Меню

Добролюбов луч света темного царства краткое содержание



Краткое содержание Добролюбов Луч света в тёмном царстве для читательского дневника

Публицист Н.А. Добролюбов в своей статье разбирает пьесу «Гроза» А.Н. Островского, с первых же строк отмечая, что драматург отлично понимает жизнь русского человека. Добролюбов упоминает несколько критических статей в адрес пьесы, поясняя, что большинство из них однобоки и не имеют под собой оснований.

Далее следует анализ признаков драмы в произведении: конфликт долга и страсти, единство сюжета и высокий литературный язык. Добролюбов признает, что «Гроза» не раскрывает в полной мере опасность, грозящую всем, кто слепо следует за страстью, не прислушиваясь к голосу разума и долга. Катерина представлена не преступницей, а мученицей. Сюжет был охарактеризован перегруженным лишними деталями и персонажами, абсолютно излишними с точки зрения сюжетной линии, а язык героев пьесы – возмутительным для образованного и воспитанного человека. Но публицист отмечает, что зачастую ожидание соответствия какому-либо стандарту мешает увидеть ценность того или иного произведения и его суть. Добролюбов припоминает Шекспира, сумевшего поднять уровень общего человеческого сознания на недостижимую ранее высоту.

Все пьесы Островского очень жизненные, и ни одного из персонажей, казалось бы, никак не участвующих в развитии сюжета, нельзя назвать лишним, так как все они являются частью той обстановки, в которой находятся главные герои. Публицист подробно разбирает внутренний мир и размышления каждого из второстепенных персонажей. Так же, как и в реальной жизни, в пьесах нет установки обязательно наказать несчастьем отрицательного персонажа, а положительного – наградить в финале счастьем.

Пьеса была названа самым резким и решительным творением драматурга; в особенности Добролюбов отмечает цельный и сильный характер Катерины, для которой лучше погибель, нежели прозябание. Однако в ее натуре нет ничего разрушительного, злого, она, наоборот, преисполнена любви и созидания. Интересно сравнение героини с широкой полноводной рекой: бурно и шумно прорывающей любые преграды на своем пути. Лучшим исходом публицист считает побег героини с Борисом.

В статье нет скорби по ее кончине, напротив – смерть кажется освобождением из «темного царства». Эту мысль подтверждают и последние строки самой пьесы: супруг, склонясь над телом мёртвой, вскрикнет: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».

Значимость «Грозы» для Добролюбова заключается в том, что драматург зовёт русскую душу на решительное дело.

Читать краткое содержание Добролюбов — Луч света в тёмном царстве. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Добролюбов — Луч света в тёмном царстве

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Уолт Ирвин и его жена Медж жили в небольшом горном коттедже. Однажды Ирвин спустился к ручью и увидел там пса. Он был истощён, его лапы были разбиты в кровь.

Известнейший во всем мире американский писатель Рэй Дуглас Брэдбери неспроста почитается вот уже который год, ведь его творчество в самом деле отличается определенной идеей и формой подачи для читателя.

Орел свил гнездо и в нем породил орлят. Столкнувшись с неблагородными людьми — орла с рыбой в когтях закидали камнями

Произведение начинается с описания семейства Глумовых, которое живет в московской достаточно приличной квартире. Читателей привлекает разговор Егора Глумова со своей матерью о продвижении по службе в обществе

Повествование ведёт сам автор. Он начинает рассказывать о ближайшем прошлом. Вспоминает он — начало прекрасной осени, этот подсохший, золотистый и пустеющий сад, в котором пересекаются благовоние

Источник

Краткое содержание Добролюбов Луч света в тёмном царстве

Данная статья представляет собой критический анализ пьесы Островского «Гроза». Автор статьи Добролюбов дает обобщенное, не вызывающее никаких сомнений утверждение о том, что Островский как никто другой понимает русскую жизнь. Также критик анализирует статьи других авторов, отмечая в них отсутствие прямого взгляда на вещи.

Далее автор проводит сравнение «Грозы» с тем, насколько пьеса соответствует основным критериям драматического произведения. Добролюбов приходит к выводу о несовпадении главной идеи «Грозы» с целью драмы – продемонстрировать важность долга и его превосходство над земными страстями. Напротив, в лице главной героини происходит оправдание порока. Катерина, которая должна быть осуждена автором и читателями, выставляется в свете мученичества, вызывая жалость и сочувствие. Таким образом, драма не достигает изначально поставленной перед ней цели – победы долга над страстью. Кроме того, критик указывает на некоторую перегруженность пьесы ненужными подробностями и персонажами.

Читайте также:  Свет без света как сделать

Добролюбов говорит о несоответствии драматическим канонам не с целью раскритиковать, а с целью подготовить читателя к тому, что для истинного понимания произведения подходить к его изучению нужно свободно, исключая стереотипные представления. В то же время нельзя подчинять художественные произведения идее торжества порока над добродетелью.

Далее критик обращается к примеру Шекспира, который сумел показать силу естественных начал, живущих в душе любого человека. Затем автор подвергает анализу критическую статью Аполлона Григорьева, где говорится, что «народность» есть главная заслуга Островского. Данную реплику критик воспринимает с иронией, ссылаясь на отсутствие аргументов.

Добролюбов называет работы Островского «пьесами жизни». На первое место, по мнению критика, автор всегда помещает общую картину жизни, быта. Островский не наказывает ни жертву, ни злодея. Они находятся во власти обстоятельств, и досаду у читателя вызывает лишь одна вещь – слабость героев, не позволяющая им из той ситуации, пленниками которой они оказались. Таким образом, критик приходит к выводу, что на первый взгляд ненужные персонажи являются отнюдь не лишними. Они выстраивают ту обстановку, в которой и происходят события пьесы, определяют мотивы поступков героев драмы.

Автор характеризует внутренне состояние героев как неспокойное, неприятное. Им не нравится, что в их «темном царстве» появился новый другой человек, совсем непохожий на них. Грядет конец самодурству, о чем решительно заявляет каждая строчка пьесы Островского. Многие из тех, кто ознакомился с произведением, отмечают то свежее, ободряющее чувство, которое она оставляет после прочтения или просмотра. По мнению Добролюбова, данный эффект достигается тем самым фоном, о котором шла речь выше. Вершиной этой новизны, ее чистым воплощением становится главная героиня драмы Катерина.

Образ Катерины автор статьи воспринимает как новый шаг в литературе, движение вперед. Данный персонаж олицетворяет силу, которая не дает ему смириться с обстоятельствами. Катерина скорее предпочтет смерть, нежели останется жить среди ненавистных ею людей, не имея свободы. Действия героини мотивируются отнюдь не буйным, дерзким характером. Наоборот, это человек априори любящий, созидающий, стремящийся к идеалу.

Добролюбов приходит к заключению, что Катерина есть олицетворение народной идеи: девушка подобно большой сильной реке с ровным дном и спокойным течением, которая бурлит не от того, что ей захотелось выплеснуть воды за пределы русла, а от того, что этого требуют обстоятельства, это необходимо для дальнейшего ее течения.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Добролюбов — Луч света в тёмном царстве. Картинка к рассказу

Сейчас читают

События романа происходят в далеком будущем, где человечество победило и искоренило практически все «опасные» чувства. Люди существуют в великом Государстве, в котором все подчиняется четким и понятным математическим законам

В одном далёком селе в колхозе была лошадь, которую звали Марианна. Таким необычным именем назвала животное приезжая городская девушка.

Встретились как-то три подруги, живущие по соседству, у колодца и зашел у них разговор об их сыновьях. У каждой из них было по одному сыну, и им было что обсудить. Не очень далеко сидел пожилой мужчина и стал невольным слушателем их разговора.

В одном из городков Ямской слободы (иными словами — Ямы), находился публичный дом Анны Марковны. Однажды в заведении оказалась компания, состоящая из студентов и доцента Ярченко с журналистом

В этом рассказе действия происходят в детском лагере, где отдыхает много детишек. Но среди них есть мальчик, который особенно выделяется среди всех ребят. Этого мальчика зовут Селюжонок. Он худощавый, маленький и юркий непоседа, хулиган

Источник

Николай Добролюбов — Луч света в темном царстве:
Краткое содержание

Автор посвящает статью драме А. Островского «Гроза». Островский для него – талант с «глубоким пониманием русской жизни». Автор обрушивается на «правильных», устаревших критиков, которые ругают все «новое и оригинальное». По мнению Добролюбова, критик должен быть объективен. Не судить или фантазировать, а помогать читателю понять героев. А иначе – читатель сам осудит критика.

Читайте также:  Как поставить свет для экстерьера

«Грозу» нельзя втиснуть в строгие рамки правил образцовой драмы. В ней нет явной борьбы «страсти и нравственного долга», нет торжества «долга», а «бесстыжая» Катерина вызывает сострадание. Иному критику многие персонажи кажутся ненужными, язык, на котором они говорят, грубым, а вторая любовная линия (Кудряша и Варвары) – лишней.

На самом деле все эти «несостыковки» не имеют значения, если произведение жизненно, правдиво. Ведь и красота женщины не в стане, как «у Венеры Милосской», а в общем обаятельном впечатлении от ее внешности. В жизни не так, как у критиков: и добродетель не всегда торжествует, и порок не всегда наказывается. Так и в хорошей пьесе.

Пьесы Шекспира – открытия «в области сердца человеческого». Все прочие авторы – только толкователи таких открытий. В их лучших произведениях есть правда жизни, широта взглядов. Таков и Островский. В его пьесах – голоса всего «русского общества». Поэт и критик А. Григорьев подчеркивает народность пьес Островского, однако не называет, в чем эта народность выражается.

Для Добролюбова «произвол, и недостаток сознания прав своей личности» – основные темы книг Островского. Некоторые критики считали, что Островский чуть ли не певец такого произвола, столь свойственного русской натуре. Но на деле писатель всегда протестует против него.

Его типажи, персонажи, «самодуры» не выдуманы, а взяты из жизни. Островский способствует пробуждению личности, прогрессу, подносит каждому человеку зеркало. Писатель не философствует, а требует уважать личность.

Его самодуры – это богачи, опутывающие человека материальной зависимостью. Они считают, что сам Бог на их стороне. Все остальные герои бьются в сетях чужого эгоизма, ищут выхода, причем, любого.

Такова основа лучших пьес Островского – это «пьесы жизни», а не комедии характеров и положений. Писатель не судит своих героев, а дает это право читателю. Более того, его отрицательные персонажи и узнаваемы, и понятны.

В его пьесах окружающая обстановка, мнения толпы властвуют над людьми. Они и толкают на преступления, протест, они же и останавливают в шаге от него. Именно через второстепенных персонажей полнее раскрывается трагедия героини.

«Гроза» – идиллия «темного царства». Жители города живут в сытости в одном из живописных уголков. Ничто в мире не может поколебать их сонное самодовольство и невежество. Разве что странницы вроде Феклуши могут ненадолго разбудить их любопытство.

Характерный пример – служанка в доме Кабановой Глаша. Она и ужасается рассказам Феклуши о заморских странах, и верит не во все. Но она привыкла мыслить «в известных пределах», как все. Ей страшно пойти «наперекор требованиям и убеждениям темной массы». Ни логика, ни ясный ответ на вопрос никому не нужны. В Калинове «кулак остается правым», о чем красноречиво свидетельствует фигура Дикого. Раз он уверен, что Кулигин – разбойник, значит, так и есть. Даже сам Кулигин не знает, что возразить на эту «логику».

Между тем, самодуры в пьесе чувствуют, что их власти приходит конец. «Выросла другая жизнь». И уничтожить ее им не под силу, ведь время, природа и история возьмут верх над любым самодурством. Даже электричество – угроза их покою.

Кабанова, рассуждающая о «последних временах», заботится об одном: чтобы хватило власти на ее век, чтоб ее мир рухнул не раньше, чем она умрет. Для нее «старые порядки» хороши тем, что они старые, привычные. Но консерватизм бывает разным: просвещенным и эгоистическим. Первый способен на уступки, второй нет.

Чем меньше реальной силы у Кабановой и Дикого, тем больше уважения они к себе требуют. Борьбу самодуры ведут не только против людей и явлений, но и самого здравого смысла.

Они цепляются за времена, когда все угождали им, когда жизнь другого человека ставилась ни во грош. Теперь они чувствуют, что само человечество восстает против такой несправедливости. Семья больше не строится на страхе, на покорности старшим. Молодые хотят жить своим умом. Даже Кабанова понимает это.

В «Грозе» отношения «самодурства и безгласности доведены до самых трагических последствий». Однако в пьесе нет ощущения тупика, безнадежности. В ней чувствуется приближение конца «темного царства».

Читайте также:  Вредные детки света сколько лет

Катерина в пьесе – героиня нового времени. Характер ее порожден современной народной средой. В обществе есть запрос на деятельные, сильные, решительные натуры. Новаторство Островского уже в том, что «цельным русским характером» у него наделена женщина. Именно она, зависимая терпеливица, веками несла на себе гнет самодурства.

Катерина не ищет выгоды, не приспосабливается, не таится – она рвется на свободу из неволи, готовая заплатить за нее любую цену. Ведь ей «нет никакой надежды, никакой отрады». Она не дорожит прозябанием в тени Кабановой и мужа. Она бунтует не ради бунта. Ее характер «созидающий, любящий, идеальный».

Это натура живая, умеющая даже скудными внешними впечатлениями украсить свою внутреннюю жизнь. Не логика или разум управляют ею, но стремление к гармонии, счастью, добру, свету. Впрочем, только в мечтах жить она не согласна. Ее первое желание – поделиться с мужем и новыми родными теплотой, построить с ними добрые отношения. Когда это не удается, она после внутренней борьбы дает себе свободу.

Против «отсталых мнений» она идет с единственным оружием – правом всякого человека на жизнь, счастье, любовь. Катерина готова погибнуть, но не изменить себе. Все против нее: и воспитание, и люди, и собственные представления о добре и зле.

Добролюбов рассуждает о том, что Катерина имела право чувствовать и любить. Ее избранник Борис – человек, как ей кажется, из другой среды, с живым сердцем. Окружающие пытаются опошлить это чувство, но для Катерины оно свято.

Автор статьи размышляет, какой выход из создавшейся ситуации, кроме самоубийства, могла бы найти героиня. В доме Кабановой она могла остаться лишь в одном случае: если бы в нем жизнь стала более человечной. Но это невозможно. Еще один выход – побег с любимым. Но тут уже он сам остужает ее порыв. Проклятая материальная зависимость от самодура вырастает на пути к счастью. По сути, Борис – все тот же Тихон, «только образованный».

Впрочем, автор статьи уверен, что даже гибель героини – это не поражение, а вызов, протест, все тот же побег на свободу. И это приговор темным силам, растлевающим нравственность человека. Кто им поддался – может лишь рыдать и причитать, не смея вырваться. Как это делает муж Катерины Тихон.

Одним словом, всякий внимательный читатель увидит главное своеобразие этой пьесы Островского: ее связь с реальной русской жизнью. Характеры, созданные писателем, знакомы каждому. Можно в них и себя узнать. И присоединиться к высказанному протесту – сердцем и делами.

Читательский дневник по статье «Луч света в темном царстве» Добролюбова

Сюжет

Пьеса «Гроза» Островского для Добролюбова – новое слово в русской драме. Он предостерегает от суда над сюжетом, призывает глядеть глубже преступной любовной линии. Характеры в пьесе живые, взяты из гущи народной жизни. Главная героиня Катерина – тип сильной натуры, которая не в силах хитрить и притворяться. Ее жажда любви и счастья наталкивается на запреты самодуров, живущих по старинке, в невежестве и эгоизме. Смысл жизни других людей самодуры видят в подчинении им. Уважаемые, богатые, они дают себе право карать и миловать. Но само время против них. Они знают, что тьме придет конец.

Катерина – живой русский характер, бросающий вызов темному царству. Она ищет любви, радости. И находит ее не в семье, а в любви запретной. Она готова бежать на свободу – живой или мертвой. В итоге ее самоубийство – еще один протест, обвинение темному царству, убивающему и душу, и стремление человека к новой, осмысленной, деятельной жизни.

Отзыв

Автор статьи пишет о своих современниках и их проблемах. Часть из них общечеловеческие, а часть – принадлежат своему времени. Оттого сейчас многим непонятны и терзания Катерины, и ее самоубийство. Подняты темы совести, суда над собой, любви – несчастной супружеской, счастливой запретной. Островский – новатор, вскрывающий проблемы русской жизни, отношений между людьми, конфликта поколений, прошлого и будущего. Добролюбов – защитник правды и живой, а не искусственной морали, в литературе.

Источник