Меню

Что такое селективно желтый свет



Селективный желтый — Selective yellow

Селективный желтый (приблизительный)
Цветовые координаты
Шестнадцатеричный триплет # FFBA00
sRGB B ( r , g , b ) (255, 186, 0)
HSV ( ч , с , в ) (44 °, 100%, 100%)
Источник CIECD
Дескриптор ISCC – NBS Сильный оранжево-желтый
B : нормализовано до [0–255] (байт)

Селективный желтый цвет — это цвет автомобильных ламп , особенно фар и других ламп дорожного освещения, например противотуманных фар. Согласно правилам ЕЭК , раньше фарам разрешалось быть либо белыми, либо селективно-желтыми — во Франции выборочный желтый был обязательным для всех автомобильных ламп освещения дорог до 1993 года.

Как международный европейский регламент ECE 19, так и североамериканский стандарт SAE J583 допускают селективные желтые передние противотуманные фары . В настоящее время Правило 48 ЕЭК требует, чтобы новые автомобили были оснащены фарами, излучающими белый свет. Однако селективные желтые фары по-прежнему разрешены на всей территории Европы на транспортных средствах, уже оборудованных таким образом, а также в неевропейских регионах, таких как Япония и Новая Зеландия.

Назначение селективного желтого цвета — улучшить зрение путем удаления из проецируемого света коротких волн от синего до фиолетового . Эти длины волн плохо обрабатываются зрительной системой человека, и они вызывают воспринимаемые эффекты ослепления и бликов в дождь , туман и снег . Удаление сине-фиолетовой части выходной мощности лампы для получения селективного желтого света может повлечь за собой потери в фильтре примерно на 15%, хотя считается, что эффект этого уменьшения смягчается или компенсируется повышенной остротой зрения, доступной для желтого, а не белого света в плохая погода.

Исследовательский эксперимент, проведенный в Великобритании в 1968 году с использованием вольфрамовых (негалогенных) ламп, показал, что острота зрения у селективных желтых фар примерно на 3% лучше, чем у белых равной интенсивности. Исследование, проведенное в Нидерландах в 1976 году, показало, что желтые и белые фары эквивалентны с точки зрения безопасности движения, хотя желтый свет вызывает меньше дискомфорта, чем белый свет. Исследователи отмечают, что лампы с вольфрамовой нитью излучают лишь небольшое количество синего света, блокированного селективным желтым фильтром, поэтому такая фильтрация лишь незначительно влияет на характеристики светоотдачи, и предполагают, что фары используют новые типы источников, такие как Металлогалогенные (HID) лампы могут за счет фильтрации испускать меньше визуально отвлекающего света, сохраняя при этом больший световой поток, чем галогенные.

Формальное определение

Правила ЕЭК ООН формально определяют селективный желтый цвет с точки зрения цветового пространства CIE 1931 следующим образом:

Предел в сторону красного y ≥ 0,138 + 0,580 Икс <\ displaystyle y \ geq 0,138 + 0,580x>
Ограничение в сторону зеленого y ≤ 1,290 Икс — 0,100 <\ displaystyle y \ leq 1.290x-0.100>
Ограничение в сторону белого y ≥ 0,966 — Икс <\ displaystyle y \ geq 0.966-x>
Ограничение спектрального значения y ≤ 0,992 — Икс <\ displaystyle y \ leq 0.992-x>

Для передних противотуманных фар ограничение в сторону белого увеличивается:

Ограничение в сторону белого y ≥ 0,940 — Икс <\ displaystyle y \ geq 0.940-x>
y ≥ 0,440 <\ displaystyle y \ geq 0,440>

Совокупность основного селективного лежит определение желтого вне гаммы от SRGB цветового пространства-такого чистого желтого не может быть представлены с помощью RGB праймериз. Образец цвета выше представляет собой ненасыщенное приближение, созданное путем взятия центроида стандартного выборочного желтого цвета в точке (0,502, 0,477) и его перемещения к точке белого D65 до тех пор, пока он не встретится с треугольником гаммы sRGB в точке (0,478, 0,458).

Вот изображения автомобиля, оборудованного селективными желтыми фарами и фарами дальнего света, набором противотуманных фар, предназначенных для излучения селективного желтого света, и светового луча, испускаемого теми же фарами:

Источник

ГИБДД и ЦВЕТНАЯ лампа. Памятка водителю

На дорогах Российской Федерации участились случаи применения административных взысканий со стороны работников ГИБДД за использование на автотранспорте ламп с индивидуальным спектром цветового излучения (цветовая температура Кельвин).

CIE (Commission Internationale de l’Eclairage — Международная комиссия по освещению) определяет «видимый свет» как излучение с длиной волны от 380 нм. до 780 нм. Человек воспринимает свет полуденного солнца как «белый свет», являющийся смесью видимого света в диапазоне от 400 нм. (синий) до 700 нм. (красный).

При прохождении белого света сквозь призму он разлагается на семь цветов радуги. Когда свет попадает на объект, то часть света отражается. Именно отраженный свет мы и воспринимаем как цвет объекта.

Физиологические особенности сетчатки глаза каждого человека индивидуальны, соответственно разное восприятие цвета.

Видимый цвет Цветовая температура (Кельвин)
Красный 1000
Оранжевый 2000
Желтый 3000
Белый (холодный) 5000
Голубоватый 6000
Синий 12000
Фиолетовый 15000

Общепринятым цветом автомобильного и общего освещения является – селективно желтый «теплый белый» (диапазон 3000 – 4000 Кельвин). К понятию Белый было бы правильно отнести (популярный у автомобилистов) цвет с номиналом 5000 Кельвин (свет полуденного солнца). Который чаще всего и является аргументом претензий со стороны работников ГИБДД.

Наиболее часто работниками ГИБДД вменяется правонарушение предусмотренное ст. 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена» — объектом административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, является безопасность дорожного движения, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, то есть совершение конкретных действий выраженных в управлении транспортным средством при наличии не исправностей и характеризуется в форме умысла или неосторожности.

Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, регламентирует Постановление Правительства РФ от 21.02.2002г. № 127. Методы проверки параметров неисправностей регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 где, пункт 4.3.1. «Количество и цвет установленных на АТС внешних световых приборов должны соответствовать ГОСТу 8769-75».

ГОСТ 8769-75 СТ СЭВ 4122-83 ПРИБОРЫ ВНЕШНИЕ СВЕТОВЫЕ — АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОБУСОВ, ТРОЛЛЕЙБУСОВ, ТРАКТОРОВ, ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ

Пункт 2.1.5.: Фары дальнего света должны излучать белый свет.

Пункт 2.2.3.: Фары ближнего света должны излучать белый свет.

Пункт 2.3.4.: Противотуманные фары должны излучать белый или селективно-желтый свет.

Пункт 2.4.4.: Фонари заднего хода должны излучать белый свет.

Пункт 2.5.6.: Цвет передних габаритных фонарей должен быть белый, задних — красный.

Настоящий ГОСТ 8769-75 регламентирует только само понятие, т.е. «название» цветности без указания каких либо цветосоставляющих параметров, отсутствует даже ссылка на нормативные документы устанавливающие характеристики «Цвета».

Хотя подобный документ существует и является основным для производителей данной продукции.

Лампы накаливания устанавливаемые на автотранспортные средства подлежат обязательной сертификации в соответствии с ГОСТ 2023.1-88. Загрузить ГОСТ 2023.1-88.

«Лампы для дорожных транспортных средств. Требования к размерам, электрическим и световым параметрам»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 ЦВЕТ

селективный желтый цвет:

  • предел в сторону красного y > 0,138 + 0,580 х
  • предел в сторону зеленого y 0,966 – х
  • для серийного производства y > 0,956 – х
  • предел для спектральной величины y 0,940 – х и y = 0,440

Метод проверки цветовой принадлежности светового потока ламп осуществляется прибором «СПЕКТРОМЕТР» (а не «на глазок» как это делают работники ГИБДД), для этого работник ГИБДД должен:

  • изъять автомобильные лампы
  • составить соответствующий документ подтверждающий факт об изъятии (с подробным описанием предмета изъятия – для исключения подмены)
  • силами и за счет ГИБДД обеспечить проведение спектрального анализа в независимой организации имеющей соответствующее оборудование, условия и разрешения на проведение данных работ.
  • экспертная комиссия дает заключение на основании фактически полученных результатов по количеству, длины волны и объему спектра составляющих цветов в излучении лампы, путем сравнения с эталонными требованиями утвержденными Государственными нормативными документами (ГОСТ 2023.1-88, ГОСТ Р 41.37-99 (ЕЭК ООН №37) в других случаях заключение можно считать предполагаемым и не доказанным)
  • только на основании заключения экспертной комиссии может определять факт правонарушения (максимально характеризуемая форма «Легкомыслие», при условии явного правонарушения)

Выдержка из интервью «Авто.Вести.Ru» и представителя юридической компании:

Авто.Вести.Ru: С точки зрения закона, может ли он сделать это «на глаз»? В праве ли водитель в таком случае потребовать специальной экспертизы? Каков вообще порядок действий?

Юрист: п. 5.3.3. ГОСТа Р 51709-2001 установлено, что «Требования 4.3.4 — 4.3.11 проверяют на специальном посту, оборудованном рабочей площадкой, плоским экраном с белым матовым покрытием и приспособлением, ориентирующим взаимное расположение АТС и экрана, установкой для измерения силы света».

Вряд ли у сотрудников ДПС будет оборудованная рабочая площадка. Конечно, можно проверить и «на глаз», однако в этом случае необходимо этот факт обязательно отразить в протоколе.

Авто.Вести.Ru: Давайте представим такую ситуацию. Инспектор ДПС определил тип лампы и фары и начал выписывать протокол. Что писать в нем водителю? Правомерно ли использование в отношении водителя п.3 ст.12.5 КоАП РФ, где сообщается что «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств». Цвет огней при этом регламентируется ГОСТом Р 51709-2001 (требуется «белый»), а режим работы вообще точно не прописан.

Юрист: В случае составления сотрудником ДПС протокола об административном правонарушении с квалификацией по части 3 статьи 12.5. водителю необходимо указать в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» — С содержанием протокола не согласен, нормы закона, предусматривающие ответственность по части 3 статьи 12.5., не нарушал.

Так, в соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Одновременно ч. 3 ст. 1.5. КоАП РФ закреплено, что «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье».

Согласно п. 4.3.1. ГОСТ Р 51709-2001 Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки «Количество, тип, расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов на АТС должны соответствовать требованиям конструкции автотранспортного средства». В Таблице 6а (Требования Правил ЕЭК ООН к наличию внешних световых приборов на автотранспортных средствах) ГОСТ Р 51709-2001 установлено следующее:
Фара дальнего света — цвет излучения Белый — количество 2 или 4;
Фара ближнего света — цвет излучения Белый — количество 2.
Соответственно, при визуальном методе проверки фары будут соответствовать установленному ГОСТу.

В любом случае, обязанность по доказыванию административного правонарушения лежит на административном органе — МВД РФ. Кроме того, в суде представителям административного органа необходимо будет доказать какие именно пункты Приложения к Основным положениям по допуску транспортного средства… были нарушены.

Выдержка из судебного решения в городе Красноярск сентябрь 2005 г.:

«Поскольку автомобиль прошел государственный технический осмотр и был признан соответствующим ГОСТ Р 51709-2001(талон техосмотра прилагается), а установленные автомобильные лампы соответствуют ГОСТ Р 41.37-99 (выводами Института изделий электрооборудования и электроники для механических транспортных средств, тракторов и прицепов АНО «СЕРТЕТ» подтверждена возможность использования автомобильных ламп в качестве источника света серийных фар), считать транспортное средство «……..» полностью соответствующим требованиям основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Протокол «………» считать недействительным, как составленным в нарушении процессуальных норм».

Источник

Цвет света фар

#1

Ехал как-то вечером домой, проехал поста три гаи и на четвертом остановили (предупредили и отпустили после того как я сказал, что есть в багажнике обычные лампочки и вот прям сейчас при них сменю), за то, что с точки зрения остановившего лейтенанта фары у меня светят желтым. Вот тоже вопрос – цветовосприятие у всех разное. Это же очень субъективно. Да, там были установлены вот такие лампы.
Галогенная автомобильная лампа головного света семейства «МАЯК» GOLD. Это всесезонная высокоэффективная лампа желтого света с интерференционным покрытием, ограниченным УФ излучением и увеличенной на 10% светоотдачей. Специальное многослойное покрытие колбы выполняется с использованием самой современной интерференционной технологии, что увеличивает интенсивность желтого спектра излучения и улучшает видимость в плохих погодных условиях. Наибольший эффект лампы проявляется в ненастную погоду (дождь, снег, туман). Желтый свет, по сравнению с белым, значительно меньше рассеивается, что обеспечивает большую безопасность и комфорт движения. Выпускаются следующие типы галогенных ламп «МАЯК» GOLD: Н1, Н3, Н4, Н7.
Ладно, с утра сменил на обычные лампы. Но заинтересовался этим вопросом. Смотрим ПДД. В пункте 19. ПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИМИ СВЕТОВЫМИ ПРИБОРАМИ И ЗВУКОВЫМИ СИГНАЛАМИ ничего про цвет не говорится. Листаем дальше — ПЕРЕЧЕНЬ неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Пункт 3. Внешние световые приборы
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Вот, уже что-то, но пока ничего конкретного.

3.2. Регулировка фар не соответствует требованиям СТ РК ГОСТ Р 51709-2004.

Опять ничего про цвет, только регулировка. Но уже документ. Итак, СТ РК ГОСТ Р 51709-2004 Автотранспортные средства ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ ПО УСЛОВИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ Методы проверки. Читаем:

4.4 Требования к внешним световым приборам
4.4.1 На АТС должны быть установлены внешние световые приборы, количество, и цвет которых должны соответствовать ГОСТ 8769 (вот, опять новый документ). Изменение предусмотренных изготовителем АТС мест расположения внешних световых приборов не допускается.
4.4.4 Цвет фар дальнего и ближнего света, фонарей заднего хода, фонарей освещения заднего государственного регистрационного знака, передних габаритных огней, стояночных огней, передних контурных огней и дневных ходовых огней должен быть белым; передних противотуманных фар — белым или желтым.

Ну вот, цвет – белый. Но что же говорится в ГОСТ 8769?

2.2.3. Фары ближнего света должны излучать белый свет. Допускается применение фар с селективно-желтым светом.

Опять неоднозначно! Что значит селективно-желтый? Допускается – это как? Или в свете последних событий не заморачиваться и поставить чисто белый, чтобы вообще не давать повода?

Источник

Читайте также:  Вокруг света журнал подборка