Меню

Что такое локальный свет



Коллекция книг о живописи и искусстве

Для учащихся в художественных учебных заведениях

Содержание:

Локальный и предметный цвет

Цвет воспринимается как свойство или качество объекта: трава зеленая, небо голубое, апельсин оранжевый и т. д. Всякий предмет имеет свой собственный цвет. Устойчивая связь цвета с предметом позволила дать обозначение отдельным цветам через названия соответствующих явлений или объектов. Но уже давно было замечено, что цвета предметов не обладают постоянством и значительно изменяются в зависимости от условий освещения, расстояния, с которого они воспринимаются, от окружения другими цветами. В результате возникло представление о предметном цвете, который обычно называют локальным, и цвете видимого излучения, то есть видимом или обусловленном цвете. «Локальный цвет — это тот цвет, которым окрашен предмет при рассеянном свете в пасмурный день, то есть цвет, максимально освобожденный от воздействия окружающих предметов, от рефлексов и освещения»; или «локальным цветом мы называем собственный цвет предмета, каким его видим, когда он по возможности освобожден от окружающих влияний». Локальному цвету Крымов противопоставляет видимый цвет, утверждая: «Живопись — это передача видимого материала».

В «Кратком словаре терминов изобразительного искусства» выражение «локальный цвет» дается в двух значениях. Во-первых: «Термин живописной практики, означающий цвет, характерный для окраски самого предмета. В зависимости от многочисленных (и прежде всего световых) условий видимая глазом окраска изменяется до бесконечности, однако в строгом соответствии с самой предметной окраской. Умение правдиво передать локальный цвет через закономерные его изменения — важное требование в практике реалистической живописи». Во-вторых: «Локальным цветом живописцы называют также передачу предметной окраски почти однородным цветовым пятном, которое варьируется по светосиле, но лишено важнейших цветовых оттенков, соответствующих условиям освещения в натуре». Таким образом, одним термином обозначаются два разных понятия, одно из которых относится к сфере восприятия цвета в натуре, другое — к области живописной практики.

Живопись всегда стремится к передаче предметного цвета — и тогда, когда она понимает цвет как свойство предмета, вне учета действия на него окружающей среды, и тогда, когда она выражает его с точки зрения реально существующих условий цвета, то есть когда учитывает все многообразие моментов, влияющих на восприятие цвета.

Термин «локальный цвет», на наш взгляд, мало удобен, потому что если понимать его, как Крымов — то цвет будет всегда локальный, если более широко — то он никогда не может быть локальным.

В сущности, предметный цвет и цвет видимого излучения — две формы восприятия цвета лишь различной направленности; поэтому, как справедливо замечает Н. Волков, неверно предметный цвет противопоставлять видимому или знаемому. Но различие между ними чрезвычайно важно.

Предметный цвет — это объективно присущее предмету свойство, о котором мы знаем, которое всегда помним и которое зрительно воспринимаем в разнообразных условиях. Предметный цвет не без основания некоторые авторы называют «памятным» цветом, ибо действительно наше сознание многие предметы связывает всегда с определенным цветом. На внезапный вопрос — «какого цвета трава?» мы не ответим «оранжевая» или «желтая», хотя она и может быть такой, а скажем — «зеленая». Представление о предметном цвете как цвете, освобожденном от условий восприятия, требует известного напряжения, известной абстрагированности для развитого глаза; оно более естественно и привычно для неразвитого.

Передача предметного цвета всегда была одной из главных задач в работе живописца и зависела от эстетических норм, развития техники живописи, мастерства художника. Мастера Возрождения представляли себе цвет как постоянное и неизменное свойство вещей, которое они выражали одной какой-либо краской, моделированной лишь по светлоте — то есть, затемняя ее черным в тени и высветляя в свету белилами.

Читайте также:  Когда менять ближний свет приора

Это был один из способов передачи предметного цвета. Другой, появившийся позже, учитывал изменения в цвете предмета, происходящие вследствие изменения структуры поверхности и условий освещения. Здесь мы уже видим различные градации цвета не только по светлоте, но и по цветовому тону. В первом случае принято говорить о локальном цвете, во втором — о живописном. Оба приема, однако, направлены на то, чтобы передать предметный цвет. Когда мы смотрим на снег, написанный таким художником-колористом, как Суриков или Серов, то, пристально вглядываясь, найдем меньше всего белил и вместо того желтые, синие, фиолетовые тона, которые в целом тем не менее воспринимаются нами как белый снег. То же можно показать на примере теней на снегу. У неопытного живописца они воспринимаются как разлитые чернила, у художника-колориста за насыщенной синей краской мы также видим белый снег.

Отказ от предметности цвета наметился уже у неоимпрессионистов, которые, развивая традиции импрессионистов, уже полностью прекратили смешивать краски, считая, что это ослабляет чистоту цвета, лишает его выразительности. На первый план у них выходит самодовлеющая роль краски и цвета; все другие функции отодвигаются назад. Однако цветовое решение у них еще соответствует сюжету, передает эмоциональное состояние и тем самым как-то еще связано с предметом.

Абстракционизм, отказываясь от предметности изображения, порывает с предметным цветом вообще и стремится создать красочные гармонии из пятен абстрактного цвета. Реалистическая живопись, сохраняя предметность цвета, создает свои закономерности цветового строя — не копирует механически природные, но подчиняет их законам художественной логики.

В отличие от предметного локальный цвет есть качество красочного пятна, характеризующегося или полной однородностью цветового тона, или модифицированного только в направлении светлоты. Такое понимание отражается в уже цитированных нами словах Альберти: «Для живописца белое и черное выражают свет и тень, и . все прочие цвета для живописца — как бы материя, к которой он прибавляет больше или меньше тени или света».

Локальный цвет — это раскраска, не учитывающая влияния освещения или учитывающая его ограниченно, только разделением на освещенную и затемненную часть, и не принимающая во внимание взаимодействие рефлексов и контрастов. В силу этого локальные цвета всегда несколько условны.

Локальным цветом мы называем и такую раскраску, когда в изображении не разделяются освещенная и затененная части, когда оно представляет собой плоское красочное пятно.

Локальный цвет не всегда выражает предметный цвет и может заключать в себе условную символическую значимость, как, например, в древнерусской живописи.

Источник

Локальный свет – правильное освещение жилого пространства

Все знают, что хорошее освещение или правильно выставленный свет – это обязательный элемент, сопровождающий любой современный интерьер, который не может зависеть от назначения и функциональных особенностей помещения. Грамотное освещение жилого пространства – это уютный отдых и удобная работа. Это торжественная, романтическая или рабочая обстановка. Дополнительно к данному материалу отметим, купить лампы светодиодные цоколь g 12 Вы можете по ссылке на сайт http://watt-shop.com/, посмотрите цены прямо сейчас.

Локальные источники света устанавливаются для того, чтобы визуально изменить размеры и геометрию жилого пространства, выделив в нем функциональные зоны, освещая главные элементы декора. Основная функция локального освещения заключается в том, чтобы акцентировать внимание на некоторых частях интерьера и делить жилое пространство на определенные зоны, которые могут отличаться своим назначением и различной функциональностью. При устройстве локального освещения можно использовать любые виды и типы осветительных приборов. Исключение составляют потолочные светильники, которые не применяются при создании локального освещения. Поэтому, учитывая назначение части помещения, нужно выделить с помощью света некоторые конкретные детали интерьера.

Читайте также:  Вокруг света за 80 дней персонажи жюль верн

Это необходимо, когда в прихожей устанавливают точечные светильники, которые подсвечивают красивые зеркальные фасады шкафов-купе. Декоративные и небольшие бра могут визуально расширить любой узкий коридор. Кухонная зона оснащается локальным освещением для того, чтобы было выделено рабочее пространство. Когда подвесные шкафы в нижней части оборудуются специальными светильниками. Неповторимый дизайн кухни создает подсветка внутренней части шкафов.

Любая современная ванная комната оборудована локальными светильниками, которые освещают особенно эффектные детали интерьера. Это может быть подсветка пола, зеркал, стеклянных полочек, душевой кабины и расположенных на стенах шкафчиков. Когда подбираются светильники для ванной комнаты, то нужно помнить, что они должны быть защищены от высокой влажности и резких перепадов температуры воздуха. Специалисты рекомендуют оснащать спальню локальным и общим светом. Где локальные источники освещения применяют для расположения в зонах отдыха и над кроватями.

При устройстве освещения детской комнаты, локальное освещение лучше разместить в игровых и спальных зонах. Это может быть настольная лампа, бра, торшер или ночник. Рабочий кабинет должен иметь несколько источников освещения. На рабочем столе обязательно нужна лампа, освещающая эту зону и торшер, освещающий небольшую зону отдыха. При создании источников локального света в гостиной, нужно размещать настольные лампы, торшеры и бра только в зоне отдыха.

Организуя источники локального освещения, необходимо учитывать то, что свет от этих источников освещения должен гармонично вписываться в интерьер, сочетаясь с другими деталями дизайна всего интерьера, в том числе с источниками общего освещения.

Источник

Правильная организация локального освещения в помещении

Правильное сочетание яркости, направленности и силы светового потока позволяет сконцентрировать взгляд наблюдателя на нужном объекте. Благодаря этому обеспечивается необходимый акцент на отдельном элементе, самом предмете, создается соответствующая атмосфера и требуемое визуальное восприятие окружающего пространства. Именно такой подход успешно применяется профессиональными дизайнерами помещений, для которых локальная подсветка является не только одним из вариантов декоративного оформления пространства, но и возможностью для самовыражения.

Локальная подсветка и ее особенные свойства

Среди обширного арсенала осветительных приборов, который сегодня используется дизайнерами различных направлений, наиболее впечатляющими являются светильники для избирательной подсветки. Правильно организованная декоративная подсветка интерьера позволяет создавать настоящие шедевры дизайнерского творчества, завораживающие мистической красотой и сказочностью. Благодаря им любая обстановка и даже ландшафт мгновенно преображаются до неузнаваемости.

Это обусловлено двумя основными факторами:

  • высокой эстетичной составляющей такого способа декорирования;
  • уникальным психологическим воздействием на человека.

Умелая работа с точечным освещением позволя ет манипулировать человеком, как на эмоциональном уровне – производя необходимое впечатление, так и на уровне сознательном – формируя требуемое мнение. На этом и построено большинство декоративных решений. Особенно эффективна л окальная подсветка различн ых произведений искусств и изделий, которые являются дополнительным украшением интерьера, таких, как:

  • картины;
  • инкрустированные зеркала;
  • скульптуры;
  • подсветка фотографий.

Но каждый из этих элементов имеет свои особенности и свойства, которые необходимо учитывать при создании для них локального освещения.

Локальная подсветка картин и фотографий – особенности ее применения

Картины, как и фотографии, являющиеся произведением искусства, предназначены для удовлетворения эстетических вкусов. Их задача – развивать, оказывая мощное влияние на бессознательное человека. В этом случае важную роль играет правильно организованная подсветка картин и фотографий, которая должна:

  • усилить это влияние или его подчеркнуть;
  • сделать верный акцент – обратить внимание созерцающего на самые важные моменты.
Читайте также:  Почему свет движется со скоростью света

Еще важным моментом при организации освещения этих предметов декора является место их размещения – помещения, имеющие большое пространство, такие, как холлы, залы или парадные. В них всегда ощущается нехватка естественного освещения, что требует создания дополнительной подсветки для получения целостной визуальной информации.

Кроме того, такая подсветка фотографий и картин позволит выгодно подчеркнуть форму и выделить цветовую гамму. Верно организованное направление светового луча не будет создавать отвлекающих бликов, а соответствующий выбор ламп позволит защитить от выгорания и температурных изменений.

Особенности локальной подсветки зеркал

Вопрос, связанный с таким видом декорирования, как подсветка зеркал строится на особенностях самого предмета освещения, который с момента своего создания был наделен различными магическими свойствами. До сих пор многие считают, что зеркала способны хранить копии образов, отражения. В то же врем я и свойства света были отнесены в древности к волшебным, так как неправильная организация освещения может искажать размеры окружающего пространства, «обманывать» в оценке расстояний. Тем более, если допустить ошибки в освещении зеркал, что может привести к появлению в нем изображений, измененных до гротеска. Чтобы избежать этого или наоборот добиться чего-то подобного, локальная подсветка зеркал требует четкого представления о функциональном назначении и месте их размещения, что разделяет эти предметы на три основных вида:

  • косметическое – которое может быть установлено над специальным столом или в ванной комнате и должно обеспечивать возможность замаскировать все проявленные недостатки лица, продемонстрировать имеющие достоинства;
  • зеркало, размещенное в прихожей – должно позволить сделать быструю оценку своего внешнего вида каждому бросающему на него взгляд;
  • декоративное зеркало – его форма и инкрустация предназначены дополнить общую композицию интерьера.

Однако, как в первом, так и во втором случае, каждый, кто будет смотреться в такие зеркала станут обладателями сиюмоментной информации. Это связано с тем, что на воспринимаемое человеком отображение в зеркале влияет освещенность. Стоит световому лучу изменить угол падения или яркость, как изображение моментально преобразится. В тоже время декоративное зеркало должно иметь такое освещение, которое акцентирует внимание на его антураже. Именно это учитывается когда орган изуется подсветка зеркал , от которой требуется создан ие определенного впечатления и оказание необходимого воздействия на человека.

Иные объекты в интерьере и применение локальной подсветки

Другие объекты интерьера также тр ебуют особенного подхода при использовании свойств света. Для того, чтобы их подсветка была эффективной необходимо правильно подойти к созданию этой системы, с учетом понимания их назначения, как элементов декорирования.

С помощью различных композиций достигается:

  • «оживление» или «смягчение» интерьера;
  • сбалансированность всех элементов дизайна помещений;
  • акцентирование внимания на архитектурных особенностях комнаты;
  • яркое отражение личности владельца;
  • создание соответствующих концепций, подчеркивающих особенности дизайнерского стиля реализованного в помещении;
  • демонстрация высоты потолка или объемов комнаты.

Все эти м оменты подсветка може т усилить, расставив правильные акценты. Причем имеется возможность применять цветовые решения с учетом взаимодействия оттенков цветов друг с другом, их комбинаций. Тем самым обеспечивается необходимый ассоциативный подтекст, вносящий уникальную эмоциональную окраску, что создает необходимое настроение и соответствующую атмосферу.

И в этом случае очень важно учитывать основные особенности:

  • фактурность объектов;
  • сложность пространственных переходов;
  • объемность;
  • качество поверхности;
  • вид материала из которого скульптуры изготовлены.

Все это влияет на отражающие свойства объекта, обеспечивает создание уникальных эффектов, что невозможно при работе с плоскими или зеркальными поверхностями.

Ознакомиться с ассортиментом осветительной техники для локальной подсветки Вы можете в нашем каталоге .

Источник