Меню

Для освещения автомагистрали световой поток



Для освещения автомагистрали световой поток

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что при проектировании, реконструкции и возведении автомагистралей необходимо использовать современные, энергоэффективные источники света. Несмотря на то, что в общей себестоимости дорожного строительства системы освещения занимают не более 10% от общего бюджета, качественное и современное оборудование позволяет не только значительно сократить расходы на эксплуатацию и обслуживание подобных систем, а и существенно повысить качество, комфорт и безопасность дорожного движения.

В настоящее время на рынке светотехники представлен большой выбор энергосберегающего оборудования, основанного на различных технологиях от целого ряда производителей. Понятно, что каждый производитель пытается представить потребителю свою технологию, как самую технологичную и самую эффективную. Рассмотрим современные индукционные, плазменные и светодиодные источники света, которые позиционируются производителями как достойная замена устаревшим энергозатратным аналогам, и проведем сравнительный анализ этих технологий с целью определения наиболее эффективного решения с точки зрения и техники и экономики (Таблица 1).

Основными критериями выбора качественной энергосберегающей продукции являются:

1. Эффективность — люмен на ватт (при этом важно понимать не только эффективность используемого источника света или светильника, а светотехнической системы в целом, с учетом потерь на источниках питания, оптических системах, питающих сетях);

2. Удобство эксплуатации и обслуживания систем освещения;

3. Опыт эксплуатации системы освещения в российских условиях.

Таблица 1. Сравнительный анализ энергосберегающих систем освещения

Качество освещения, CRI

Удовлетворительная энергоэффективность, низкое качество освещения

Низкая энергоэффективность, низкое качество освещения

Низкая энергоэффективность, удовлетворительное качество освещения

Высокая энергоэффективность, высокое качество освещения

ДНаТ — дуговая натриевая трубчатая лампа

Рассмотрим натриевые лампы. Во всех крупных городах центральные улицы давно освещены хорошо всем знакомым «желтым» светом. Натриевые лампы обладают высокими показателями энергоэффективности, но при использовании в системах магистрального освещения возникают некоторые сложности. Например, сильно снижен коэффициент использования светового потока, поскольку излучение происходит в угле360°, а наиболее эффективным для нашей задачи является 140°.

Также необходимо отметить низкий индекс цветопередачи натриевых ламп, это существенно снижает качество освещения и распознаваемость объектов в темное время суток.

Современные технологии в области управления системами освещения не могут быть эффективно использованы для управления системой на основе ДНаТ. Максимальные показатели снижения потребляемой мощности, которых удается достигнуть при применении систем управления, не превышают 25%, что является неэффективным.

Принцип работы индукционных ламп не сильно отличается от люминесцентных, со всеми вытекающими отсюда недостатками. Люминофор в индукционных лампах возбуждается источниками магнитного излучения высокой частоты, это может негативно повлиять как на работу систем экстренной радиосвязи, так и на работу систем видеонаблюдения, которые в последнее время получили активное распространение на автомагистралях с целью контроля транспортных потоков и отслеживания нарушений правил дорожного движения. Большая площадь светящейся поверхности индукционных ламп не позволяет добиться высокого коэффициента полезного действия светильника, что снижает итоговую энергоэффектвиность системы, основанной на данных источниках света.

Можно отметить достаточно высокий индекс цветопередачи индукционных ламп, это гарантирует качественное освещение объектов. Технология достаточно молодая и нет однозначного мнения о надежности и безопасности использования подобных светильников для освещения таких важных объектов, как автомобильные дороги с высокой интенсивностью движения, поэтому для массового внедрения индукционных ламп потребуются годы опытной эксплуатации.

Последнее время довольно активно продвигаются светильники на основе плазменных ламп, это что-то среднее между индукционной лампой и метало-галогенным светильником. Для запуска и работы плазменной лампы необходим магнитрон, или, как его еще называют лайтрон, работающий в сверхвысокочастотном диапазоне и создающий помехи для работы электронных систем, находящихся в непосредственной близости.

Также, к недостатком данных светильников можно отнести высокую габаритную яркость, влияющую на безопасность освещения. Опыт применения этих светильников в российских условиях носит выборочный, тестовый характер и составляет не более 2х лет. Потребуется еще не один год для тщательного исследования возможностей этой технологии и введения в массовое потребление.

Особое внимание хотелось бы уделить светодиодам и светильникам на их основе.

Этот тип светильников очень популярен, только в России, по данным НП ПСС (Некоммерческое Партнерство Производителей Светодиодов и Систем на их основе), насчитывается около 2500 производителей.

Читайте также:  Нет питания освещения салона ваз

Положительный опыт эксплуатации светодиодных изделий сроком более 5 лет позволяет с уверенностью говорить о готовности данного направления к массовому внедрению на различных объектах, в том числе и при освещении автомагистралей.

Высокие показатели энергоэффективности, которые достигаются за счет зрелости технологии, массовости производства и детальной отработки инженерных решений, позволяют максимально снизить затраты на оплату энергоресурсов, а также затраты на эксплуатацию и обслуживание светодиодных систем освещения благодаря высокой надежности и длительному сроку службы источников света (до 60 000 часов).

В светильниках отсутствуют нити накала и разрядные пространства, что существенно повышает безопасность таких источников света, максимальная температура на кристалле светодиодов не превышает 85 °. Светодиод является направленным источником света, что позволяет очень эффективно и правильно распределять световой поток в пространстве в соответствии с поставленной светотехнической задачей, а также упрощает задачу обеспечения соответствия всем нормативам по освещенности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день светодиодная технология является наиболее развитой и подходит для массового внедрения при реконструкции и возведении систем освещения автомагистралей.

Не только улучшенные технические параметры определяют необходимость внедрения современных энергоэффективных систем освещения, самым важным фактором являются экономические показатели, а именно экономия, которой можно достичь за счет их применения.

Приведем пример технико-экономического обоснования проекта с использованием светильников на основе натриевых и на основе светодиодных источников света:

Необходимо осветить 1 километр автомагистрали категории «А1» с 6-ти полосным движением и разделительной полосой. Сравним капитальные затраты на освещение данного участка дороги традиционными светильниками ЖКУ на основе натриевых ламп (ДНаТ) и светодиодными современными аналогами ДКУ15-190 производства ООО «ЭСКО «Новый Свет».

Таблица 2. Используемое оборудование и светодиодный аналог.

Потребляемая мощность светильника, Вт

Источник

Для освещения автомагистрали световой поток

Какие нормативные документы используются для разработки освещения дорог

В список нормативных документов для освещения автомобильных дорог входят стандарты, которые устанавливают требования:

  • к параметрам используемых светильников и их комплектующим;
  • освещенности улиц, автодорог, пешеходных зон, автострад и рабочих мест вне зданий;
  • методами расчета освещенности на перечисленных выше объектах.

Учитывая это, для разработки правильной схемы освещения автомобильных дорог используются следующие нормативы:

  • ГОСТ Р 56239-2014. «Тоннели автодорожные. Искусственное освещение. Методы измерения нормируемых параметров».
  • ГОСТ 33176-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения».
  • ГОСТ Р 55706-2013. «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы».
  • СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение».
  • ГОСТ Р 55844-2013 «Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон».
  • ГОСТ Р 58107.1-2018 «Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчета».
  • ПНСТ 28-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Освещение архитектурное и функционально-декоративное».
  • ГОСТ IEC 60598-2-3-2012 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 3. Светильники для освещения улиц и дорог».

Общие требования к организации освещения улиц и дорог

Расстояние от опоры освещения до дороги имеет особенно важное значение в организации нужного уровня освещенности. Оно составляет не менее 1 м на магистральных улицах с интенсивным движением, 0,6 м – на других улицах и дорогах, 0,3 м – когда по этой дороге не передвигаются грузовые машины и городской транспорт. На дорогах с разделительными полосами шириной от 4 м опоры освещения можно располагать по центру разделительных полос.

Непосредственно к освещению дорог общего пользования предъявляются свои требования:

  • Свет должен быть равномерным без участков затенения на дороге. Среднее расстояние между столбами освещения на дорогах составляет 35-45 м. Чем выше будут расположены светильники, тем меньше будет расстояние.
  • Поток света от источника не должен быть слишком сильным или слишком слабым. В первом случае свет будет слепить водителя, а во втором – не позволит различить едущий навстречу транспорт или пешеходов, что приведет к аварии.
  • Источник света должен быть направлен на дорожное полотно, а не вверх и не в стороны.
  • Освещение должно быть обеспечено на территории вокруг движущегося автомобиля, а также на обочине и соседних полосах, особенно на широких дорогах в несколько полос.
  • Опасные зоны (сужения, пересечения и примыкания дорог, пешеходные переходы) необходимо выделять и подчеркивать за счет увеличения яркости или изменения цветности осветительных приборов.
  • Переход от освещенного участка к освещенному должен быть плавным. Для этого устраивают переходную зону длиной 150-250 м.
  • В сельском поселении осветительные установки должны быть установлены в границах застроек и на расстоянии не менее 100 м за их пределами.

Источник

Как создать грамотное освещение на дорогах

Уличное освещение сегодня очень разнообразно и многофункционально, в отличие от внутренней подсветки жилых и нежилых помещений. Для его правильной организации нужно знать нормы и требования, а также соответствующий ГОСТ, без которых невозможно оценить весь спектр факторов, влияющих на наружный тип подсветки.
В уличном освещении важную роль играет подсветка автомагистралей, ведь от этого напрямую зависит безопасность дорожного движения, а также жизнь и здоровье людей. Поэтому здесь имеются жесткие нормы и требования соответствия параметров ГОСТ в используемом осветительном оборудовании.

Освещение автомобильных дорог, особенно в городах и населенных пунктах городского типа, является самым важным элементом наружной подсветки. Наша статья расскажет вам о том, какие нормы, требования и ГОСТы существуют в этом вопросе, а также как грамотно подобрать и установить светильники на дорогах населенных пунктов.

Особенности подсветки проезжей части

Для любого города, как и в населенных пунктах поменьше, подсветка дорог представляет собой важную задачу. Это, прежде всего, связано с тем, что малейшие нарушения со стороны организации системы освещения могут повлечь за собой человеческие жертвы.

Обратите внимание! Освещение улиц и дорог является одним из значимых факторов, который обеспечивает безопасность автомобилистов и пешеходов.

Освещение улицы и дороги

  • полноценное освещение проезжей части в вечерние и ночные часы;
  • создание максимально безопасных условий для вождения на дорогах и автомагистралей;
  • светильники, размещенные вдоль проезжей части, должны давать достаточный уровень освещенности, чтобы водители даже в ночное время могли хорошо рассмотреть дорогу и увидеть на ней встречную машину или пешехода, идущего по обочине.

Освещение на дороге ночью

Для того чтобы освещение проезжей части в населенных пунктах было достаточным, проводятся специальные расчеты. Здесь уличное освещение опирается на несколько параметров:

  • нормы и требования СНиП, которые касаются уровня освещенности;
  • ГОСТ, который определен для осветительных приборов. Все светильники, имеющие люминесцентное, светодиодное или галогеновое освещение, должны отвечать требованиям соответствующего ГОСТ;
  • мощность светового потока, который производят источники света (светодиодные, люминесцентные или галогеновые лампочки).

Обратите внимание! В организации уличного освещения большая роль отводится не столько осветительным приборам, сколько их источникам света. Лампочки, вкрученные в светильники, не должны иметь слепящий эффект и давать равномернее освещение конкретного участка на дороге.

Требования к подсветке дорожного полотна

Как уже отмечалось выше нормы, ГОСТ и требования, которые обязательно следует учитывать при создании наружного освещения на дорогах населенных пунктов, прописаны в регламентирующей документации – СНиП и СанПин. Причем больше всего в данной ситуации нужно опираться на нормы и ГОСТ, указанные в СНиП. В разных разделах этих документов четко прописаны нормы для каждой конкретной ситуации.
СНиП собой регламентирует необходимый уровень освещенности, при котором водители имеют возможность своевременно и адекватно оценивать дорожную ситуацию. Для проезжих участков в населенных пунктах необходимо рассчитать среднюю величину горизонтальной освещенности. Данный параметр должен быть следующим:

  • для магистральных дорог и улиц, имеющих районное значение, средняя величина горизонтальной освещенности должна быть около 6 лм/кв.м;
  • для дорог и улиц местного назначения, имеющих переходной тип покрытия — 4 лм/кв.м;
  • при наличии на улицах и дорогах покрытия другого типа — 2 лм/кв.м.

Приведенные выше в СНиП показатели гарантируют тот факт, что водитель сможет хорошо различать на достаточном удалении приближающие транспортные средства, а также все неровности дорожного покрытия.

Обратите внимание! Неровности и различного рода изъяны на дороге могут стать причиной ДТП.

Кроме этого освещение на проезжей части не должно быть сильно ярким, иначе световой поток будет слепить водителей, что в конечном счете приведет к аварии.
Таким образом, нормы и требования, а также ГОСТ дают возможность для каждой отдельной ситуации организовать необходимый уровень освещенности. Световой поток, создаваемый системой освещения, не должен быть низким или чрезмерным. Чтобы организовать уличное освещение на оптимальном уровне, в СНиП и указаны конкретные нормы.

Особенности организации подсветки дорожного полотна

Освещение для дорог и улиц в вечернее и ночное время является неотъемлемой частью современного общества.

Ночное освещение города

При определении норм в СНиП за основу брались способности зрительного анализатора человека. Ночью зрение человека имеет возможность адаптироваться к плохой видимости и различать объекты в свете звезд при уровне освещенности в 0,1 люкс. Но чтобы человек имел возможность комфортно перемещаться по обочине дороге или ехать в автомобиле, уровень освещенности, создаваемый осветительными приборами, должен составлять не менее 2 люкс. Поэтому организация искусственного освещения автомагистралей и дорог в населенных пунктах является необходимостью.
Свет в данном случае должен отвечать следующим требованиям:

  • давать равномерное освещение дорожного полотна. Для этого светильники следует устанавливать через равные промежутки, которые прописаны в СНиП;

Равномерное размещение столбов подсветки вдоль дороги

  • световой поток следует направлять не в небо, а на дорогу;
  • полноценное освещение пространства вокруг движущего транспортного средства, включая обочину и соседнюю полосу;
  • наличие небольшого количества светового потока, который направлен по горизонтали. Такая подсветка позволяет увеличить дистанцию видимости и едущие навстречу машины будут намного заметнее даже глубокой ночью;
  • неслепящее освещению дорог.

Обратите внимание! Большое внимание в подсветке следует обращать на автомагистрали. Эти дороги предназначены для быстрой езды, поэтому для них следует создавать наиболее комфортные условия для перемещения автотранспорта.

Рекомендации по организации подсветки дорожного полотна

При организации освещения дорог и автомагистралей светильники следует устанавливать на определенных участках. Число световых точек, а также их расположение определяются такими параметрами:

  • характеристики дорожного полотка;
  • предназначение дороги (автомагистраль, проселочный участок и т.д.);
  • тип населенного пункта, через который проходит полотно (город, село и т.д.).

Поэтому светильники, с помощью которых формируется подсветка, будут различаться в зависимости от конкретного случая:

  • для широких дорог светильники должны иметь мощность в 250-400 Ватт;

Обратите внимание! Главные дороги, вне зависимости от ширины, всегда освещаются лучше всего. Это связано с тем, что на них имеется повышенный риск дорожно-транспортных происшествий.

Освещение широких дорог

  • для дорог второстепенного назначения светильники должны иметь мощность в 70—250 Ватт.

Кроме этого большое значение в создании подсветки дорожного полотна играют и сами светильники. От их правильности выбора зависит безопасность передвижения по населенным пунктам. Уличное освещение населенных пунктов будет тем интенсивнее, чем больше их площадь.

Правильно подбираем осветительные приборы для подсветки дорожного полотна

Именно от правильности выбора светильника и его размещения зависит качество уличного освещения. Подбор осветительной аппаратуры для дорог регламентирует ГОСТ. Для системы наружного освещения светильники должны отвечать ряду требований:

  • иметь простое и неприхотливое обслуживание;
  • обладать надежной защитой от разнообразных климатических условий (снег, дождь, град, сильные порывы ветра и т.д.);
  • иметь высокий класс влагозащищенности (не менее IP55);
  • обладать антивандальной защитой;
  • потреблять минимум электроэнергии и при этом давать мощный световой поток;

Обратите внимание! Самыми выгодными по всем параметрам на сегодняшний день являются светодиодные источники света. Но из-за их высокой стоимости они часто заменяются галогеновыми или люминесцентными аналогами.

  • продолжительный срок службы, как светильника, так и источников света;
  • иметь простой дизайн и гармонично сочетаться с опорами. Особенно это важно (с эстетической точки зрения) для городских дорог:
  • наличие оптической системы для создания направленного светового потока.

Наиболее часто осветительные приборы имеют подвесной способ крепления, что позволяет эффективно их закреплять на фасадах зданий или специальных опорах (светильники консольного типа). Расстояние между столбами должно равняться 50 метрам, а их высота может варьироваться от 5 до 12 метров в зависимости от существующих потребностей.

Заключение

Подходить к освещению дорог и автомагистралей нужно с четким пониманием того, что от этого будут напрямую зависеть жизнь и здоровье людей. Поэтому учет норм, требований, а также ГОСТов в данной ситуации является необходимостью, без которой нельзя. Только в таком случае передвижение транспортных средств по дорогам будет комфортным и безопасным, а уличное освещение — правильным.

Источник