Меню

Что такое источник света физика 8 класс



§ 63. Источники света. Распространение света

Ещё в глубокой древности учёные интересовались природой света. Что такое свет? Почему одни предметы цветные, а другие белые или чёрные?

Опытным путём было установлено, что свет нагревает тела, на которые он падает. Следовательно, он передаёт этим телам энергию. Вам уже известно, что одним из видов теплопередачи является излучение. Свет — это излучение, но лишь та его часть, которая воспринимается глазом. В этой связи свет называют видимым излучением.

Поскольку свет — это излучение, то ему присущи все особенности этого вида теплопередачи. Это значит, что перенос энергии может осуществляться в вакууме, а энергия излучения частично поглощается телами, на которые оно падает. Вследствие этого тела нагреваются.

Тела, от которых исходит свет, являются источниками света. Источники света подразделяются на естественные и искусственные.

Естественные источники света — это Солнце, звёзды, атмосферные разряды, а также светящиеся объекты животного и растительного мира. Это могут быть светлячки, гнилушки и пр.

Искусственные источники света, в зависимости от того, какой процесс лежит в основе получения излучения, разделяют на тепловые и люминесцирующие.

К тепловым относят электрические лампочки, пламя газовой горелки, свечи и др.

Люминесцирующими источниками являются люминесцентные и газосветовые лампы. Мы видим не только источники света, но и тела, которые не являются источниками света, — книгу, ручку, дома, деревья и др. Эти предметы мы видим только тогда, когда они освещены. Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет своё направление и попадает в глаз.

На практике все источники света имеют размеры. При изучении световых явлений мы будем пользоваться понятием точечный источник света.

  • Если размеры светящегося тела намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие, то светящееся тело можно считать точечным источником.

Громадные звёзды, во много раз превосходящие Солнце, воспринимаются нами как точечные источники света, так как находятся на колоссальном расстоянии от Земли.

Ещё одно понятие, которым мы будем пользоваться в этом разделе, — световой луч.

  • Световой луч — это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

Если между глазом и каким-нибудь источником света поместить непрозрачный предмет, то источник света мы не увидим. Объясняется это тем, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно.

Прямолинейное распространение света — факт, установленный в глубокой древности. Об этом писал ещё основатель геометрии Евклид (300 лет до нашей эры).

Древние египтяне использовали закон прямолинейного распространения света для установления колонн по прямой линии. Колонны располагались так, чтобы из-за ближайшей к глазу колонны не были видны все остальные (рис. 122).

Прямолинейностью распространения света в однородной среде объясняется образование тени и полутени. Тени людей, деревьев, зданий и других предметов хорошо наблюдаются на Земле в солнечный день.

На рисунке 123 показана тень, полученная на экране при освещении точечным источником света S непрозрачного шара А. Поскольку шар непрозрачен, то он не пропускает свет, падающий на него. В результате на экране образуется тень.

  • Тень — это та область пространства, в которую не попадает свет от источника.

Такую тень можно получить в тёмной комнате, освещая шар карманным фонарём. Если провести прямую через точки S и А (см. рис. 123), то на ней будет лежать и точка В. Прямая SB является лучом света, который касается шара в точке А. Если бы свет распространялся не прямолинейно, то тень могла бы не образоваться. Такую чёткую тень мы получили потому, что расстояние между источником света и экраном намного больше, чем размеры лампочки.

Теперь возьмём большую лампу, размеры которой будут сравнимы с расстоянием до экрана (рис. 124). Вокруг тени на экране образуется частично освещённое пространство — полутень.

  • Полутень — это та область, в которую попадает свет от части источника света.

Описанный выше опыт также подтверждает прямолинейное распространение света. Поскольку в данном случае источник света состоит из множества точек и каждая из них испускает лучи, то на экране имеются области, в которые свет от одних точек попадает, а от других нет. Там и образуется полутень. Это области А и В.

Часть поверхности экрана окажется совершенно неосвещённой. Это центральная область экрана. Здесь наблюдается полная тень.

Читайте также:  Что такое кварц свет

Образованием тени при падении света на непрозрачный предмет объясняются такие явления, как затмения Солнца и Луны.

При движении вокруг Земли Луна может оказаться между Землёй и Солнцем или Земля — между Луной и Солнцем. В этих случаях наблюдаются солнечные или лунные затмения.

Во время лунного затмения Луна попадает в тень, отбрасываемую Землёй (рис. 125). Во время солнечного затмения (рис. 126) тень от Луны падает на Землю.

В тех местах Земли, куда упала тень, будет наблюдаться полное затмение Солнца. В местах полутени только часть Солнца будет закрыта Луной, т. е. произойдёт частное затмение Солнца. В остальных местах на Земле затмение наблюдаться не будет.

Поскольку движения Земли и Луны хорошо изучены, то затмения предсказываются на много лет вперёд. Учёные пользуются каждым затмением для разнообразных научных наблюдений и измерений. Полное солнечное затмение даёт возможность наблюдать внешнюю часть атмосферы Солнца (солнечную корону, рис. 127). В обычных условиях солнечная корона не видна из-за ослепительного блеска поверхности Солнца.

Вопросы

1. Что такое луч света?
2. В чём состоит закон прямолинейного распространения света?
3. Какое явление служит доказательством прямолинейного распространения света?
4. Пользуясь рисунком 123, объясните, как образуется тень.
5. При каких условиях наблюдается не только тень, но и полутень?
6. Пользуясь рисунком 124, объясните, почему в некоторых областях экрана получается полутень.

Упражнение 44

1. Какие источники света изображены на рисунке 128?

2. На рисунке 129 изображена схема опыта по получению тени от двух источников света S1 и S2. Источник S1 — маленькая лампочка красного цвета, источник S2 — синего. Перечертите схему в тетрадь и раскрасьте рисунок. Объясните, почему опыт доказывает прямолинейность распространения света.

3. При солнечном затмении на Землю падает тень и полутень от Луны (см. рис. 126). Видит ли Солнце человек, находящийся в области тени; полутени? Ответ обоснуйте.

Задание

1. В куске плотного картона сделайте отверстие диаметром 3—5 мм. Расположите этот кусок картона на расстоянии примерно 10—15 см от стены, находящейся против окна. На стене вы увидите уменьшенное, перевёрнутое, слабо освещённое изображение окна. Получение такого изображения предмета через малое отверстие служит ещё одним доказательством прямолинейного распространения света. Объясните наблюдаемое явление.

2. Чтобы получить изображение предмета при помощи малого отверстия, изготовьте прибор, называемый «камера-обскура» (тёмная комната). Для этого картонную или деревянную коробку обклейте чёрной бумагой, в середине одной из стенок проделайте маленькое отверстие (примерно 3—5 мм в диаметре), а противоположную стенку замените матовым стеклом или плотной бумагой. Получите при помощи изготовленной камеры-обскуры изображение хорошо освещённого предмета. Такие камеры раньше использовали для фотографирования, но только неподвижных объектов, так как выдержка должна была составлять несколько часов.

3. Подготовьте презентацию по теме «Солнечные и лунные затмения».

Источник

. для школьных учителей .
Как теперь смотреь флэш-файлы!





8 класс. Свет. Источники света

Назад в «Оглавление» — смотреть

1. Что такое луч света?

Луч — это линия, вдоль которой распространяется свет.

Какой источник света называется точечным?

Если размеры тела много меньше расстояния на котором мы оцениваем его действие, то это светящееся тело можно считать точечным источником.

2. В чём состоит закон прямолинейного распространения света?

Свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно.

3. Какое явление служит доказательством прямолинейного распространения света?

Явление образования тени и полутени доказывает прямолинейность распространения света.

4. Как образуется тень?

Непрозрачный предмет, помещенный между источником света и экраном, задерживает часть лучей света, и они не попадают на экран.
На экране возникает неосвещенная часть экрана, т.е. тень от предмета.

Тень — это та область пространства, в которую не попадает свет от источника.
Четкую тень получают, когда расстояние между источником света и экраном много больше, чем размер источника света

5. При каких условиях наблюдается не только тень, но и полутень?

Полутень — это та область, в которую попадает лишь часть света от источника.
Полутень на экране возникает, когда размер источника света соизмерим с расстоянием до экрана и не может рассматриваться как точечный источник.

6. Почему в некоторых областях экрана получается полутень?

Когда на экране имеются области, в которые свет от одних точек источника попадает, а от других не попадает, там образуется полутень.
В центральной области экрана, куда не попадает свет ни от одной точки источника света , образуется полная тень.

Читайте также:  Во всеволожске нет света сегодня

7. При каких условиях возникают солнечные и лунные затмения? Какое свойство лучей они доказывают?

Солнечное затмение возникает, когда Луна находится между Солнцем и Землей.

Если же Луна при своем обращении вокруг Земли попадает в тень, отбрасываемую Землей, то наблюдается лунное затмение.

Солнечные и лунные затмения являются доказательством прямолинейного распространения света.

Источник

Урок по физике в 8-м классе на тему: «Свет. Источники света. Распространение света»
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Что такое свет? Его источники, распространение.

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_fizike_rasprostranenie_sveta2.doc 519 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике в 8-м классе на тему: «Свет. Источники света. Распространение света»

Обучающая: показать на конкретных примерах роль света в жизни человека; сформировать представление о естественных и искусственных источниках света;

Развивающая : развивать мировоззрение учащихся; навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы;

Воспитательная: учить находить и воспринимать прекрасное в природе, воспитывать бережное к ней отношение, а также к людям, лишенных зрения.

Тип урока: лекция с элементами беседы

Форма проведения урока: традиционная с применением компьютерной технологии.

Место урока в учебном плане: вхождение в тему “Оптика”.

Оборудование: компьютер, презентация “Свет” , проектор (или медиапроектор), акустические колонки.

I. Организационный этап (1-2 мин)

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

Учитель. Ученый исследует законы природы не потому, что это приносит пользу; он делает это потому, что такое занятие доставляет ему радость, а радуется он потому, что Природа красива. Если бы это было не так, то Природу не стоило изучать, а если ее не стоило бы изучать, то и жизнь не имела бы смысла.

II. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала (2 мин)

ы

В затемненном кабинете на столе горит свеча. Звучит “Лунная соната” Бетховена в современной обработке . Учитель читает отрывок из стихотворения Б.Л.Пастернака “Зимняя ночь”.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Что объединяет эти произведения?

Учитель. Сегодня на уроке вы начнете изучать новый раздел физики — “Оптику”. Вы узнаете, что такое свет, познакомитесь с источниками света, узнаете, как распространяется свет и каково его значение в нашей жизни.

III. Усвоение новых знаний, умений и навыков (15-18 мин)

Учитель. Восприятие окружающего мира по количеству информации на 90% осуществляется с помощью зрения. Зрение – это способность видеть окружающий мир, процесс зрительного восприятия предмета. Зрительный аппарат состоит из глаз и мозга. Свет от окружающих предметов попадает в глаз, вызывая реакцию его чувствительных элементов (сетчатки). Эта реакция расшифровывается мозгом, и мы видим изображение. Посмотрите фрагмент видеофильма “Микрокосмос”…

Обладая прекрасным даром – зрением, мы ежедневно восхищаемся красотой и уникальностью окружающего мира. Но можем ли мы детально пронаблюдать такие явления, как испарение, форму падающей капли воды во время дождя, передачу пыльцы растением маленькой пчелке, и ?… Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека и позволяют нам заглянуть в Микромир. С егодня я хочу предложить вам стать свидетелями великого таинства — рождения комара…

Наверняка рядом с вами живут люди, которые лишены зрения. Как им живется в этом мире?… Эксперимент. Закройте глаза и представьте “жизнь во тьме”. ( Фронтальная беседа о бережном отношении к слепым людям)

Учитель. Что же такое свет? Природа его сложна. Ученые выделяют ее двойственную природу. Свет — это поток очень маленьких частиц – фотонов. Они существуют только в движении со скоростью света и обладают массой и энергией. Скорость света:

— в вакууме — 3 ·10 8 м\с;

— в воздухе – 2,99 ·10 8 м\с;

— в воде – 2,25 ·10 8 м\с;

— в стекле — 2 ·10 8 м\с.

Попадая на тела, свет отдает свою энергию и производит различные действия.

Свет — это видимое излучение. Это электромагнитные волны, вызывающие у человека зрительные ощущения. Главным источником света для нас является Солнце. Оно излучает электромагнитные волны всевозможных частот. Большая их часть никаких зрительных ощущений у человека не вызывает, это невидимые излучения (радио-, инфракрасное и ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма-излучения). Зрительные ощущения у человека вызывают электромагнитные волны частотой от 400 до 800 ТГц. При этом излучения разных частот вызывают ощущения разных цветов — от красного до фиолетового. В отличие от человека некоторые насекомые различают ультрафиолетовое излучение, а некоторые виды ящериц — инфракрасное. Поэтому мир красок, воспринимаемых этими животными, существенно отличается от нашего.

Солнце — не единственный источник света. Помимо него существует множество других тел, излучающих электромагнитные волны видимого диапазона. Среди них есть искусственные и естественные источники света.

Источники света мы видим потому, что создаваемое ими излучение попадает к нам в глаза. Предметы мы видим потому, что свет, достигнув предмета, отражается от поверхности и рассеивается по всевозможным направлениям.

То, что Луна светит не своим, а отраженным солнечным светом, впервые понял древнегреческий ученый Демокрит (V в. до н.э.). Вид Луны на небе постоянно меняется (происходит, как принято говорить, смена фаз Луны): иногда мы видим ее в виде узкого серпа, иногда — в виде полного яркого диска (демонстрация рисунка с фазами Луны). Происходит это из-за непрерывного изменения положения Луны относительно Земли и Солнца. Наблюдения за изменением лунных фаз позволили древнегреческому ученому Пифагору сделать еще одно открытие: Луна представляет собой не плоский диск, а шарообразное тело.

А как распространяется свет?

Впервые закон прямолинейного распространения света был сформулирован в III в. до н.э. древнегреческим ученым Евклидом. Под прямолинейностью распространения света он имел в виду прямолинейность световых лучей. Сам Евклид, правда, отождествлял лучи света со “зрительными лучами”, которые якобы выходили из глаз человека и в результате “ощупывания” предметов позволяли видеть последние. Такая точка зрения была достаточно широко распространена в древнем мире. Однако уже Аристотель спрашивал: “Если бы видение зависело от света, исходящего из глаз, как из фонаря, то почему бы нам не видеть в темноте?” Теперь мы знаем, что никаких “зрительных лучей” не существует, и видим мы не потому, что какие-то лучи выходят из наших глаз, а наоборот, потому что свет от различных предметов попадает нам в глаза.

Под световым лучом в современной физике понимают достаточно узкий пучок света, который в той области, в которой изучается его распространение, можно считать не расходящимся. Это физический световой луч . Различают еще и математический (геометрический) луч — это линия, вдоль которой распространяется свет. Этим понятием мы и будем пользоваться.

Понятия. Тень, полутень, затмение.

IV. Подведем итоги.

Запись в тетрадях ОК по теме урока.

V. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (10 мин)

Учащиеся отвечают на вопросы:

? У Хаджы Насретдина спросили: “Если у тебя спрошено будет: что полезнее, Солнце или месяц? — ответствуй: месяц. Ибо Солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц — ночью”. Прав ли Хаджы Насретдин? Почему?

? Назовите источники света, которыми вам приходилось пользоваться при чтении?

? Нагретый утюг и горящая свеча являются источниками излучения. Чем отличаются друг от друга создаваемые этими приборами излучения?

? Из древнегреческой легенды о Персее: “Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море, и с яростью ринулось чудовище на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч”.

Что такое тень и какой физический закон позволяет объяснить ее образование?

? От чего на самом деле зависит видимая форма Луны?

? Шар раскаленный, золотой

Пошлет в пространство луч огромный,

И длинный конус тени темной

В пространство бросит шар другой.

Какое свойство света нашло отражение в этом стихотворении А.Блока? О каком явлении говорится в стихотворении?

VI. Д/З. А.В.Перышкин. Физика-8 § 62, задание 12 на с. 152.

Источник

Adblock
detector