Меню

Фонари зажгли вечерний свет



От масляной лампы до светодиода: как развивалась система уличного освещения

В декабре 1730 года сенат Российской империи издал указ об изготовлении стеклянных фонарей для освещения Москвы в зимнее время. И уже в конце года, в Рождество, 25 декабря, на улицах города стало немного светлее. Об истории развития системы городского освещения рассказала Наталья Потапова, директор музея «Огни Москвы». 10 самых интересных фактов — в подборке mos.ru.

Об уличном освещении заботились императрицы

Уличное освещение в европейских столицах начало появляться в XVII веке. При Петре I первые фонари зажгли в Санкт-Петербурге. Однако ввести уличное освещение в Москве император-реформатор не успел… или не захотел. Фонари в «старой столице» появились уже при императрице Анне Иоанновне. В отличие от предшественника, ей нравилось бывать в Москве.

Первые масляные фонари зажглись 25 декабря (по старому стилю) 1730 года, в честь приезда членов императорской фамилии. Они были установлены в Кремле, в Китай-городе, Белом и Земляном городах и Немецкой слободе. Фонари были стеклянными. Лампы заправляли конопляным маслом. Кстати, стекло в то время было редким и дорогим материалом.

В середине XVIII века в Москве было около 600 уличных фонарей. Их число существенно увеличилось при Екатерине II — до 3,5 тысячи. В 1770-е годы она занялась преобразованием первопрестольной. При императрице была упорядочена городская застройка, дома начали строить вдоль красных линий. До этого город застраивался стихийно, улицы были извилистыми, в некоторых местах узкими, в некоторых, наоборот, широкими.

Сначала по праздникам, потом по календарю

Уличные фонари в Москве не работали в короткие летние и светлые лунные ночи.

«Насколько известно из источников того времени, сначала фонари зажигали по праздникам, по особым распоряжениям императорского двора. Позже фонари стали зажигать по специальным осветительным календарям с 1 сентября по 1 мая, 18 ночей в месяц. Осветительный календарь утверждала Московская городская дума», — рассказывает Наталья Потапова.

Ситуация стала меняться только в конце XIX — начале XX века, когда появилось электрическое освещение. Сначала такие источники света могли себе позволить только очень богатые люди. Электричеством освещали сады, рестораны, владельцы которых пытались ярким светом привлечь публику.

За освещение платили… жители

До появления уличного освещения москвичи обязаны были зажигать по вечерам свечи в окнах своих домов или вывешивать фонари на заборах. Выходя из дома в темное время суток, жители должны были взять с собой ручной фонарь или факел.

Анна Иоанновна не стала придумывать сложные схемы для обслуживания и финансирования уличного освещения. Установили фонари за счет городской казны, а обслуживание возложили на горожан.

«Обслуживание уличного освещения стало обязанностью жителей Москвы, с которых взималась первоначально определенная плата. Фонарщиков выбирали из обывателей», — поясняет директор музея «Огни Москвы».

В начале XIX века обязанности фонарщиков выполняли солдаты, негодные к строевой службе. Им платили небольшое жалованье — 13 рублей в год.

Профессия фонарщика

Конструкция первых уличных осветительных приборов выглядела следующим образом: на невысоком деревянном столбе крепился металлический фонарь со стеклянными окошками и дверкой. Внутри стояла лампа с конопляным маслом. Фонари были расположены на расстоянии 20 метров друг от друга. Каждый фонарщик должен был зажечь за вечер 20–30 фонарей.

«У фонарщика была лестница, кувшин с маслом, зажигательный фонарь, потому что спичек еще не было, фитили, ножницы и другие инструменты. Масла отпускалось столько, чтобы хватило на горение фонаря до полуночи», — рассказывает Наталья Потапова.

Первоначально для фонарей использовали конопляное масло, которое можно было употреблять и в пищу. Недобросовестные фонарщики так и делали, поэтому зачастую фонари гасли намного раньше полуночи. Позже в масло стали добавлять скипидар.

Читайте также:  Лампочка ближнего света для volvo s40

Была и профессия хожалого по фонарям: он должен был обходить улицы и проверять, как работают осветительные приборы.

В начале XIX века обязанности фонарщиков стали выполнять пожарные.

Москвичи боялись газовых фонарей

В середине XIX века появились спирто-скипидарные фонари, затем — керосиновые. На московских вечерних улицах стало светлее, витрины магазинов выглядели заманчивее. Москвичи стали наряднее одеваться, выходя вечером на улицу.

В 1865 году Московская городская дума подписала 30-летний контракт с английской фирмой «Букье и Гольдсмит» на устройство в городе газового освещения. Компания построила завод, проложила газопровод и установила три тысячи газовых фонарей. Англичане справились с задачей, но потом стали терпеть убытки. Одной из главных проблем стало то, что компания изначально объявила очень низкую цену на уличный фонарь — 14 рублей 50 копеек.

«Англичане думали, что будет много частных потребителей и за счет них компания покроет расходы на уличное освещение. Однако ошиблись. Русские люди очень боялись газа. Опасались, что он может взорваться, что им можно отравиться. Некоторые москвичи не понимали, как может гореть воздух без фитиля. В результате желающих осветить дома газом оказалось слишком мало», — отмечает Наталья Потапова.

Аплодисменты электричеству

Первой и главной целью городского освещения было обеспечение безопасности на улицах в вечернее время. До появления фонарей жители редко выходили по вечерам на улицу. Их распорядок жизни зависел от смены дня и ночи. На освещенных улицах люди стали чувствовать себя более комфортно и безопасно.

«Самыми освещенными улицами были Тверская, где находился дом генерал-губернатора (сейчас в этом здании располагается Мэрия Москвы. — Прим. mos.ru), и Кузнецкий Мост, где было много французских лавок и магазинов. Чтобы привлечь внимание к этим заведениям, их владельцы старались осветить улицу как можно ярче», — рассказывает директор музея «Огни Москвы».

Во второй половине XIX века фонари горели до двух-трех часов ночи. Кроме улиц начали освещать бульвары и парки.

«Электрическое освещение москвичи встретили с восторгом. Раньше по городу ходили фонарщики, которые поднимались к каждому фонарю, чтобы его зажечь. И вдруг фонари вспыхивают сами и светят ослепительно ярко. Настоящее волшебство! В 1880 году в Москве было установлено 100 электрических фонарей. Они принадлежали частным владельцам. Это были богатые люди, которые могли себе позволить купить оборудование, чтобы осветить электричеством свой ресторан или парк. В саду “Эрмитаж” стояло 24 фонаря, под которыми каждый вечер собиралась публика, чтобы поаплодировать электрическому свету», — поясняет Наталья Потапова.

Последний керосиновый и газовый фонари в Москве погасли в 1932 году.

Решение отдать предпочтение электричеству было принято руководством страны согласно плану ГОЭЛРО.

Всеобщее полное затемнение

В 1930-е годы электрические фонари еще включали вручную. Электромонтеры шли по специальным маршрутам от центра к окраинам, постепенно включая рубильники. Создание централизованной системы управления освещением, с помощью которой можно было включить и выключить фонари во всем городе за секунды, завершили за несколько месяцев до начала войны.

Читайте также:  Сенсорный выключатель с фиксацией света своими руками

С начала Великой Отечественной войны в столице был объявлен режим общего полного затемнения. Москвичи должны были замаскировать окна домов. Также были замаскированы светофоры, выключены уличные фонари. Диспетчеры в военные годы неотрывно следили за тем, чтобы не было провокаций и никто не зажег свет. А провокации были. Например, периодически поступали звонки якобы от имени Сталина или Жукова с просьбой включить освещение на той или иной улице. Никто на эти звонки не реагировал. И вскоре начинали бомбить именно в тех районах, где просили включить свет. Полностью светомаскировку отменили только 30 апреля 1945 года.

«Пересадка» фонарей в попытке сэкономить

Первоначально в электрических фонарях использовали лампы накаливания. Они освещали улицы ярким, близким к солнечному светом, однако расходовали слишком много энергии.

В послевоенное время предпринимались разные попытки экономии электроэнергии. В 1954 году на двух московских улицах установили люминесцентные энергоэффективные светильники. Но эксперимент оказался неудачным: оказалось, что лампы боятся мороза и при минусовой температуре плохо горят. В 1960-е годы на улицах появились ртутные газоразрядные лампы, которые давали голубовато-белый свет. В 1975 году установили натриевые лампы высокого давления, которые отличались необычным золотистым свечением. Они светили ярче ртутных и экономили больше энергии, но цветопередача была еще хуже.

Некоторые москвичи были недовольны, что выглядят неестественно в таком свете. Но постепенно люди привыкли, и сегодня мы уже не обращаем на это внимание. Натриевые лампы и сейчас освещают московские улицы.

Источник

Вечер огни фонари

Какие стихи вы предпочитаете?

Стихи — Хмурое небо,огни фонарей

Хмурое небо, огни фонарей.
Сколько ж с тобой не встречались мы дней?
Сколько же лет стой поры пролетело?
Дождь по асфальту стучал то и дело.

Вьюга кружила и злилась зима,
Но не сошла я, как видишь с ума.
Нет, не сошла, даже чуть поумнела
И до тебя мне давно уж нет дела.

Где ты и с кем ты душа не болит.
Ветер, проказник, листвою сорит.
Дождик в проёме окна заблудился
Просто сегодня ты мне приснился.

Просто сегодня, как — то не странно,
Вновь обнажилась душевная рана.

Стихи — Вечер зимний огни зажигает.

Зимний вечер огни зажигает,
Город стелит постели ко сну.
Снег за окнами кружит, летает —
Уводя мои мысли в мечту:
Свет луны — не подарит мне злата.
У судьбы — не попросишь в займы,
Но надеждою будет богата
Мысль; что встретимся, где-нибудь мы.

Пусть не скоро заря мне дорогу
Светом алым укажет на путь.
Одинокую ночь и тревогу,
Успокою надеждой, мой друг.
Хочу верить, что в жизни бывает:
Тот кто ищет, находит мечту.
Зимний вечер огни зажигает,
Город стелет постели ко сну.

Стихи — Вечер невыносимой боли

Она вошла с порога в дом.
Запах духов заполнил помещенье.
Ей казалось:всё,как сон.
(Такое было ощущенье)

Он учуял её запах-повернулся.
Она смотрела чуть дыша.
Потом резко отвернулся.
На её щеках ползла слеза.

Читайте также:  Пятое чудо света храм артемиды эфесской

Её мысли запутаны,слабы.
Он потерял себя.
Её душа хранит мечты.
Он понимает:»Нельзя!».

Мозг затуманен,тяжело говорить.
Боль сдавливает виски.
Проходит рядом-идёт курить.
Учуяла запах и сердце в тиски.

Она смотрит в окно,жизнь умирает:
Машины,огни,фонари.
Он тихо.

Стихи — Фонари, луна и ночь

Фонари, луна и ночь —
Солнце спряталось до завтра.
Мне не спится. Сутки прочь.
Вот уже и отблеск утра.

В раннем зареве зари,
С первыми лучами солнца
Отдыхают фонари,
Крепко дремлют сном младенца.

Ночь ушла, фонарь погас,
Растворилась тьма, исчезла,
Прилетел ко мне Пегас,
Вдохновенья снова бездна.

Стихи — Фонарей неровный почерк

Фонарей неровный почерк
пятнами чернил по ветру,
словно б..ди вдоль обочин,
словно дамы полусвета.

Ориентируясь на зорьку
зимнего солнцестоянья,
сердца осень, как осколки
чёрных листьев и преданий.

Дребезжит вагон вселенной,
остановки, что погосты,
в уши воск залить себе бы,
как святой Бернар Клервоский.

Фонарей размытых пена,
тишины шестое чувство,
радость – это просветленье,
производное от грусти.

Сердце бьётся тихо-тихо –
вот, возьми его, потрогай;
сердце рвётся.

Стихи — Вечер скоротечностью нелеп

Вечер скоротечностью нелеп,
Умер, незаметно и обидно.
Диск луны за тучами ослеп,
И не выйдет к нам уже, как видно.

На столе притихший телефон,
Пачка сигарет и зажигалка.
Выйду я с соседом на балкон,
На, бери, закуривай, не жалко.

Застучал огромный барабан –
Дождь глумится над железной крышей.
И несется ветер – хулиган,
Вдоль дороги, сорванной афишей.

Размешаю свой остывший чай,
Веселится ложечка в стакане.
Может быть, взгрустнется, невзначай,
Шевельнется боль в давнишней.

Стихи — Вечер

Вечер маг и волшебник зажигает огни
Словно призрачный замок. мы с тобою одни
Бесконечная сказка, неизвестный финал
то ли жизнь, то ли сцена, маскарад, тайна, бал.

Я скиталец и странник, бродячий артист
не волшебник, но сказочник, пилигрим, анархист
Ты волшебная роза, хризантема, звезда
ты моё вдохновение, сейчас и всегда

Вечер маг и волшебник зажигает огни
Тени, призрачный замок. мы с тобою одни
Бесконечная повесть, неизвестный финал
То ли жизнь, то ли сказка, маскарад.

Стихи — Фонарь и Свет

Фонарю одиноко висеть на столбу.
Он подумал—О.боже, как скучно,
Я хоть в Небо свечу, а сосед, я смотрю
Только в Землю, и как это грустно.

И решил наш Фонарь—Абажурчик сниму,
Посвечу и на Землю.Быть может
Я соседу поярче вокруг освещу,
Да и людям—на тропах поможет.

Абажурчик он снял, засияло вокруг,
Всё пространство усиленным светом.
И тут понял Фонарь, что светил в полукруг,
А себя и не видел при этом.

И сначала Фонарь было даже ослеп
От обширных своих озарений,
И.

Стихи — Вечер, поле, степь, да лозы

Вечер, поле, степь, да лозы,
Спят под вечер тихий грозы,
Все застыло. Где-то шум,
В сердце много мягких дум.

Под рукой концерт скрипучий,
В небесах замерзли тучи,
Слева синь горит огнем,
Справа спрятан отчий дом.

Ждет дорога, путь уставший.
Старый дом так мало давший,
Остается за спиной,
Я иду к судьбе другой.

Снова вечер, поле, тучи,
Нас и путь мой не разлучит.
Я вернусь, я знаю точно,
Поле, ветер, в небе ночно.

Источник

Adblock
detector