Меню

Что заслужил мастер свет или покой



Почему Мастер заслужил “покой”, а не “свет”? (по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)

М. А. Булгаков – русский писатель, основной период творчества которого пришелся на трудные 1920-1940 годы, когда отношения между художником и властью до крайности усложнились. Булгаков неоднократно обращался к теме “Художник и общество” (“Жизнь господина де Мольера”, “Мольер”, “Последние дни”). Наиболее полное воплощение эта тема получила в романе “Мастер и Маргарита”.

В своих более ранних произведениях Булгаков противопоставлял одухотворенного и одинокого человека антигуманизму “власти” и “стихийности”

Позиция неучастия, а тем более капитуляции для Булгакова неприемлема.

В 20-е годы, когда возникал замысел романа, оформились концепции А, И. Опарина и Дж. Холдейна о происхождении жизни на Земле. Согласно их взглядам, мир вообще, и мир человеческий в том числе, возникли в результате эволюции от примитивных форм ко все более сложным, от механических к органическим,

Она нашла художественное отражение в романе “Мастер и Маргарита” в разных образах и символах. В частности, в романе “свет” противоположен “покою”. Ведь “свет” – это движение, и путь человеческих стремлений к нему бесконечен. “Покой” – это уход из жизни. По мнению Булгакова, только в борьбе, в преодолении жизненных трудностей может обрести себя человек.

Суд земной в лице литературных критиков Латунского и К° осудил Мастера. В обществе воинствующего атеизма его обвинили в “апологии Иисуса Христа”, в “пилатчине” и старообрядстве. И хотя Мастер прекрасно понимает всю фальшь этих обвинений, он оказывается морально сломлен.

Но не этот суд главный.

Почему Мастер так быстро отрекается от своих идей, от своего романа? Он даже пытается отказаться от своей великой любви – Маргариты (находясь в клинике для душевнобольных, он надеется, что она его за четыре месяца забыла). Видимо, потому что и раньше в его жизни было немало случайного, импульсивного. Лишь по стечению обстоятельств он начинает работу над романом.

Возможно, если бы не вера и поддержка Маргариты, он не окончил бы Роман вовсе. Не случайно Булгаков ни разу на протяжении романа не показал своего героя в работе, в усилиях духа. Конечно, на него обрушились жизненные невзгоды, но не так скоро должен отступать человек.

А он всю жизнь бежит от окружающего мира – то в исторический музей, то в подвал, то в клинику для душевнобольных. Зная обстановку в стране, где в 1930-е годы усилились репрессии, можно было предположить, что Мастера поместили в клинику власти по обвинению в инакомыслии. Но нет – он попадает туда по собственному желанию, даже находит, что “здесь очень и очень неплохо”.

Он уверяет себя, что “не нужно задаваться большими планами”.

Вот почему Булгаков осуждает своего героя. Мастер выпал из цепи непрерывной человеческой борьбы за совершенствование жизни. Великая борьба Добра и Зла за душу человека – это противостояние космического мрака (Воланд и его свита) и самоотверженного и творческого человеческого света (образ Иешуа).

Мастеру не удается остаться борцом до конца. Позади него остаются тревоги и волнения жизни действительной и трудной. Впереди его ждет призрачное, условное существование вне жизни, вне “света”. Он сам обрек себя на бездействие духа.

Вот почему ему дарован “покой”.

Related posts:

“Свет” и “покой” в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”“Свет” и “покой” в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” В творчестве каждого писателя есть какое-то центральное, основное произведение, воплотившее в себе все его идеи и образы, раскрывшее его душу и сердце. А. С. Пушкин написал “Евгения Онегина”, М. Ю. Лермонтов вдохнул жизнь в Григория Печорина, Л. Н. Толстой рассказал о своей эпохе, об […].

Почему “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова – это “роман в романе”? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)В “Мастере и Маргарите” М. А. Булгаков параллельно показывает Москву 30-х годов минувшего столетия и древний Ершалаим, в котором без труда угадывается Иерусалим. В центре Иудеи развиваются трагические события, связанные с Иешуа Га-Ноцри, в образе которого воплощен библейский Иисус. Главы романа условно разделены на “московские” и “новозаветные”. Читатель время от времени переносится из недавнего прошлого […].

Почему Мастер в финале романа был награжден не светом, а покоем? (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”)Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” вот уже на протяжении почти века занимает сердца читателей и умы критиков. Сколько споров и открытий было сделано, сколько еще их предстоит сделать! Это произведение поставило так много интересных вопросов, и ответы на них, я думаю, еще не совсем найдены. Мне хотелось бы порассуждать, например, о том, почему Мастер получил […].

Тест к роману “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова1. Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”? А. Гоголь Б. Достоевский В. Гофман Г. Толстой Д. Гете 2. Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”? А. “Капитанская дочка” А. С. Пушкина Б. Евангелие В. “Фауст” Гете 3. Кто входит в свиту Воланда? А. Афраний Б. Азазелло В. […].

Почему Мастер в финале романа был награжден не светом, а покоем? (по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)Булгаковский роман, отразивший в себе высоту авторского взгляда, трудности времени и писательской судьбы, стал одной из основных глав в истории русской культуры. В романе “Мастер и Маргарита” совершилась победа искусства над прахом, над ужасом перед неизбежным концом, над краткостью человеческого существования, человеческого бытия. Победа будто бы иллюзорная, но бесконечно важная и утоляющая душу. Для автора […].

Читайте также:  Да будет свет фирма

Вопросы и ответы к роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” (№2)1. В чем заключается смысл эпиграфа к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”? Эпиграф романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”: “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо” – взят из “Фауста” Гете. Он показывает роль Воланда в философской системе романа. Воланд наказывает тех, кто заслужил наказание за свои проступки. […].

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЛЮБВИ (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)Темы любви и дружбы очень тесно связаны и перекликаются между собой. Ведь если разобраться, то понятия дружбы и любви заключают в себе много общего. Как мне кажется, дружба – это то чувство или даже душевное состояние, которое объединяет людей и Делает их одним целым. В горе и в радости настоящий друг рядом, он никогда не […].

Мастеру дарован покой (сочинение Булгаков “Мастер и Маргарита”)Роман “Мастер и Маргарита” М. Булгаков начал писать в 1928 году. Доведенный до 15-го раздела, в 1930-му году роман был уничтожен автором, а в 1932 году он был начат снова. В этом романе описывается жизнь людей 30-х годов XX ст. Параллельно с этим описанием автор рассказывает историю о Понтии Пилате и Иешуа. Главным действующим лицом […].

“Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)“Рукописи не горят” – с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель Михаил Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю. “Рукописи не горят”, – эти слова как бы служили автору заклятием от разрушительной работы […].

Почему в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” утверждается, что трусость – один из самых главных человеческих пороков?Трусость и фальшь – отличительный признак слабого характера, который боится и бежит от правды, а в лучшем случае скрывает ее от себя. Р. Ролан План I. Необычность романа “Мастер и Маргарита”. II. Трусость – основа всех человеческих пороков. 1. Воланд приоткрывает “занавес” времени. 2. Мастер – служитель истины. 3. Сила духа странствующего философа. 4. Понтий […].

“Рукописи не горят!” (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”)Следы исчезнут поколений, Ho жив талант, бессмертен гений. Ф. Глинка Михаил Булгаков – выдающийся мастер слова, человек, посвятивший всю свою жизнь писательской работе, ни на минуту не оставил ее. Это человек трудной судьбы, живший в тяжелых условиях 30-х годов, в то время, когда брат убивал брата, лучший друг предавал друга. Булгаков пошел против власти и […].

Христианские мотивы в прозе М. Булгакова (по роману “Мастер и Маргарита”)Доставлять счастье и делать добро – вот наш закон, наш якорь спасения, наш маяк, смысл нашей жизни. А. Амиелъ План I. Сложность морально-философской проблематики романа “Мастер и Маргарита” II. Философско-библейские мотивы в романе. 1. Библейские события в интерпретации М. Булгаковым. 2. Проблематика “евангельских” глав романа. 3. Спор между Понтием Пилатом и Иешуа. III. Проблемы добра […].

Мастер и Маргарита (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)“Из всех писателей 20-х – 30-х гг. XX века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых – “Мастер и Маргарита”. Каждому следующему поколению читателей роман открывается […].

Трагедия Мастера (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”)Слово “мастер” не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитого романа “Мастер и Маргарита”. Он действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения. В бесконечно сложной структуре “Мастера и Маргариты” автору романа о Понтии Пилате принадлежит особая роль, как человеку, перевернувшему жизнь Ивана Бездомного, Маргариты. Судьба Мастера складывается под воздействием разнонаправленных могущественных сил, каждая из […].

Материалы к сочинению по роману Г. Булгакова “Мастер и Маргарита”Известно 6 редакций произведения. Первую из них, как свидетельствуют литературоведы, автор сжег. Сначала писатель хотел написать роман о дьяволе со вставной новеллой о Христе и Пилате. Изменялись и варианты названий романа: “Большой канцлер”, “Сатана”, “Вот и я”, “Черный маг”, “Копыто инженера”, “Жонглер с копытом”, “Сын В…”, “Гастроли Воланда” и др. В 1931 -1932 годах в […].

Судьба Художника в тоталитарном государстве (по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита)Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” смело можно назвать культовым романом, отражающим проблемы и вопросы, волнующие миллионы людей во всем мире. Одним из главных вопросов “Мастера и Маргариты” является проблема судьбы Художника в этом мире. В романе Булгакова он получает актуальную трактовку – судьба Художника в тоталитарном государстве. Писатель рисует современную ему Москву 30-ых годов 20 […].

Сочинение на тему: “Мастер и Булгаков в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова”Создавая образ Мастера, Михаил Булгаков в какой-то степени рассказал эпизод из собственной жизни, вложив в своего героя некоторые собственные черты, собственные переживания. Мастер, как и его автор, жил, достаточно замкнуто, работал историком в музее, родился не в Москве. Как и Булгаков, Мастер чувствует одиночество в личной жизни и в своем литературном творчестве. Подобно своему герою, […].

Читайте также:  Возвращение турецкого конец света

Герой-интеллигент в прозе Булгакова(По роману “Мастер и Маргарита”)Образ героя-интеллигента типичен для произведений М. А. Булгакова. Профессор Преображенский в повести “Собачье сердце”, Алексей Турбин из “Белой гвардии”, Мастер в романе “Мастер и Маргарита” – все эти герои обладают, как правило, университетским образованием, широким кругозором и по своему мировоззрению принадлежат, скорое, к старому миру. Образ старого русского интеллигента – это понятие надклассовое, не зависящее […].

Сочинение по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Часть 2В рассуждениях М. А. Булгакова о добре и зле, о лжи и ис­тине немалую роль играют ершалаимские главы романа. Цен­тральной фигурой в них является образ Христа, который же­лает добра даже своим мучителям. Однако наряду с душевной мягкотелостью Га-Ноцри демонстрирует и силу характера, и стойкость убеждений. Веря в природную доброту человека, он считает, что каждого ошибающегося […].

Проблема творчества и судьбы художника (по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)“Молчат гробницы, мумии и кости, – Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена”. И. Бунин Если бы Архимед не открыл закон Архимеда, его бы (закон-то есть) открыл бы кто-нибудь другой. Вон Леонардо изобрел не то вертолет, не то подводную лодку зашифровал, чтобы люди не использовали их для злых дел. […].

Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема “настоящей, верной, вечной любви”? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)Сложно найти в русской литературе произведение, подобное булгаковскому “Мастеру и Маргарите”. Ни один роман не вызывает такую массу хорошей и дурной славы одновременно. Все писатели провозглашали приверженность любви. Настоящая любовь не может быть грязной, но она бывает запретной. Именно такую страсть показывает М. А. Булгаков в своем нашумевшем романе. Несмотря на развитие событий, читатель не […].

Рукописи не горят… (эссе по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)Роман “Мастер и Маргарита” – это наиболее значительное и сложное произведение в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Работа над ним продолжалась с 1928 года до конца жизни писателя. В жанровом отношении этот роман и психологический, и сатирический, и авантюрный, поэтому каждый, даже самый взыскательный читатель, найдет в нем то, что ему интересно. Произведение, прежде всего, удивляет […].

Любовь есть Бог или Дьявол? (по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение новаторское и “нестандартное”. Взгляд на мир и человека, изложенный в нем, отличается от традиционных представлений о Добре и Зле, о Свете и Тьме. Так, Булгаков утверждает, что для существования этого мира равно необходимо наличие и Бога, и Дьявола. Поэтому писатель показывает, что все в жизни человека, да […].

Советую прочитать (по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – очень светлый и оптимистический роман. Главными героями в нем являются любовь и творчество как основные выразители сил Добра на земле. Именно поэтому, наверное, я всем советую прочитать это произведение. Выразителями настоящей любви в романе выступают главные герои – мастер и его возлюбленная Маргарита. В обывательском понимании чувство этих […].

Как в прозе Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (по роману “Мастер и Маргарита”)Особенностью романа “Мастер и Маргарита” замечательного русского писателя М. А. Булгакова является то, что, несмотря на фантастичность описываемых в нем героев и событий, данное произведение – исторически и психологически достоверная книга о человеческом обществе всех времен и народов. Ведь через все свое творение автор проносит самую главную, важную проблему человечества – проблему нравственного выбора. Этот […].

Сочинение по роману “Мастер и Маргарита” М. БулгаковаПо моему мнению, в нашей жизни ничего не бывает “просто так”. Любой случай, встреча, даже ошибка, все же дает нам возможность задуматься над чем-то, дает какие-то силы, или просто “открывает глаза” на те или иные вещи. Такая на первый взгляд неважная, но необходимая для каждого из нас вещь, как книга, также может оставить след в […].

ПУТЬ “ОТ МЩЕНИЯ К ПРОЩЕНИЮ” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)Роман “Мастер и Маргарита” Булгаков писал до последних дней своей жизни. Над этим произведением он работал очень дол­го, полных двенадцать лет. Последние страницы этого романа он диктовал своей жене. Но Булгаков при жизни так и не увидел свой роман изданным. Впервые его напечатали в 1966-1967 годах в журнале “Москва”. То, что над этим произведением проделана […].

“Принадлежит вечности”(По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)1. “Мастер и Маргарита” – “закатный роман” Булгакова. 2. Уникальность жанра и композиции “Мастера и Маргариты”. 3. Сюжетные линии романа. 4. “Вечные” вопросы в романе “Мастер и Маргарита” и их решение. 5. Осмысление автором катастрофичности двух эпох. 6. Значение романа. Творчество М. А. Булгакова – та художественная величина, который мы, его соотечественники, вправе гордиться. Булгаков […].

В каком герое романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” воплощена идея всепрощения?В каком герое романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” воплощена идея всепрощения? Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”? а. Гоголь б. Достоевский в. Гофман г. Толстой д. Гете Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова “Мастер и Мар­гарита”? а. “Капитанская дочка” А. С. Пушкина б. Евангелие в. “Фауст” Гете Кто […].

Читайте также:  Датчик света для вентилятора

Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Мастер и Маргарита Булгаков М. АОбыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” В 1921 году в стихотворении “О дряни” В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло Из-за спины РСФСР Мурло Мещанина. В начале двадцатых годов на сцене театра жизни вновь появился знакомый персонаж – обыватель. […].

Поиски истины (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”)Для М. Булгакова основным источником истины была религия. Он был убежден, что только через приобщение к Богу человек обретает духовное пристанище, веру, без которой невозможно жить. Духовно-религиозные искания для людей творческих – это знак, которым отмечены их произведения. У писателя носителями такого знака являются герои его книг. Герои Булгакова реалистичны и современны. Именно они помогают […].

РАЗМЫШЛЕНИЕ О ДРУЖБЕ И ЛЮБВИ (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита*)С тем, что я хочу сказать о дружбе и о любви, может быть, бу­дут согласны не все. В своей жизни я пока еще не встречала насто­ящих друзей. И настоящей, искренней и постоянной любви я тоже не встречала никогда. Вообще любовь бывает разная: любовь меж­ду родителями и ребенком, между родственниками, между мужчи­ной и женщиной, а также […].

Тема любви в прозе М. А. Булгакова (по роману “Мастер и Маргарита” или “Белая гвардия”)Тема любви в прозе М. А. Булгакова (по роману “Мастер и Маргарита” или “Белая гвардия”) Пожалуй, ни одно произведение русской литературы не пользуется такой, одновременно хорошей и дурной, славой, как роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”. Сколько ходит слухов о мистических событиях, связанных с этой книгой! А сколько споров по поводу этой книги, и […].

Почему в Москву явился Воланд (Роль потусторонних сил в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)Всем хорошо памятно начало романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” “Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина”. Вскоре этим двоим, литераторам Михаилу Александровичу Берлиозу и Ивану Бездомному, пришлось встретиться с неизвестным иностранцем, о наружности которого впоследствии были самые противоречивые показания очевидцев. Автор же дает нам его точный […].

Похожа ли Маргарита на героинь предшествующей литературы или это новый тип героини? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)При чтении “Мастера и Маргариты” далеко не сразу понятно название романа. Этих героев М. А. Булгаков вводит в сюжет лишь ближе к середине повествования. Образ Маргариты сначала представляется из рассказа самого Мастера о возлюбленной. До встречи с ним она чувствовала себя невероятно одинокой, несмотря на внешнюю устроенность жизни. В один из дней Маргарита шла по […].

План к теме: “Вечные” темы в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”Место романа “Мастер и Маргарита” в жизни и творчестве его автора. Над романом “Мастер и Маргарита” Булгаков работал на протяжении 1928-1940 лет. Известно шесть редакций произведения. Даже будучи тяжело больным, писатель вносил изменения в текст главнейшего романа своей жизни, диктуя их своей жене, которая была прототипом главной героини произведения. Впервые роман был напечатан лишь 1966 […].

Как, с точки зрения Булгакова, выстраивается судьба человеческой личности? (по роману “Мастер и Маргарита”)В своем бессмертном романе “Мастер и Маргарита” Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Писатель раскрыл многие стороны человеческой природы, принципы устройства окружающего нас мира. Так, важнейшей темой в произведении является вопрос судьбы человека – чем она определяется, может ли человек как-то повлиять на свою судьбу? На мой взгляд, несмотря на весь мистицизм Булгакова, писатель считает, […].

Сочинение по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Часть 1Роман “Мастер и Маргарита” – центральное произведе­ние творчества М. А. Булгакова. Оно обладает интереснейшей художественной структурой: действие романа разворачивает­ся в трех различных планах. Во-первых, это реалистический мир московской жизни тридцатых годов, во-вторых, ершалаимский мир, который переносит читателя в далекие времена и события, описанные в Библии, и, наконец, в-третьих, это фан­тастический мир Воланда и его свиты. […].

Мастер в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический “Театральный роман” и роман “Жизнь господина де Мольера”, обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя – “Мастер и Маргарита”. В романе царит счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость архитектурного замысла. Перед читателем […].

“Женщина, которая просто прекрасна” (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”)Роман М. Булгакова – произведение очень сложное. В нем множество сюжетных линий, и они причудливо переплетены. Исследователи романа находят множество параллелей между событиями, происходившими в древнем Ершалаиме, и фантасмагорией Москвы 30-х годов. Иешуа не без оснований сопоставляется с мастером, первосвященник Кайфа – с Берлиозом, Левий Матвей – с Иваном Бездомным. Единственный персонаж, не имеющий аналогий, […].

Источник