Меню

Электромагнитная природа света презентация урок физики



ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ПРИРОДА СВЕТА Презентация для учащихся 9 класса учителя физики Тулюпа Ираиды Борисовны Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователема4 авмыв

Похожие презентации

Презентация 9 класса по предмету «Физика и Астрономия» на тему: «ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ПРИРОДА СВЕТА Презентация для учащихся 9 класса учителя физики Тулюпа Ираиды Борисовны Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ПРИРОДА СВЕТА Презентация для учащихся 9 класса учителя физики Тулюпа Ираиды Борисовны Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 46» города Рязани

2 Что такое свет? « Пусть три столетья минуло с тех пор, Еще не разрешился этот спор. Один сказал, что свет это – волна, подобна механической она. Другой сказал, что свет – поток частиц В любой среде не знает он границ. Свет твоего окна – он квант или волна?»

3 Взгляды на природу света в XVII-XIX вв. В 1666 году И. Ньютон приступил к экспериментальному изучению природы цвета. Ньютон придерживался корпускулярной теории, согласно которой свет – это поток частиц, идущих от источника во все стороны. Исаак Ньютон

4 Взгляды на природу света в XVII-XIX вв. Гюйгенс утверждал, что свет – это волны, распространяющиеся в особой, гипотетической среде — эфире, заполняющим пространство и проникающим во внутрь всех тел. Гюйгенс и другие ученые: Рене Декарт (французский физик, ), Роберт Гук (английский физик, ), Христиан Гюйгенс (голландский физик, ) придерживались волновой теории. Христиан Гюйгенс

5 Электромагнитная природа света Джеймс Максвелл — английский физик, создатель классической электродинамики (во второй половине ХIХ века) доказал, что свет – это электромагнитная волна Световые волны поперечные, распространяются со скоростью км/с Джеймс Максвелл

6 Видимый свет Диапазон электромагнитных волн с длиной волны от 3,8·10 -7 м до 7,6·10 -7 м (частотами от 4,0·10 14 Гц до 8,0·10 14 Гц)

7 Квантовая теория В 1900 году Макс Планк выдвинул гипотезу, что атомы испускают электромагнитную энергию порциями – квантами. Энергия кванта Е= he, где h — постоянная Планка, h=6,63 · Дж/с Квант электромагнитного излучения называют фотоном Макс Планк ( )

8 Квантовая теория В 1905 году немецкий физик Альберт Эйнштейн выдвинул гипотезу, что электромагнитные волны с частотой ν можно рассматривать как поток квантов излучения с энергией Е = he. Свет представляет собой электромагнитную волну, пока не происходит обмен энергией с веществом. Переход энергии от света к веществу или от вещества к свету подчиняется соотношению Е = he. Эйнштейн (1879–1965)

9 Фотон Фотон – это элементарная частица, являющаяся квантом электромагнитного излучения. Фотон не обладает массой покоя Фотон не имеет заряда Фотон распространяется со скоростью света

10 Корпускулярно-волновой дуализм Таким образом, свет имеет корпускулярно- волновые свойства. Квантовые и волновые свойства не исключают друг друга, а дополняют. Волновые свойства ярче проявляются при малых частотах и менее ярко при больших. Корпускулярно-волновой дуализм является проявлением двух форм существования материи — вещества и поля

11 Свойства электромагнитных волн С увеличением частоты в большей степени проявляются его корпускулярные свойства (свойства частиц) Наиболее ярко выраженными корпускулярными свойствами обладают гамма – лучи. С уменьшением частоты в большей степени проявляются его волновые свойства Наиболее ярко выраженными волновыми свойствами обладают радиоволны.

Источник

Презентация на тему: Электромагнитная природа света

Электромагнитная природа света. «Молюсь оконному лучу – Он бледен, тонок, прям.» А.Ахматова М.Н.Суворова , учитель физики 1 категории, МОУ «СОШ № 20», г.Шадринск

Цель урока Обобщить знания по теме «Геометрическая и волновая оптика»; способствовать осознанию волновой природы света; продолжить формирование умения применять теоретические знания для объяснения явлений природы; способствовать формированию интереса к физике; способствовать развитию самостоятельной познавательной активности, обогащению словарного запаса научной терминологией, показать, что наука тесно переплетается с искусством.

Что такое свет? «Пусть три столетья минуло с тех пор, Еще не разрешился этот спор. Один сказал, что свет это – волна, подобна механической она. Другой сказал, что свет – поток частиц В любой среде не знает он границ. Свет твоего окна – он квант или волна.»

Волновые свойства света. Прямолиней- ное распростране- ние Преломление Отражение Дифракция Интерферен- ция Дисперсия Поляризация Свет – электромагнитная волна Свет – поток фотонов.

7 – святое число. О каком явлении говорится в данном произведении? «Когда заря,светясь по сосняку, Горит, горит,и лес уже не дремлет, И тени сосен падают в реку. И свет бежит на улицы деревни, Когда смеясь, на дворике глухом Встречают солнце взрослые и дети» «Утро» Н.Рубцов. (прямолинейное распространение света)

Сформулируйте закон распространения света? Какие явления доказывают это явление? С какой скоростью распространяется свет в вакууме? Сформулируйте принцип Гюйгенса –Френеля? http://somit.ru/otrajenie_sveta.htm

Взаимодействие света с веществом. «Напрасно зеркало рисует Ее красы, ее наряд: Потупя неподвижный взгляд, Она молчит, она тоскует.» «Руслан и Людмила» А.С.Пушкин О каком явлении идет речь в данном отрывке произведения? (Отражение света) Сформулируйте закон отражения?

Читайте также:  Света светикова ошиблись небеса

Какое явление описывает автор?http://somit.ru/polnoe_vn_otrajenie.htm «Какая ночь! Алмазная роса Живым огнем с огнями неба в споре, Как океан, разверзлись небеса, И спит земля – и теплится, как море…» «Какая ночь» А.Фет

Преломление света. «Проснулся Садко, купец богатый новгородский, В Океан – море, да на самом дне Увидел он – сквозь воду печет красное солнышко» Былина «Садко » «..Вода показалась Никите чересчур холодной. Ступая по ровному, песчаному дну, он чувствовал, как холодок пробирается по каждой из его жилок. Но, опустив взгляд вниз, Никита рассмеялся: его ноги, еще недавно длинные и тонкие, стали толстые и короткие, погрузившись в воду» А.Толстой http://www.somit.ru/festival/melnikov/optika.htm

Дисперсия света «Как неожиданно и ярко, На влажной небе синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла – Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла..» «Как неожиданно и ярко» Ф.Тютчев

Дайте определение дисперсии? Какой монохроматический свет больше (меньше)преломляется? Почему красный цвет – опасность? Какие параметры у световой волны изменяются при переходе из одной среды в другую, а какие остаются неизменными?

Интерференция света. «Сомненье, вера, Пыл живых страстей – Игра воздушных мыльных пузырей, Тот радугой блеснул, а этот серый И разлетятся все! Вот жизнь людей….» Омар Хаям

Дифракция света «Чиста холодная струя, Слежу за поплавком, Шалунья – рыбка, вижу я, Играет с червяком. Голубоватая спина, Сама как серебро. Глаза как серебро Багряное перо» «Рыбка» А.

Поляризация света Что такое свет? Электро-магнитная волна это какая волна? Как направлены векторы магнитной индукции, электрической напряженности. скорости?

Тест 1.Какое явление объясняется дифракцией? 2. Какое явление объясняется интерференцией? А.излучение света лампой накаливания В.получение изображения на экране Б.Радужная окраска компакт дисков Г. Радужная окраска мыльных пузырей 3.Какое явление связано с различием скорости распространения света в веществе? 4.Какое явление доказывает поперечность световых волн? А.Дисперсия Б. интерференция В. Дифракция Г. Поляризация 5. Чему равен абсолютный показатель преломления среды, если скорость света в среде 150000 км/с А. 3 Б. 2 В. 4 Г. 1,5

Источник

Презентация по физике На тему «Электромагнитная природа света»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Электромагнитная природа света Физика – 9 класс «Свет – это самое тёмное пятно в физике»

Взгляды на природу света в античные времена Пифагорейцы впервые выдвинули гипотезу об особом флюиде, который испускается глазами и «ощупывает» как бы щупальцами предметы, давая их ощущение. Атомисты же были сторонниками испускания предметами «призраков» или «образов», которые, попадая в глаза приносят душе ощущение формы и цвета теория эта связывается с именем Платона.

Взгляды на природу света в средневековье Наиболее ярким был, несомненно, период Альхазена /АЛЬХАЗЕН (Ибн аль Хайсам) (965—1039) — арабский ученый / В своем первом фундаментальном постулате он утверждает: «Естественный свет и цветовые лучи воздействуют на глаза». «Зрительный образ получается с помощью пирамиды, вершина которой находится в глазу, а основание – на видимом теле».

Взгляды на природу света в XVII-XIX вв. Ньютон придерживался корпускулярной теории, согласно которой свет – это поток частиц, идущих от источника во все стороны. Гюйгенс утверждал, что свет – это волны, распространяющиеся в особой, гипотетической среде — эфире, заполняющим пространство и проникающим во внутрь всех тел.

Электромагнитная природа света

Теория Максвелла Работами Максвелла были заложены основы электромагнитной теории света. В основе этой теории лежит факт совпадения скорости света со скоростью распространения электромагнитных волн

Современные представления о природе света Квантовая теория света возникла в начале XX века. Основоположниками квантовой теории света являются Планк и Эйнштейн. Согласно этой теории, световое излучение испускается и поглощается частицами вещества не непрерывно, а дискретно, то есть отдельными порциями – квантами света. Квантовая теория как бы в новой форме возродила корпускулярную теорию света, по существу же она явилась развитием единства волновых и корпускулярных явлений.

Скорость света Рёмер 1677 г. 220 000 км/ч Астрономический Брадлей 1726 г 308000 км/с Астрономический Физо 1848 г. 312 000 км/ч Лабораторный Максвелл 1852 г. 300 000 км/ч Теоретический Лабораторный

Свет может распространяться даже в отсутствие вещества, то есть в вакууме. При этом наличие вещества влияет на скорость распространения света. Скорость света в вакууме с = 299 792 458 м/с Для преодоления расстояния от поверхности Земли до поверхности Луны свету требуется 1,255 с Скорость света

Определение света Свет – это электромагнитные волны, способные вызвать у человека зрительные ощущения. Длина волны: от 3,8*10-7м до 7,6 *10-7м

Опорный конспект Свет – это электромагнитные волны, способные вызвать у человека зрительные ощущения Корпускулярная теория (И.Ньютон) Волновая теория (Х.Гюйгенс) Скорость света 1. Рёмер (спутник Юпитера) Физо (лабораторный) Брадлей (смещение звезд) 3. Максвелл (теоретический) с = 299 792 458 м/с 300000 км/с /от 3,8*10-7м до 7,6 *10-7м/ /от 4,0*1014 Гц до 8,0* 1014 Гц/ Корпускулярно-волновой дуализм Квантовая теория (Эйнштейн, Планк) частица волна частица квант корпускула

Читайте также:  Квант света длиной волны 200

«В слове свет заключена вся физика и тем самым все науки». /Английский физик Лоуренс Брэгг/

Номер материала: ДБ-1057623

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация «Электромагнитная природа света» к уроку физики в 9 классе

Презентация познакомит с историей развития взглядов на природу света, современными представлениями об электромагнитной природе света и его корпускулярно-волновых свойствах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Электромагнитная природа света» к уроку физики в 9 классе»

Электромагнитная природа света. Урок физики в 9 классе

Мальцева Елена Геннадьевна

учитель физики МКОУ «Залининская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Курской области

Цель урока : Создать условия для формирования у обучающихся представлений об идеях корпускулярно-волнового дуализма, продолжить формирование и развитие учебно-познавательной и информационной компетенций .

  • образовательные (предметные): ознакомить обучающихся с историей развития взглядов на природу света, учить современным представлениям об электромагнитной природе света и его корпускулярно-волновых свойствах, продолжить работу над текстовыми и расчетными задачами;
  • развивающие(метапредметные): развивать у обучающихся логическое и образное мышление (умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблему), развивать речь и познавательный интерес школьников к предмету;
  • воспитательные(личностные): воспитывать у обучающихся уважение к истории, к личности и ее достоинствам, умение вести диалог, чувства вежливости и дисциплинированности.

  • Организационный этап.
  • Постановка задач урока и мотивация.
  • Актуализация знаний.
  • Изложение материала. Первичное усвоение новых знаний.
  • Первичная проверка понимания и закрепление.
  • Рефлексия
  • Итоги урока и домашнее задание.

В жилище наше свет проник. Как он родился и возник? В его природе есть секрет, И велся спор немало лет… Н.Д. Саблина Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Тема урока : «Электромагнитная природа света»

Что мы знаем о свете?

Развитие взглядов на природу света

  • Древние ученые представляли, что из глаз выходят особые тонкие щупальца и возникают зрительные впечатления.
  • Свет отождествляли со зрением, т.е. глазу приписывались свойства источника света («всевидящее око»)

Период накопления фактов

  • Сочинения Евклида «Оптика» и «Катоптрика» (учение об отражении);
  • Работы Архимеда «Катоптрика» (законы отражения и прямолинейного распространения света, отражения от зеркал);
  • Работы Декарта «Диоптрика» (количественная оценка явлений распространения света);

Период накопления фактов

  • Г. Галилей в 1609 г. конструирует зрительную трубу опираясь на законы геометрической оптики;
  • Г. Галилей в 1693 г. выводит формулу тонкой линзы;
  • Ф. Гримальди открывает явление дифракция света;
  • О. Рёмер определяет скорость света 300870 км/с;
  • Р. Гук открывает явление интерференции света;
  • И. Ньютон открывает дисперсию света, конструирует телескоп-рефлектор

Два взгляда на природу света

Разработал корпускулярную теорию, а в 1704 г. свои компромиссные оптические исследования изложил в

Разработал волновую теорию и опубликовал в 1690 г.

Волновая теория света Христиана Гюйгенса

  • Свет может распространяться в безвоздушной среде, переносчиком света является не обычное вещество.
  • Каждая точка волнового фронта является источником вторичных волн (принцип Гюйгенса).
  • На основе его принципа можно было объяснить все известные тога явления геометрической оптики.

Корпускулярная теория света Исаака Ньютона

  • Корпускулярная природа света в атомистическом строении вещества.
  • «Единственно несомненны свойства света, устанавливаемые опытом. Некоторые из этих свойств можно толковать на основе гипотезы эфира, другие свойства с эфиром не согласуются, их можно объяснить движением частиц, между которыми действуют силы притяжения и силы отталкивания. Правильнее же всего описывать явления на основании опытов и наблюдений по методу индукции» – И. Ньютон

Развитие волновой оптики в первой половине XIX столетия

Жан Огюстен Френель

Дополнил принцип Гюйгенса, в 1818 г. разработал теорию дифракции света, и других световых явлений, является создателем волновой оптики.

Этьен Луи Малюс

В 1808 г. открыл явление поляризации света при отражении и установил закон для поляризованного света

В трактате «Опыты и проблемы по звуку и свету» в 1800г. защищал волновую теорию.

  • 1801 г. — объяснил явление интерференции света;
  • 1801 г. – объяснил интерференционные кольца Ньютона;
  • 1802 г. – выполнил демонстрационный эксперимент по наблюдению интерференции света, получив два когерентных источника;
  • 1803 г. – предпринял попытку объяснить дифракцию света.
Читайте также:  С большим уважением света

  • 1808 г. – открыл поляризацию света при отражении.
  • 1810 г. – установил закон изменения интенсивности поляризованного света.
  • 1810 г. Разработал теорию двойного лучепреломления света в кристаллах
  • 1811 г. обнаружил поляризацию света при преломлении и сконструировал ряд поляризационных приборов .

Жан Огюстен Френель

  • 1815 г. – дополнил принцип Гюйгнса, введя понятие о когерентности и их интерференции в 1816 г..
  • 1818 г. разработал теорию дифракции света.
  • 1816 и 1819 гг. выполнил опыты с бизеркалами и бипризмами по интерференции света.
  • 1821 г. доказал поперечность световых волн.
  • 1823 г. открыл эллиптическую и круговую поляризацию света.
  • Изобрел ряд интерференционных приборов.

Арман Ипполит Луи Физо (1819-1896)

В 1849 г. разработал метод определения скорости света при помощи вращающегося зубчатого колеса и первый измерил скорость света в земных условиях (313000км/с).

Гипотеза о существовании светоносного эфира

Теоретики и экспериментаторы

В 1860-1865 гг. создал теорию электромагнитного поля и предсказал существование в свободном пространстве электромагнитного излучения

Альберт Абрахам Майкельсон

В 1881 г. вместе с Э. Морли проводили опыт по обнаружению «светоносного эфира», результат получили отрицательный.

  • Создал теорию электромагнитного поля, которую сформулировал в виде системы нескольких уравнений.
  • Предсказал существование в свободном пространстве электромагнитного излучения (волн) и его распространение со скоростью света.
  • Раскрыл связь между оптическими и электромагнитными явлениями.
  • Считал, что природа света является электромагнитной.

Альберт Абрахам Майкельсон

  • Изобрел интерферометр
  • Осуществил серию экспериментов по точному определению скорости света (299796 ± 4 км/с)
  • Получил отрицательный результат по обнаружению эфирного ветра
  • Для измерения угловых размеров звезд сконструировал звездный интерферометр

Электромагнитная природа света

Возникновение теории квантов

Создает экспериментальную установку и определяет световое давление на твердые тела

Выдвигает гипотезу, что атомы испускают электромагнитную энергию отдельными порциями – квантами Е = hν

Принесли мировую славу исследования фотоэффекта

Какая теория о природе света будет справедлива?

Альберт Эйнштейн (1879 – 1955)

  • Создатель специальной и общей теории относительности.
  • Ввел в 1905 году представление о дискретной, квантовой структуре самого светового излучения, рассматривая свет как поток квантов, или фотонов.
  • Он теоретически открыл фотон, экспериментально это сделал в 1922 году А. Комптон .

Корпускулярно-волновой дуализм – это проявление взаимосвязи двух основных форм материи, изучаемых физикой, — вещества и поля .

В слове «свет» заключена вся физика и тем самым все науки» У. Брэгг

  • Чем объяснить мерцание звезд?
  • Если комета видна на небе с вечера,

то в какую сторону направлен ее хвост?

  • Почему после дождя в солнечную погоду

иногда наблюдается радуга.

Почему именно после дождя?

Почему именно в солнечную погоду?

  • Как объяснить радужные полосы,

наблюдаемые в тонком слое

керосина на поверхности воды?

«Причина цветов находится не в телах, а в свете, поэтому у нас имеются прочные основания считать свет субстанцией» И. Ньютон

  • Определить энергию фотонов, соответствующих наиболее длинным (λ красный = 760 нм) и наиболее коротким (λ фиолетовый = 380 нм) волнам видимой части спектра.

У вас на столах разложены цвета светофора, оцените, на сколько вам было внутренне комфортно на уроке:

  • Я на уроке всё понимал, успевал во всех происходящих событиях, мне было интересно – зеленый цвет.
  • Над данной темой мне предстоит еще поработать, я не всегда понимал, о чем идет речь, но мне было интересно – желтый цвет.
  • Для меня урок был очень трудный и не интересный, я ничего не понимаю – красный цвет.

  • Базовое: § 58, вопросы для самоконтроля после параграфа (учебник А.В. Перышкин, Е.М Гутник. Физика, 9 класс — М.: Дрофа, 2013).
  • Дополнительное: осмысленно повторить определения рассматриваемых на уроке природных световых явлений с целью применения к решению качественных задач.

  • Список используемой литературы.
  • Список Интернет ресурсов фотографий ученых физиков.
  • Список Интернет ресурсов фотографий природных явлений, установок и схем.

Список используемой литературы

  • А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика, 9 кл. – М.: Дрофа, 2013.
  • Ю.А. Храмов. Физики: Биографический справочник. – М.: Наука, 1983.
  • В.Н. Мощанский, Е.В. Савелова. История физики в средней школе. – М.: Просвещение,1981.
  • Ф.М. Дягилев. Из истории физики и жизни ее творцов. – М.: Просвещение, 1986.
  • Н.Д. Саблина. О стихах «про физику» // Ж.: Физика в школе. — №2. – 1996.
  • А.Е. Марон, С.В. Позойский, Е.А. Марон. Сборник вопросов и задач по физике, 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2005.
  • М.Е. Тульчинский. Сборник качественных задач по физике. – УЧПЕДГИЗ, 1961.
  • А.П. Рымкевич. Задачник. Физика 10-11 классы. – М.: Дрофа,2008.

Список Интернет ресурсов фотографий ученых физиков

  • http://kurs.znate.ru/pars_docs/refs/196/195912/195912_html_71a71aac.png
  • http://img209.imageshack.us/img209/1122/archimedesarimet2.jpg
  • http://storage0.dms.mpinteractiv.ro/media/401/321/5109/4216101/2/newton.jpg
  • http://www.tutoronline.ru/media/178522/1.png
  • http://www.esacademic.com/pictures/eswiki/89/Young_Thomas_Lawrence.jpg
  • http://micro.magnet.fsu.edu/optics/timeline/people/antiqueimages/fresnel.jpg
  • http://referatsonline.ru/uploads/posts/2012-07/albert-maykelson1.jpg
  • http://math4school.ru/img/math4school_ru/portrety01/maxwell.jpg
  • http://ludrossci.ru/images/ludrossci.ru/photo/medium/35.jpg
  • http://vladimir.myatom.ru/mediafiles/u/images/Vladimir/o-centre/stoletov.jpg
  • http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=110209528-55-72&n=21
  • http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=370796306-12-72&n=21
  • http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=672560308-21-72&n=21
  • http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=216485020-67-72&n=21
  • http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=40010008-15-72&n=21
  • http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=262727781-42-72&n=21
  • http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=193486561-15-72&n=21
  • http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=252032904-31-72&n=21
  • http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=178164160-15-72&n=21

Список Интернет ресурсов фотографий природных явлений, установок и схем

Источник

Adblock
detector