Меню

Древние образы птица света



Древние образы в народном искусстве

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, дишу ковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная— воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Вот изображение глиняного сосуда, которому 5000 лет. Узоры на нем расположились в три пояса и как бы рисуют картину мира. Вверху горизонтальная волнистая линия символизирует небо с запасами воды. Посредине движущееся солнце и косые линии — дождевые струи. Внизу две параллельные линии — это земля. Этим орнаментом наш древний предок как бы говорил: «Пусть пойдет дождь».

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.

Шли века — крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.

Глиняный сосуд и рисунок с него.

Шайка бондарная. Русский Север, 18 в.

«Солнцеворот». Вышивка на переднике. Тульская губерния. Начало 20 в.

Прялка с росписью. Русский Север, 19 в.

Сундук с символами солнца. Архангельская губ., 19 в.

Фрагмент подзора. Вышивка. Тверская губ., 19 в.

Символы солнца, земли, плодородия и воды в народной резьбе и росписи по дереву, в вышивке.

Двойное солнце в окружении солярных знаков и растительных мотивов. Конец полотенца. Орловская губ., 19 в.

Сундук с символами солнца. Вологодская губ., начало 20 в.

Сундук с символами дождя. Горьковская губ., начало 20 в.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо»,— говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами — символами солнца!

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине — продолжательнице рода.

Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба — древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.

И. и Е. Дружинины. Баба с птицами. Глина. 1947 г.

Богиня с предстоящими птицами. Фрагмент вышивки на полотенце. Архангельская губ., 19 в.

Посмотри, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной бабы,— тот же жест поднятых к небу рук. На подолах таких глиняных фигур изображались символы солнца, побегов зерен. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

Древо жизни. Вышивка на полотенце. Псковская губ., 19 в.

Древо жизни. Роспись в избе. 19 в.

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Конь — один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Пряничные доски. Птица. Конь. 19 в.

Ковш-наливка. Вологодская губ., 18 в.

Ковш-черпак. Поволжье, 19 в. (внизу).

Птица-лава. Фрагмент полотенца. Вышивка. Архангельская область, 1950 г.

Пряник. Нижегородская область, 1926 г.

Полотенце с птицей. Вышивка. Ярославская губ., 19 в.

В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Всадник предстает в образе Егория храброго.

Взгляни, какие разные птицы. До чего же хороши собой! Словно все светом наполнили вокруг себя. Вот торжественно нарядная, важная птица-пава с пышным хвостом, поднятым крылом на вышитом полотенце. Она напоминает волшебную жар-птицу, вся будто проросла весенними веточками. Настоящая птица света!

В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Люди особенно готовились к встрече весны — выпекали в форме птиц обрядовое печенье «жаворонки». С песнями-заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке, прося принести весну на своем хвосте. Птицы символизировали свет, тепло.

Как видишь, все эти образы связаны с восприятием мира крестьянином, для которого засеянная хлебом пашня была как продолжение его жизни, как благо, подаренное землей и небом.

Детские работы. Мешковина, гуашь

Задание

Выполни рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Работая над образами древа жизни, матери-земли, птиц, коней, солнца, постарайся сохранить в рисунке обобщенную форму, исключая ненужные подробности. Смело украшай, фантазируй.

Читайте также:  Как подключить свет после отключения за долги

Создавая образ в вышивке или росписи, активно включай в работу цвет. Использовать можно гуашь, восковые мелки и акварель, цветные мелки и фломастеры. Создавая образ в резьбе, воспользуйся сангиной и углем. Эти материалы помогут передать теплоту дерева.

Источник

«Образы птиц в славянской мифологии и в русской литературе»

Научная работа по литературе ученицы 5 класса.

Скачать:

Вложение Размер
slavyanskaya_mifologiya.docx 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

IV региональная конференция

младших школьников «Юный исследователь»

Образ птицы в славянской мифологии

и в русском фольклоре

Выполнила: Васильева Виолетта

ученица 5 А класса МОУ

Научный руководитель : Божко

Елена Васильевна учитель русского

языка и литературы МОУ гимназии

Глава 1. Мистические птицы в славянской мифологии

  1. Славянский мир
  2. Что такое мифы и мифология?

1.3. Разнообразные образы птиц

1.4. Мифические существа

1.5. Птицы сказочных персонажей

1.6. Птицы, наделенные свойствами разговаривать,

помогать или вредить.

Глава 2. Образ птицы в русском фольклоре

2.1. Птица – символ свободы и счастья

2.2. Практическая часть

Список используемой литературы

Славянин часто представлял себя вольной птицей и мечтал улететь за синее море. Мечта о свободе и счастье полностью сливалась с образом птицы. В мифологии и русском фольклоре можно найти много песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, в вышивке. О роли птиц в народном творчестве и повседневной жизни народа можно говорить очень много.

Поэтому цель нашей работы — собрать информацию о роли птиц в жизни славян , систематизировать найденные фольклорные произведения

  1. Изучить теоретические сведения по теме;
  2. Провести анкетирование среди учащихся 5 классов гимназии «Гармония»;
  3. Перечитать мифы и фольклорные произведения;
  4. Сделать подборку фольклорных произведений к уроку литературы «Образ птицы в русском фольклоре»

Объект исследования: славянские мифы, русский фольклор

  • чтение и исследование литературы, теоретических сведений
  • сопоставление и наблюдение;
  • обобщение и систематизация данных
  • Анкетирование.

Выбранная тема исследования актуальна. Опрос учащихся показал, что мифология для пятиклассников является самым любимым разделом литературы. К сожалению, объём предлагаемого материала мало нацелен на изучение славянских мифов, а именно они предоставляют нам богатейший материал для понимания мировоззрения наших предков.

Мы надеемся, что результаты нашего труда будут иметь практическую направленность, собранные материалы может использовать и учитель на уроке, и учащиеся при выполнении домашнего задания.

Нами были опрошены учащиеся 5 классов гимназии (51 человек).

  1. Знаешь ли ты, почему славянин часто представлял себя вольной птицей и мечтал улететь за синее море?

НЕ ЗНАЮ — 36 чел.

  1. Знаешь ли ты мистических птиц мифологии?

НЕ ЗНАЮ — 28 чел.

  1. В каких жанрах фольклора встречается образ птицы?

В сказках – 15 чел.

В пословицах и поговорках – 8 чел.

В загадках — 12 чел.

Не знаю — 16 чел.

  1. Приведи примеры фольклорных произведений, где есть образ птицы.

Смогли привести — 23 чел. (преимущественно пословицы и поговорки)

Не смогли привести – 28 чел.

  1. Хотел бы ты получить ответы на эти вопросы?

Нет , мне это не интересно -0

Образ птицы в славянской мифологии

1.1. Славянский мир

Славяне внесли выдающий вклад в мировую культуру. Созданная ими модель мира и человека, мифология, фольклор, произведения декоративно-прикладного искусства послужили основанием для возникновения отдельных славянских культур. Мироощущение славян обусловлено культом природы. Все в мире было для наших предков живым, дышащим, одушевленным.

Изображения поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, вышивке. Народный костюм по силуэту похож на птицу: широкие рукава — крылья, головной убор-хохолок, нагрудные и поясные украшения — оперение.

С древних времён птицы и животные олицетворяли собой определённые силы природы, поэтому люди наделяли их символическим значением. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения-обереги в виде птиц считают самыми сильными.

Особенно часто встречаются изображения петухов и кур. Они обычно расположены попарно в центре подкарнизной доски наличника и повёрнуты головами друг к другу, часто между ними — дерево, что указывает на традиционную символичность композиции. Иногда эти образы даны очень реалистично, особенно петуха: с гребнем, бородой и пышным хвостом.

Встречаются и изображения птиц с ярко выраженным «плохим» характером. Их располагали по бокам наличника глядящими в разные стороны от центра или с повёрнутыми назад головами, хищно кусающими свои хвосты.

Особую группу мотивов пропиленной резьбы составляют водоплавающие птицы — лебеди, утки. Эти образы очень древние. Наиболее распространённым был мотив лебедя, особенно в вышивке. Давняя традиция превратила его изображение в S-образный завиток.

Интересна символика этнографических осветительных приборов. На светцах очень часто изображали солнце, внутри которого рисовали петуха. Петух — устойчивый символ зари, восхода солнца и огня, точнее — пожара с его заревом («пустить красного петуха»). Петуха рисовали и на подсвечниках рядом с солнцем. Ковши, ендовы, скобкари и другую пиршественную посуду украшали зверями и водоплавающими птицами (утками, гусями). Сама посуда могла иметь форму утки-сосуда. Тулово всех ковшей воспроизводило тело птицы, независимо от того, чем заканчивался ковш — птичьей головой или конской. Ручка ковша обычно напоминала хвост птицы; на груди ковша вырезали или рисовали огромное солнце.

Птиц принимали некогда за общепонятный поэтический образ, под которым подразумевали ветры, облака, молнии, солнечный свет — стихии, которым приписывали свойства птиц, поразивших человека быстротой полёта и силой, и наоборот: с птицами олицетворяли мифические представления, заимствованные из явлений природы. Человеческая фантазия создала и птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури.

Птицы часто противостоят злым силам, стерегут границы родной земли, указывают дорогу и предрекают погоду. Тёмные птицы несут плохие вести, сопровождают тёмную силу, несут болезни и даже смерть.

  1. Что такое миф и мифология?

Миф – древнее народное сказание о богах и героях, о происхождении жизни на земле и различных явлениях природы.

Мифология – совокупность, система мифов.

Славянская мифология – это совокупность мифологических представлений древних славян.

1.3. Разнообразные образы птиц

«Отчего люди не летают так, как птицы?» Любому, наверное, человеку знакомо ощущение полёта, — все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам. И с готовностью принимаем их, как загадочных существ, наделенных мистическими способностями, способных предсказать будущее, принести счастье или просто удачу.

Птица в славянской мифологии занимает особое и очень значимое место. Верховное божество. Род — начало всех начал, в своем земном воплощении принимал образ серой уточки, которая была символом и носителем его силы. Именно эта уточка снесла два яйца – Явь и Навь – воплощение добра и зла, жизни и смерти.
Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами. В общем, птиц, наделяемых народным сознанием мистическими качествами мы бы, для простоты восприятия разделила на три группы.

1.4. Мифические существа

К первой необходимо отнести мифических существ – полуптиц, полулюдей, обладающих даром пророчества и способностями приносить людям беду или счастье, горе или удачу. К ним относятся Гамаюн, Алконост, Сирин, Стратим и Феникс.

Гамаюн. Посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря. Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

Алконост. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга фессалийского царя Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по ее имени алкион (зимородок). Это чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода — пока не вылупятся птенцы. Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка. В православной традиции Алконост считается божественным посланником — она живет на небе и спускается вниз, чтобы донести до людей высшую волю..

Сирин. Это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот — истинное блаженство!

Стратим. Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица — прародительница всех птиц — живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется. Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса. В этом смысле она подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она помогает герою выбраться с безлюдного острова и долететь до земли — за то, что он спасает и милует ее птенцов. Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля». Феникс (возможно от греч. «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.

1.5. Птицы сказочных персонажей

Ко второй категории необходимо отнести птиц–сказочных персонажей, а именно Жар-птицу, Финиста Ясного Сокола, Царевну-Лебедь.

Жар-птица. Знакомый нам с детства образ, красивая птица с яркими, ослепительными огненными перьями (“как жар горят”). Традиционное испытание для сказочных героев — добыть перо из хвоста этого пернатого. Из птиц — сказочных персонажей Жар-птица, скорее всего, имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса. Эта сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов. Жар-птица на Руси была символом огня и исполнения желаний.

1.6. Птицы, наделенные свойствами разговаривать, помогать или вредить

К третьей группе можно отнести всех птиц, которые не несут в своем облике нечто небывалое, а просто наделены сказочными свойствами разговаривать, помогать или вредить сказочным персонажам-людям и являются, как правило, спутниками таких персонажей, как Баба-яга или Кащей — бессмертный. Это вороны, совы, чёрные дрозды.

Образ птицы в русском фольклоре

Фольклор – «народная мудрость». История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире.

2.1. Птица – символ свободы и счастья

Образ птицы в русском фольклоре очень многозначен. Птицы у нашего народа всегда символизировали свободу и счастье. Птицы предвещали хороший урожай и богатство. Птица – это и идея материнства, любви, свадьбы. Их образы связывали с небом и высшими силами. Славяне считали, что птицы, сидящие на ветвях дерева,— это души людей, посланные на Землю Солнцем. Дерево — это Вселенная, а птицы с сияющим оперением на нём — солнечный свет.

Птицы несут информацию о стихии воздуха, его звуках, тональности, ритме, мелодии.

По древним верованиям, птица являлась крылатым духом, связующим землю и небо. Женщина-птица является источником света, жизни. Душа, которую она даёт ребёнку,— частица её неиссякаемой жизненной силы. Душа бессмертна. Отсюда — цепь отождествлённых понятий: женщина — птица — жизнь — душа, образно отразившихся в фольклоре.

Птицы — дети воздуха. Птицы – дети радуги. Их перья переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Птицы – это тайна и красота. О них сложены прекрасные легенды и сказки, стихи и песни. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь пустыню и море.

Результат сбора материала по теме

Славяне часто представляли себя вольными птицами и мечтали улететь «за сине море». Мечта о свободе и счастье отождествлялась с образом птицы. В русском фольклоре мы находим больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах.

Русский человек постоянно обращался к птицам или сравнивал себя с ними:

«Эх, крылья бы мне! Птицей взвился бы да полетел»,

«Молодость – пташка вольная»,

«Снесите вольные птицы, поклон на родимую сторонушку»,

«Что ему сделается: ни ест, ни жнет, как Божья птаха живет»,

«Счастье – вольная пташка»,

«Птица не только деток кормит, а и летать учит».

Пословицы и поговорки

  1. Птицу знать по перьям, соколу по полету.
  2. Высоко летишь, где-то сядешь.
  3. Учись, умная голова, у глупой птицы.
  4. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
  5. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  6. Красна птица перьем, а человек – ученьем.
  7. Ближняя — ворона, а дальняя – соколёна.
  8. Зайцу да воробышку, а третьему – приёмышу – нет житья на свете хуже.
  9. Сорока скажет вороне, ворона – борову, а боров – всему городу.
  10. Счастье — вольная пташка: где захотела, там и села.
  11. На кукушкиных яйцах цыплят не выведешь.
  12. Вороне соколом не быть.
  13. От худой курицы худые яйца.
  14. Воды из моря синица не много упьёт.
  1. Домашняя птица ощипывается к ненастью, а вольная – к ведру.
  2. Если пташка купается в пыли – жди дождя.
  3. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.
  4. Птица хохлится – к непогоде.
  5. Птица залетает в дом – к беде.
  6. Высокий полёт коршуна означает радость.
  7. Высокий полёт журавля – неприятные вести.
  8. Полёт орла – письмо от милого.
  9. Вороны каркают – к дурным вестям.
  10. Ворона на дереве – к благополучию.
  11. Сова кричит – к печали, ахает – к новости, пишет – к весточке.
  12. Филин ржет – к неприятности, охает – к болезни, стонет — к перемене в жизни.
  13. Соловей щелкает – к радости, колокольчиком – к свадьбе, дудочкой к веселью.
  14. Скворец поёт весело – к успеху, и тихо к грусти, громко – к ссоре, разными голосами – к перемене в жизни.
  1. Ловить птицу – к удовольствию и прибыли. Убивать – к убытку.
  2. Много вместе всяких птиц – к пустой болтавне, сплетням.
  3. Навстречу летящие птицы – к потере.
  4. Слышать пение птиц – к удовольствию.

1.Сон да дрёма 2. Прилетели гулюшки,

По качульку брела, Садились на люлюшку,

По качульку брела, Они стали гурковать,

К дочке в люльку забрела. Стали Митеньку качать,

Прилетели голуби. – Спи, Митенька, засни,

Стали гули ворковать, Угомон тебя возьми…

У меня дочка – засыпать.

Пестушки и потешки

Молодой дроздок Кашу варила,

По водичку пошел, На порог скакала,

Молодичку нашел. Гостей созывала.

Гости не бывали.

Молодиченька, Каши не едали.

Невеличенька: Всю свою кашу

Сама с вершок, Сорока-ворона

Голова с горшок. Деткам отдала.

Шу –вы! Полетели, Этому дала,

На головушку и сели. Этому дала,

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил,

Зачем воду не носил!

Заклички и приговоры

  1. Завидев летящих галок и ворон, кричат:

Где ваши хоромы?

— На дубу, на сосне,

У матери красне.

  1. Когда летит ворон, кричат:

Источник