Меню

Что такое абонентская плата за свет



Абонентская плата за свет и плата за электричество в зависимости от объема потребления. Правительство готовит для населения неприятные сюрпризы

Правительство вынашивает планы по радикальному изменению схемы оплаты электроэнергии со стороны населения. На повестке дня две реформы: введение так называемой абонентской платы за свет и утверждение зависимости платы за свет от объемов потребления. И первое, и второе приведет к увеличению объема фактических платежей за свет.

Планы по введению абонентской платы за электроэнергию

Благодаря введению абонентской платы энергетики смогут дополнительно получать до 240 млн руб. в месяц, заявил замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко. Рост стоимости счетов за электричество первоначально может составить 20 руб.

Введение абонентской платы за содержание электрических сетей позволит энергетикам увеличить доходы примерно на 240 млн руб. в месяц, сообщил на пресс-конференции в «Российской газете» замглавы Минэнерго РФ Вячеслав Кравченко. По его словам, эти средства позволят решить проблему с финансированием ремонта электросетей, обеспечивающих подачу энергии на дачи и другие дома сезонного проживания, а также пустующие «инвестиционные » квартиры.

«Электричеством там никто не пользуется, а обрыв линии электропередачи все равно ликвидировать надо. Это актуально для дачных домиков, например», — пояснил Кравченко.

Замминистра отметил, что энергетики нуждаются в компенсации расходов на поддержание сетей в исправном состоянии, а в результате дополнительная финансовая нагрузка ложится на потребителей, которые постоянно живут в своих квартирах и домах, расходуют электроэнергию и платят по счетам. В подтверждение необходимости введения абонентской платы Кравченко сослался на опыт европейских стран.
«Это не новая идея. Этот платеж много лет действует во многих странах Европы. Независимо от того, сколько платит человек за свет, он оплачивает обслуживание сетей», — пояснил замминистра.

О начале общественного обсуждения подготовленного Минэнерго проекта постановления правительства о введении абонентской платы за содержание электрических сетей было объявлено в конце ноября 2015 года.

В соответствии с документом, размещенным на портале публикации проектов нормативных актов, фиксированный платеж за содержание «объектов электросетевого хозяйства» с 1 июля 2016 года должен составить 20 руб. с одного домохозяйства в месяц, а в дальнейшем будет индексироваться с учетом инфляции.

Плата за электроэнергию в зависимости от объемов потребления

В проекте постановления правительства также предлагается введение трех дифференцированных тарифов по объемам ежемесячного потребления электрической энергии — менее 150 кВт·ч, 151–600 кВт·ч и более 600 кВт·ч.

По словам Кравченко, если расход электроэнергии в месяц у семьи будет менее 150 кВт·ч, то они будут платить на 2% меньше базового тарифа. В эту категорию войдут 73% всех потребителей, оценил он.

Для пользователей, которые попадут во вторую категорию, электричество будет стоить на 12% дороже. Таких потребителей в России, считают в Минэнерго, 25%.

Если потребление будет свыше 600 кВт·ч, то на израсходованную сверх тарифа электроэнергию будет применяться повышенная базовая ставка тарифа (на 52% дороже). Таких потребителей в России всего 2%, оценили в Минэнерго.

Источник

Составляющие тарифа на электроэнергию

Суть реформы РАО ЕЭС

Прежде чем перейти к описанию составляющих тарифа на электроэнергию, кратко изложим суть реформы РАО ЕЭС. Функционировавшая до 2002 г. компания (РАО) фактически являлась монополистом в РФ, т.к. совмещала все виды деятельности: начиная от производства и передачи электроэнергии, заканчивая ее распределением и продажей. Соответственно стоимость тарифа на электроэнергию устанавливало государство в лице Федеральной службы по тарифам, что и было основной предпосылкой к реформе, потому как частные инвесторы не вкладывали деньги в эту отрасль, а она требовала серьезной модернизации.

Суть реформы заключалась в том, чтобы постепенно перейти от тарифного регулирования к формированию тарифа рыночным способом, а для этого необходимо было уйти от монополии, создав этот самый рынок. В результате реформы были созданы генерирующие компании (производство электроэнергии), электросетевые компании (передача электроэнергии), системный оператор единой энергосистемы (централизованное управление энергосистемой), энергосбытовые компании в статусе гарантирующих поставщиков (продажа электроэнергии потребителям).

Читайте также:  Какие лампы ближний свет карола

Составляющие тарифа на электроэнергию

Таким образом, стоимость электроэнергии (тарифа) складывается из следующих четырех составляющих: стоимость производства электроэнергии (мощности) + стоимость передачи электроэнергии (мощности) + инфраструктурные платежи + сбытовая надбавка. Стоимость передачи электроэнергии (м) по-другому называется котловой тариф на передачу.

Потребители, у которых заключен договор энергоснабжения, оплачивают электроэнергию гарантирующему поставщику (в одно окно), а уже гарантирующий поставщик распределяет и перечисляет полученные средства генерирующим и сетевым компаниям, а также системному оператору.

Также потребитель вправе заключить два договора: договор купли-продажи электроэнергии, тариф в котором будет включать стоимость производства электроэнергии (мощности) + инфраструктурные платежи + сбытовую надбавку, а также отдельный договор с сетевой компанией на оплату услуги передачи электроэнергии.

В соответствие с ПП РФ от 04.05.12 тарифы на электроэнергию за текущий месяц публикуются гарантирующими поставщиками с задержкой в 15 дней. Например, тарифы за август публикуются до 15 сентября и т.д., поэтому узнать в текущем месяце значение тарифов невозможно.

Ниже указана таблица в которой приблизительно указан порядок процентного соотношения каждой составляющей в общей доле тарифа.

Стоимость производства электроэнергии (м)

Котловой тариф на передачу

Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика

Первая составляющая: стоимость производства электроэнергии (мощности)

Именно эта составляющая в тарифе определяется рыночным путем, т.е. зависит от спроса и предложения на рынке электроэнергии. Упрощенно схема работы следующая: в соответствие с реформой в каждом регионе РФ находится несколько генерирующих компаний, которые в процессе торгов борятся за объемы электроэнергии, которые необходимо произвести по заявкам от крупных потребителей, постепенно снижая стоимость своих предложений. Таким образом, победившая компания производит электроэнергию под конкретную заявку, например, под гарантирующего поставщика и эта составляющая стоимости затем транслируется в тариф.

Следует отметить, что кроме рынка электроэнергии, также есть рынок мощности. Если провести аналогию с другим энергоресурсом — водой, то электроэнергия — это вода, а мощность — это ее напор. Т.е. в тарифе содержится составляющая на оплату производства электроэнергию, а также составляющая на обеспечение соответствующей мощности.

Итого: стоимость производства электроэнергии (мощности) — это значение, которое изменяется ежемесячно, либо ежесячно в зависимости от выбранного тарифного плана на электроэнергию (ценовой категории). В среднем плавно растет на 6-8% в год.

Вторая составляющая: котловой тариф на передачу электроэнергии (м)

Эта составляющая тарифа регулируется государственными органами (РЭК, ФСТ, комитет по тарифам). Котловой тариф утверждается в конце каждого года на два полугодия вперед. При этом во втором полугодии тариф, как правило, вырастает на 2-4% по отношению к первому полугодию.

Котловой тариф применяется в тарифе в зависимости от уровня напражения к электросети потребителя. Например, котловой тариф на уровне напряжения СН-2 (20-1 кВ) будет ниже, чем тариф на уровне напряжения НН (0,4 кВ). Это объясняется тем, что подключившись на уровне СН-2 потребителю потребуется самостоятельно построить подстанцию, которая будет понижать уровень напряжения до с 1 кВ до рабочего напряжения оборудования — 0,4 кВ, а также ее обслуживать. Подключение потребителя к сети по уровню напряжения НН (0,4 кВ) означает, что подстанция уже построена сетевой компанией, однако тариф на это уровне напряжения будет самым высоким, т.к. сетевая компания будет обеспечивать транспорт электроэнергии от электростанции до потребителя, постепенно понижая его до рабочего напряжения и соотвественно будет нести расходы на содержание сети.

Читайте также:  Как установить реле для света фар

Итого: стоимость передачи электроэнергии (м) — котловой тариф на электроэнергию фиксируется на два полугодия, в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого и зависит от уровня напряжения, по которому потребитель подключился к сети. Чем выше напряжение в точке подключения, тем ниже тариф на передачу.

Третья составляющая: сбытовая надбавка гарантирующего поставщика

Сбытовая надбавка аналогичным образом регулируется государственными органами на два полугодия. Значение сбытовой также в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого, а вот ее значение зависит от максимальной мощности предприятия (объекта предприятия). Всего есть три уровня по максимальной мощности: до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт и свыше 10 МВт. Чем выше мощность предприятия, тем ниже значение сбытовой надбавки.

Итого: сбытовая надбавка фиксируется на два полугодия, в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого и зависит от максимальной мощности предприятия. Чем выше максимальная мощность предприятия, тем ниже сбытовая надбавка.

Четвертая составляющая: инфраструктурные платежи

Эта составляющая в общей доле тарифа составляет самое минимальное значение — порядка 0,1% и от месяца к месяца меняется несущественно.

Итого: значения инфраструктурных платежей пренебрежимо мало на фоне общего значения тарифа и практически не изменяется от месяца к месяцу.

Где посмотреть

С котловыми тарифами на передачу, сбытовыми надбавками, стоимостью производства электроэнергии и инфраструктурными платежами можно ознакомиться здесь>>>

Заключение

Кроме понятия тарифа на электроэнергию, существует понятие ценовой категории (тарифного плана на электроэнергию). Например, первая ценовая категория — это фиксированный тариф на месяц. Вторая ценовая категория — это тарифы, дифферинцируемые по зонам суток. Также существует еще 3, 4, 5, 6 ценовая категория, подразумевающие оплату электроэнергии (м) предприятием по почасовым тарифам.При этом потребители вправе самостоятельно выбирать для расчетов наиболее выгодную ценовую категорию, путем уведомления гарантирующего поставщика. Выбор оптимальной ценовой категории позволяет снизить затраты на оплату электроэнергии до 25%.

С более подробной информацией по ценовым категориям можно ознакомиться на странице сервиса «Калькулятор ценовых категорий».

Источник

В платежках за свет появится абонентская плата

С этого же момента с потребителей начнут взимать ежемесячную абонентскую плату за обслуживание электросетей. Сейчас документ проходит стадию общественного обсуждения. Абонентская плата — это фиксированный платеж (сумма пока не определена, но она будет составлять от 20-100 рублей) в составе общего платежа за свет. «Это не новая идея, — аргументировал замминистра. — Этот платеж много лет действует во многих странах Европы. Независимо от того, сколько платит человек за свет, он оплачивает обслуживание сетей». По словам Вячеслава Кравченко, это решает большую проблему пустующих домов и квартир в России.

«Электричеством там никто не пользуется, а обрыв линии электропередачи все равно ликвидировать надо, — отметил он. — Это актуально для дачных домиков, например».

После ввода абонентской платы электросети получат дополнительно 240 миллионов рублей в месяц, оценил эффект замминистра. Помимо введения абонентской платы, в Минэнерго предлагают также ввести дифференцированный тариф для населения, который будет зависеть от величины потребления.

«Введены три предела — это объем потребления до 150 кВт, и соответственно тариф с коэффициентом 0,98, это на 2 процента ниже тарифа что действует сейчас. В эту категорию войдут 73% всех потребителей. Диапазон потребления от 150 кВт до 600 кВт — 10 процентов к существующему тарифу для населения, таких потребителей в России, по расчетам Минэнерго, 25%. Потребление свыше 600 кВт — это коэффициент 50 процентов. Таких потребителей в России всего 2%. При этом льготная категория потребителей имеет право на льготный тариф с коэффициентом 0,98 вне зависимости от того, какой объем потребления у него есть, это может быть и 1000 кВт. У нас есть часть населения, которое платит по так называемому коэффициенту 0,7, это лица, проживающие в домах с электроплитами, в сельских населенных пунктах, для них будет устанавливаться право оплачивать энергопотребление с коэффициентом от 0,7 до единицы. Этот коэффициент устанавливается местными властями. Мы исходим из того, что в отношении всех этих потребителей будет действовать коэффициент 0,7, в данном случае если тариф это рубль, то при применении этого коэффициента тариф составит 70 копеек. Если объем потребления до 150 кВт, эти 70 копеек будут считаться с коэффициентом 0,98. Далее — если потребитель вышел за пределы 150 кВт, то платеж будет высчитываться так: первые 150 кВт с коэффициентом 0,98, а свыше 150 кВт с коэффициентом 1,1. Не на весь объем, а именно на объем превышения. Точно такая же ситуация, если потребитель использовал свыше 600 кВт. 150 кВт по норме, потом объем оставшихся 450 с коэффициентом 1,1 и дальше — все превышение с коэффициентом 1,5».

Читайте также:  Восток как направление света

Как уточнил Юрий Липатов, проект постановления предусматривает серьезные льготы одиноким пенсионерам, многодетным семьям, инвалидам, социально незащищенным категориям граждан. «Они будут оплачивать электроэнергию по базовому тарифу в независимости от реального объема потребления ими электроэнергии», — сказал парламентарий.

Цель реформы — ликвидация перекрестного субсидирования. На 2013 г. этот показатель был зафиксирован на уровне 230 миллиардов рублей, на конец 2015 г. — уже порядка 285 миллиардов. А в Стратегии развития сетевого комплекса обозначено, что к 2020 г. показатель должен снизиться почти в шесть раз — до 50 миллиардов рублей. По словам Кравченко, при разработке проекта Минэнерго обнаружило, что в ряде регионов социальная норма была установлена выше, чем объем потребления в среднем на человека. Например, в Орловской области был установлен тариф социальной нормы на уровне 190 кВт. По другим регионам уровень тарифа близок к экономически обоснованному.

«Вот регионы, где стоимость тарифа близка к реальной рыночной стоимости электроэнергии, — отметил Юрий Липатов. — Это Еврейская АО, Северная Осетия, Астраханская, Рязанская, Калининградская, Белгородская, Санкт-Петербург, Камчатский край, Омская, Хабаровский, Московская область, Республика Саха, Москва. В проекте есть ряд действительно экономических проблем, которые нужно взаимоувязывать. Социальная норма звучит так, как будто вот пайки какие-то дают и страна по миру идет. Вообще-то это общепризнанная практика. И нет ни одного государства, чтобы все жили одинакового. Поэтому государство обязано защищать малоимущих прежде всего. А тех, кто живут в достатке, где и бассейны топят, и чтобы с метлой не ходить, дорожки топят. Ну, так и платите, ребята, нет проблем. Сейчас должна вестись тотальная разъяснительная работа. Мы должны людям объяснить, что это не прихоть премьер-министра или министра энергетики: давайте мы введем эту социальную норму. Речь идет о единой энергетической системе, речь идет о будущем развитии государства. И вместе с тем мы должны реально понять, кто за что может и не может платить. У нас сейчас в Думе есть такие разговоры: вот этот закон мы сейчас не будем принимать, вот этот не будем. Но есть законы, которые мы обязаны принимать — нравятся они или не нравятся. Надо разъяснительную работу вести. Вот это самое главное — чтобы людей привлечь на свою сторону, чтобы они реально понимали, что делает правительство».

Источник