сейду – девушка-бунтарка, неуверенная в себе и пока еще не определившаяся в жизни. Бай – сумасбродная мамаша, погрязшая в прошлом. Впрочем, ей не чужда рассудительность и мудрость. Кассель сыграл натурально: при одном лишь появлении Антуана на экране, возникают тревога и желание, чтобы он поскорее исчез. Ульель воплотил образ мечтательного, тонко чувствующего и ностальгирующего меланхолика-творца.

Для точной передачи характеров и отношений между персонажами Долан щедро использует крупные планы. По ходу движения и приближения камеры, расфокусировке и изменению степени резкости кадра можно понять, что чувствуют герои, в каких отношениях они находятся. Режиссер вновь использует еще один свой фирменный прием: клиповые нарезки-флешбеки, очень яркие, контрастирующие с довольно приглушенными основными цветами ленты, и сдобренные знаменитыми, уже набившими оскомину поп-хитами 90-ых годов. Чувствуется, что воспоминания – это тепло в сердце Луи. Теплый всепроникающий солнечный свет появляется и в конце картины – закат подразумевает завершение этой немного абсурдной и все же грустной истории. К сожалению, понимания в своей семье Луи так и не нашел, а его приезд обернулся приступом гнева у нездорового старшего брата.

«Это всего лишь конец света» – отличный визуально выполненный фильм со смысловым послевкусием. Каждому найдется над чем подумать, хотя Долан даже косвенно не призывает зрителя взглянуть на себя в зеркало. Картину стоит посмотреть, особенно в кругу семьи.

Источник

Рецензия к фильму «Это всего лишь конец света» от PROFE7OR

Это всего лишь жизнь

По сюжету, показанной истории, и мотивам общего описания этого фильма по разным источникам, после внимательного просмотра можно сказать следующее:
Канва. Начало. Сюжет. Описание.
Весьма успешный писатель Луи после 12 лет разлуки с семьей приезжает домой, чтобы сообщить родным и близким печальную новость о своей неизлечимой болезни и скорой смерти. Но, это с виду простое сообщение оказывается не так просто сказать. Взбалмошная родня живёт своей жизнью погруженная в свои дела и проблемы. Эксцентричная мать, насмешливая и ранимая сестра, вспыльчивый старший брат и его наивная, гиперчувствительная жена. Радость от долгожданной встречи быстро сменяется ссорами и перерастает в нарастающий серьезный конфликт. Создаётся впечатление, что семья полностью утратила способность слушать друг друга, понимать, сопереживать и любить.
Это проблема семейного многослойного общества, от которой будущий писатель ещё в молодости не выдержав, сбежал из дома, и практически не общался с семьей, отсылав без конца вместо писем различные открытки понимания и открытости. И сейчас после стольких лет ни мать, ни брат с сестрой не хотят даже выслушать его. Камень преткновения и недовольства до сих пор лежит между ними, может и больше выросла эта стена непонимания и обиды на жизнь, на себя, на главного героя. Обида и такое отношение между собой давно съедает старую семью изнутри. Один единственный человек, который чувствует и всё больше понимает, что с главным героем что-то не так, это жена его брата, скромная домохозяйка Катрин. Недопонимание всё больше и больше сменяется отчаяньем что-либо донести, с этого начинается история этого повествования.

Читайте также:  Какие лампочки дальнего света хендай акцент

После этого понятного синопсиса, перейдём к самому фильму и к тому, что может дать такое увиденное прочтение.
Призёры. Информативная часть.
Данная кинопостановка поставлена по мотивам одноименной пьесы французского драматурга Жана-Люка Лагарса и рассматривалась как одна из главных работ на «Золотую пальмовую ветвь». Однако, данный фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля. Столь высоко был оценен и режиссёр. Для режиссера это уже собственно традиция, и уже четвертый приз в Каннах.
Похоже, Ксавье Долан переходит не по возрасту в серьёзный легион театральной драматургии, не первый раз делая ставку на камерность и однотипность локации. Имея за спиной большое количество наград на всевозможных фестивалях (только 4 награды в Каннах), Долан наконец показал своё лицо и место в главном эшелоне режиссёров-драматургов. На данный момент это лучший фильм Ксавье Долана. Все авансы от наград он возвращает сполна, достойным театральной игры и смысловой нагрузки кадром.
Задействованный актёрский ансамбль и фильм в целом.
По значимости, фильм занял верхние позиции в Канаде, где и проводился съёмочный процесс. И после фестиваля в Торонто выдвигался на «Оскар» (2017), как «Лучший фильм на иностранном языке», в котором, впервые снялась только французская группа актёров. Соответственно, данное кино выходило за рамки американо-канадского флага, и ценилось и ценится больше в Европе. Фильм получил 5 номинаций на Французскую премию «Сезар» (2017), в том числе за Лучший иностранный фильм года! И одного из созерцательно-философских персонажей в картине, великолепно сыгранным актёром Гаспаром Ульель, за которую он уже получил «Лучшего актёра года» (номинация). Также отметили «Лучший актер и актриса второго плана» — Венсан Кассель и Натали Бай (Бэй). Лучший монтаж картины и монтированных сцен.
На премию «Оскар» в малый список нашлись более гуманные, политические и остросоциальные работы. И такой обласканный наградами фильм итак может возлежать на лаврах, хватит с него и народной признательности. С позиции отборочного комитета, видать не хватило ценности несущего заявления, и фильм уступил гимну и буффонаде громких иллюзий (идёт намёк на главных номинантов года).
Но, от небольшого отступления, переход непосредственно к фильму, надо сказать о сплочении данного коллектива в единое целое на сценарной площадке. Знающие друг друга давно, актёры и режиссёр понимали один другого с полуслова, что и вылилось грандиозную психологическую феерию чувств, эмоций и нужного накала. И безусловно, звёздный час и лучший съёмочный год для актрисы Марион Катийяр. К сожалению она не Брежнев и не «богиня» Мерил Стрип, и грудь и полка не будет сорить наградами. Как говориться, не в них важность (счастье), а в том, что этот фильм, чем дальше ты дорой читатель, зритель пересматриваешь, тем больше проникаешься и находишься в таком состоянии, неспешной жизненной обдуманности.
Далее о фильме.
Фильм, как и погоду за окном хочется ощутить полной грудью, хочется осязать, дышать и чувствовать его частицу в себе. На миг всё остальное блекнет, и ты становишься главным героем. Он тебя не отпускает. Мысли ходят в суете и по кругу, ты приходишь в себя и это состояние снова и снова тебя не отпускает. Ты хочешь настоящего, и хочешь уже не просмотра, а ощущения намного большего, чем в первый раз. Ты понимаешь, никакое другое кино такую полноту внутреннего себя тебе не даст, не какой сейчас современный фильм тебя не заденет, как этот.
Основная подача самой постановки.
Данная работа снята в лучших традициях авторского метра в большей степени являет собой театральную постановку, жиждественную на естественности и феноменальной игре актёрского ансамбля. Именно в актёрской игре заключается главная привязанность, притягательность каждого кадра к зрителю. Глаза, выражение глаз – это основной момент разговора в фильме со зрителем.
Глаза говорят больше и выражают полноту и спектр чувств, эмоций и проявления внутренних действий, желаний любого человека. Не зря они показаны столь крупным планом и фокусировкой, словно в стоп-кадре, задержке и шлейфе растянутости фотографического образа, моментального запечатления в памяти. Память прошлого выстроена в мелких деталях и фотографическим образом передаёт настроение и атмосферу данного визуального произведения.

Заостряя внимание крупным планом режиссёр-постановщик делает упор на конкретные вещи, одну семью, передаёт влияние и агрессивность сосуществования каждого персонажа. Каждая мелочь, деталь, элемент или фигура играет всеми красками чувств, заполняя ими кинематографическое пространство. Недосказанность в словах и диалогах очень сильно говорит в показанном кадре, в мимолётной сценке, в каком-то моменте. Можно ценить такое выражение в съёмочной подаче данной работы, где без слов будет всё понятно, будет доходчиво и ясно, будет говорить любая мизансцена, будет говорить предмет.
Сам предмет, освещённый он солнечным светом,
или залитый луной,
дуновением ветра и нежданной грозой.
Занавеска и покрывало, губная помада,
материнская страсть,
духами залита вся молчания сладость,
молчания блажь.
Вот из уст уж хотели сорваться слова,
но застряли они в горле стон затая.
Лишь губа выдавала себя иногда,
что подёргивалась на лице у тебя.
Да застыла слеза, в небо взгляд утая.
Так осталась картина молчания для …

Читайте также:  Как стать феей при свете

Для чего же осталась картина молчания?
Для обдумывания, возвращения к этому фильму и переживания. Эмоциональной чувствительности и радуги эмоционального проявления, от гнева, скрытой зависти, до надежды и желания, страха признания и всепоглощающей грусти. Одиночества, ещё раз одиночества и тихой, как весенний ветерок радости, пребывания себя здесь и сейчас.
Идёт психология и мнение о фильме.
Фильм осмысленный, умный, дающий понять ценность человеческого общения. Его нехватку. Главный посыл состоит в жизненном парадоксе, открытости и замкнутости любого человека, его чувств, эмоций и конечно общения. Когда человек примиряется с собой, приезжает или приходит со своим откровением, его уже никто не слушает. По большому счёту он никому не нужен. Непонимание человека человеком!

Его высказывания и откровения не находят места в жизни родных людей. Человек остаётся один на один с самим собой и своими мыслями, чувствами, положением. По большому счёту, что волнует его (одного человека) не волнует всех других. Он натыкается на полное непонимание, и остаётся при своём, даже своим чувственным и наболевшем он не может поделиться, посетовать, рассказать, зная, и всё больше убеждаясь в чёрствости и немоте семьи. Становясь чемоданом без ручки, стоявшим посреди комнаты, неудобным и раздражительным для всех. Заблудившимся в лесу немереного чуждого ему гомона никчемных разговоров, оставаясь как в пустыне среди близких ему людей не услышанным. Только стены в должной мере его спасают и слышат его внутренний голос, диалог, внутреннее общение.
Критика в фильме.
Фильм можно рассматривать как тонкую весомо-актуальную сатиру, на примере одной семьи показывается всё общество богатых и нищих, плодовитых и бесплодных, ничего не добившихся прожигателей своей жизни. У которых желания и надежды остались за бортом беззаботных юношеских воспоминаний, недовольства и обид. Где в тридцать лет жизнь уже закончилась, и прозябание и существование катится на нитралке, словно с горочки, всё быстрее набирая обороты до глухого забора мёртвой слепоты. Ничего не вижу, ничего не слышу. Без зрения, слуха и сердца, подпитанной внутренней неудовлетворённостью и нарастающей сплошной озлобленностью.
Послесловие.
«Бывают такие причины, которые ни касаются ни кого, кроме вас самих. Они толкают идти вперед. В жизнь. Помогают не оглядываться. Точно так же есть множество причин, по которым можно захотеть вернуться. » — гласит самое начало этого «внутреннего космоса» фильма.
И, как персонаж возвращается и находит в себе силы и внутреннюю дорогу домой, так и каждый из нас идёт этой дорогой, не видя, не понимая часом, что вокруг нас твориться. Понятый стенами, камнями, предметами, но только не семьёй.

Источник

Синемафия

11 фактов о фильме «Это всего лишь конец света»

19 октября 2016

20 октября на отечественные киноэкраны выходит «Это всего лишь конец света» — новый фильм Ксавье Долана, лауреат Гран-при Каннского кинофестиваля.

Луи (Гаспар Ульель) не был в родном доме 12 лет. Он прилежно писал открытки со всех концов света и поздравлял всех родных с праздниками, но ничего больше — ни звонков, ни приглашений погостить у него, ничего — только открытки.

И вот в один не такой уж прекрасный день успешный драматург Луи летит к своей провинциальной родне — чтобы рассказать им, что умирает. Он хочет это сделать за семейным обедом, где должны собраться его молодящаяся мать (Натали Бай), работяга-брат (Венсан Кассель) с супругой (Марион Котийяр) и младшая сестра (Леа Сейду). Но планы тихони Луи и реальность громкой переругивающейся семейки отчаянно не совпадают.

Синемафия нашла 11 интересных фактов о работе над фильмом и его судьбе после выходна на жкраны — и делится ими с вами.

Сценарий Ксавье Долана — киноадаптация пьесы французского драматурга Жан-Люка Лагарса. Лагарс написал пьесу в 1990 году и умер от СПИДа в 1995 году; потому и хочется назвать пьесу автобиографической, но она, конечно, куда более значительна, чем просто фиксация фактов биографии. Она включена в филологические программы французских университетов; по ней писали итоговое сочинение выпускники французских школ, специализирующиеся по истории искусств и театра, в 2008 и 2010 году.

Читайте также:  Сколько еще концов света будет или нет

О пьесе Долан узнал от Анн Дорваль, звезды его фильмов «Я убил свою мать», «И всё же Лоранс» и «Мамочка». Дорваль играла в постановке пьесы Лагарса в начале двухтысячных. И первое знакомство с пьесой никаких результатов для режиссёра и сценариста Долана не принесло — он признается, что прочитал её по диагонали и не понял, чем так была восхищена его подруга. Потребовалось время, чтобы Долан смог пьесу полюбить — и захотел её перенести на киноэкран.

Главным было — сохранить собственно текст Лагарса, не потерять его при написании сценария.

Натали Бай, настоящая легенда французского кино — более 100 фильмов, 9 номинаций на «Сезар» и 4 победы, кавалер Ордена Почётного Легиона, — работает с Доланом не первый раз. Первая их совместная работа — «И всё же Лоранс», фильм 2013 года.

Бай рассказывает, что была впечатлена работой над их первой картиной, когда Ксавье на съемках отмечал свой двадцать третий день рождения: «Его зрелость уже была удивительна; и да, сейчас он вырос еще больше».

Гаспар Ульель, персонажу которого за весь фильм достался едва ли десяток законченных фраз, описывает свою роль как «зеркало, поставленное перед зрителем; зеркало, в котором он может увидеть себя или свою семью». Ульель рассказал, что после премьеры в Каннах к нему подходили люди и рассказывали, какая сцена их потрясла — «и это каждый раз были разные сцены; то есть каждый видит в фильме что-то своё».

Фантастический актёрский состав означал, что с первого же дня нужно было, по словам Натали Бай, «спрятать свои эго в шкаф. Мы должны были выдать максимум того, что могли, когла работали с молодым талантливым режиссёром. Из-за того, что сложные графики каждого позволяли нам находиться на съемочной площадке всем вместе очень недолго, пришлось очень сконцентрироваться — и это стимулировало».

Леа Сейду в интервью о фильме призналась, что тут всё — настоящий подарок; и роль, и работа с режиссёром, и работа с актёрской командой. «Это тот проект, от которого не отказываются». Она описала свою работу на площадке как состояние транса — очень напряженное, сконцентрированное на каждом конкретном мгновении.

Венсан Кассель оказался в команде фильма в последний момент — изначально роль Антуана должен был играть Реда Катеб («Гиппократ», «Белые рыцари»), лауреат французской кинопермии «Сезар» 2014 года. Однако Катеб предпочел поработать у Вима Вендерса (фильм «Прекрасные дни в Аранхуэсе» выходит в конце 2016 года), и его пришлось заменить.

Марион Котийяр досталась роль Катрин — жены Антуана. В фильме, построенном на диалогах и монолгах, её голос — самый тихий.

Марион призналась, что столкнулась с небольшими трудностями уже при заучивании текста. «Есть тексты, которые ты запоминаешь сразу; а тут были особенности написания пьесы — даже не языка, язык героини я тогда еще не сделала своим, — которые вызывали сложности. Мне очень нравилость, как всё написано, я бы ни запятой не передвинула, и, несмотря на мои трудности, этот текст дышал — диалоги моей героини были по-настоящему личными, и это помогло».

Музыку написал Габриэль Яред, который уже работал с Доланом над музыкальным сопровождением к фильму «Том на ферме». Несмотря на то, что за их плечами уже был совместный фильм, лично встретились Яред и Долан только во время работы над «Это всего лишь конец света».

В 2015 году Ксавье Долан был членом жюри Каннского фестиваля; на следующий день после вручения призов в пять утра начались съемки «Это всего лишь конец света». И вот, почти ровно год спустя, его фильм был представлен в основном конкурсе фестиваля.

Отзывы на фильм с Каннского фестиваля были полярными — равнодушным он, по крайней мере, никого не оставил. Даже если посмотреть на профильную прессу — вы увидите оценки от резко отрицательных до полного восторга.

Ксавье Долан, выйдя на сцену за Гран-при, расплакался. И закончил свою благодарственную речь цитатой из Анатоля Франса — «Я всегда предпочитал безрассудство страстей мудрости бесстрастия».

Для написания фактов были использованы интервью актёров и режиссера с Каннского кинофестиваля ([1], [2], [3], [4]) и телеканалу TF1.

Источник