Меню

Что нужно знать художнику по свету



Все, что вы хотели спросить у художника по свету, но стеснялись

Мы продолжаем рубрику #тыжпрофессионал. В ней мы общаемся с людьми разных профессий и задаем им вопросы, которые обычно задавать неловко: о стереотипах, предрассудках и ежедневной работе.

Наш сегодняшний герой — художник по свету в компании Alight Евгений Костыра. Мы встретились в офисе компании на 23 этаже и попробовали настроить свет сами.

Евгений Костыра

Как выглядит твой рабочий день, какие у тебя рутинные задачи?

Я проектирую световые решения. Мой рабочий день может проходить в офисе или на площадке. В офисе я сижу на этапе проектирования, когда придумываю, как развесить свет на локации. Для этого есть термин «развес» — разработка схемы развеса разных световых приборов. Вариантов может быть масса, они зависят от задач. Например, на выступлении может быть декорация — ее нужно подсветить. Наша компания работает на многих площадках Киева, поэтому мы знаем их технические особенности.

Где учат художников по свету?

В Украине — нигде. По специальности художник по свету нет профильного образования, поэтому все наши художники — самоучки.

Есть много иностранной литературы, в ближнем зарубежье есть школы, которые обучают художников театральному искусству. Такой опыт можно масштабировать на концертную или шоу-деятельность.

Я попал в профессию благодаря любви к музыке и работаю в этой сфере уже 10 лет. Во время учебы в университете я подрабатывал техником по звуку и свету. Сначала выполнял рядовые задачи: развешивал свет и включал приборы. Потом разбирался, как все устроено с технической стороны, в этом помогло образование инженера. Работа оператора по звуку казалась мне скучной, поэтому я пошел в компанию Alight — здесь есть поле для творчества.

Почему вас называют художниками по свету?

Наша профессия находится на стыке техники и искусства. Для этой специальности важно знать обе составляющие, потому что без понимания специфики работы приборов вряд ли можно придумать что-то творческое.

За рубежом наша профессия называется lighting designer. Это правильнее, потому что мы не создаем ничего с нуля. Наоборот — работаем в рамках существующих условий.

Чаще всего художники по свету работают в режиме реального времени: ты стоишь за пультом и в синергии с артистом оформляешь его выступление, учитывая жанр музыки. Например, на больших музыкальных фестивалях можно работать около 8-10 часов беспрерывно. За это время могут выступить порядка 30 артистов. Некоторых из них ты можешь даже не знать. Главное — чувствовать музыку.

А вот большие сольные концерты артистов прописывают заранее в программах-визуализаторах по таймкоду — синхронизация света с музыкой. Так можно лучше подчеркнуть музыкальные тонкости композиции.

Чем отличается художник по свету для кино, театра и концертных мероприятий?

Это один и тот же человек. То, как он придумывает световое решение, зависит от мероприятия. Для концертов главная движущая сила — музыка. Моя задача — подчеркнуть музыку и помочь раскрыть артиста еще больше с помощью светового оформления.

В театре художник по свету должен понимать драматургию спектакля и быть немного режиссером. На киноплощадке есть оператор-постановщик, который работает со статичным освещением, которое меняется от сцене к сцене.

Как выглядит бриф для художника по свету?

Обычно артист даёт режиссёру задачу сделать что-то классное, а режиссёр приходит к художнику по свету, чтобы вместе обсудить проект.

Бриф может прийти от режиссёра-постановщика, организаторов музыкальных фестивалей, продюсеров телевизионных проектов, ивент-агентств или самого артиста-исполнителя.

Задача может стоять от создания сценического дизайна до оформления готовой сцены или помещения.

Как художник по свету может отрепетировать световое шоу?

Есть программы 3D-визуализации, которые помогают заранее прописать концертное шоу и увидеть, как оно будет выглядеть вживую. Большие концерты мы прописываем в офисе в программе Lightconverse, wysiwyg и MA 3D. Мы развешиваем свет в программе так же, как он будет развешан на площадке.

Музыканты часто говорят, что музыка для них больше, чем просто звук. Что для тебя свет?

Это моя музыка. У нас в команде многие ребята — бывшие музыканты. Мне кажется, без чувства ритма сложно быть художником по свету. Если свет не попадает в ритм, это выглядит неинтересно. По сути это те же ноты, только световые.

Читайте также:  Фара камаз 4308 бош ближний свет 0301709101

Цвет — решающий фактор настроения. Для драмы или усиления напряжения мы выберем красный цвет освещения. Если это что-то радостное и весёлое, то менее агрессивный и теплый — жёлтый, оранжевый. Каждый цвет отвечает за своё настроение.

Помогают ли тебе навыки работы со светом в повседневной жизни?

Да, я часто обращаю внимание на свет, иногда это мешает. Главное правило хорошего освещения в любом общественном пространстве — чтобы людям было комфортно. Свет не должен бить по глазам, важно, чтобы всем было комфортно смотреть друг на друга или по сторонам. Иначе в помещении будет неуютно.

Я часто замечаю, что в супермаркетах холодный и яркий свет. С одной стороны, продукты «звенят» и блестят, с другой — людям некомфортно. То есть, свою функцию для магазина он выполняет, а для людей не очень.

Просят ли тебя друзья настроить свет?

Многие мои друзья не понимают, чем я занимаюсь, поэтому не знают, как воспользоваться моими навыками. Как в том меме: что думает моя мама, кем я работаю, что думают мои друзья и что я делаю на самом деле.

Насколько это стрессовая работа?

Два главных стрессовых нюанса — ненормированный график и необходимость работать по ночам. Чтобы увидеть свет, нужна темнота, поэтому художник по свету часто остается один на площадке, обычно ночью. На сон остается совсем мало времени. Хорошо, что так происходит не каждый день.

Зачем дневные выступления тоже «освещают» и в чем особенность таких выступлений?

Если что-то «мигает» и поддерживает выступление артиста, на это гораздо интереснее смотреть.

Художники по свету на дневных выступлениях меньше заняты и меньше переживают. К вечерним выступлениям мы готовимся серьезнее.

Насколько ты разбираешься в кинематографическом свете? Или это совершенно другая область?

Это смежные сферы, но в кинематографе светом занимается оператор-постановщик. В кино художников по свету не бывает, они там не нужны. Номенклатура приборов тоже ограничена — для кино нет необходимости делать сложные сетапы с массой приборов. Там достаточно одного, двух или пяти, и всё выстраивается под один кадр.

В отличии от кинематографа, существует развлекательные ТВ-шоу, где свет является основной составляющей наполнения картинки. В телевидении важно не только красиво оформить постановочный номер, но и правильно осветить всех участников в кадре, учитывая техническую особенность многокамерной съемки.

Источник

Особенности работы художника по свету

В театральных постановках организации освещения и декорациям отводится важная роль. Световые эффекты дополняют актерскую игру, обогащают восприятие спектакля или шоу. Благодаря мастерству художника по свету, на сцене можно добиться многого, этому способствует и современная светотехника, и технологии.

Обязанности художника по свету

Задачей этого специалиста является создание светового оформления спектакля. Разработка стилистики и уникального дизайна происходит с непосредственным участием режиссера-постановщика.

Подготовка каждого спектакля включает в себя составление световой партитуры, включающей следующие пункты:

  • режим освещения и затемнения;
  • количество необходимых осветительных приборов;
  • сигналы для световых эффектов (реплики или движения);
  • параметры направления и силы света, цвета светофильтров.

Отработка режима освещения происходит во время свето-монтировочных репетиций, в результате чего формируется окончательный вариант световой партитуры. Затем она должна выполняется согласно своему содержимому.

Современная аппаратура для оформления света на сцене

В профессии художника по свету много времени уделяется изучению светотехнической аппаратуры. Осветительных приборов в театре должно быть много, все они устанавливаются на разных уровнях и в разных местах, отчего дают необходимый эффект:

  • Прожекторы, отвечающие за верхний свет, подвешиваются рядами над сценой.
  • Боковой свет обеспечивают приборы, монтируемые на портальных кулисах и боковых галереях.
  • Выносной свет дают прожекторы, установленные у переднего края сцены и на специальных балконах.
  • Горизонтальный свет получается от свечения, направленного на горизонт.
Читайте также:  Развивающая игрушка теремок свет звук

Также в сценических постановках используется:

  • для создания необходимого антуража специальный свет – встроенные в декорации факелы, свечи, фонари;
  • для спецэффектов – стробоскоп, контражур, световой занавес.

Возможности световых эффектов огромны. С их помощью добиваются таких задач как:

  • создание особого эмоционального настроения;
  • подчеркивание или изменение характера персонажей;
  • полное внешнее изменение декораций;
  • передача общей идеи шоу.

Особенности профессии художника по свету

В прошлом требовалась работа нескольких осветителей, управляющих световыми приборами из разных концов зала. Современное оборудование управляется из одного помещения через компьютер, а сама профессия приобрела новые особенности.

Специалист по сценическому свету востребован в театре, на телевидении и киностудии, в цирке, на концертных площадках и стадионах, а также в учебных заведениях. Он может заниматься не только художественно-творческой деятельностью, но и организационно-управленческой или педагогической. Организационно-управленческая работа художника-технолога заключается в руководстве отделами, производящими театральное свето-техническое оборудование. Он же контролирует соблюдение техники безопасности и охраны труда при работе со свето-техническими приборами, проводит световые репетиции, вносит в них корректировки.

Педагогическая деятельность художника по свету состоит в полном обучении световому оформлению в учебных учреждениях театрального искусства.

Художник по свету — творческая специальность, требующая и технических знаний. Человеку этой профессии нужно рисовать и обладать хорошим цветовосприятием и богатым художественным воображением, быть внимательным к деталям и уметь работать руками, а еще знать оптику, сценографию, физику и режиссуру. И, конечно, стремиться к профессиональному росту и изучению новинок в светотехнике и возможностях световых эффектов.

Профессии художника по свету учатся на протяжении жизни, азов в ней недостаточно. Стремительное развитие шоу-индустрии и появление новых технологий заставляют искать новые спецэффекты.

Создание проекта в сотрудничестве с другими техническими специалистами – вот что дает эксклюзивное представление, к которому нужно стремиться. Достичь этого и помогает талантливый художник по свету, разрабатывающий дизайн сцены, создающий световые инсталляции и полностью сопровождающий проект.

Источник

Профессия «Художник по свету»: как создается магия концертов и fashion-шоу

Марина Ларикова, художник по свету с 20-летним профессиональным опытом, провела открытую лекцию в Санкт-Петербурге. Она рассказала, в чем специфика ее работы, как должен выстраиваться процесс подготовки к мероприятию, а также какое оборудование сейчас в тренде. Лекция состоялась в рамках лектория «Ясная поляна». ITMO.NEWS записал главные тезисы.

Освещение на концерте. Источник: unsplash.com

Художник и техник в одном лице

Существует три специальности, которые нередко путают: осветитель, светооператор и художник по свету. Но если разобраться, то станет ясно, что у них всё-таки разные сферы ответственности. Осветитель — это технический специалист, который делает монтаж, подключение, направку света и управляет световым оборудованием. Светооператор частично выполняет функции художника по свету, но в основном в его обязанности входит программирование пульта, создание световой партитуры, направка приборов, как правило, он программирует свет вместе с художником по свету.

А вот художник по свету — это более глубокая профессия, потому что он разрабатывает световую композицию, которая отвечает замыслу режиссера и художника декоратора, в то же время он должен хорошо разбираться в работе с цветом, в светотеневой композиции, электротехнике и подключениях, чтобы не создать макет, который просто невозможно реализовать.

Лекция «Световые решения для мероприятий»

Как говорить о свете и цвете с клиентом

Художник Теодор Юнг говорил: «Свет не умел ставить только мой сосед, потому что он был слепым». Эта фраза должна объяснить вам, что интуитивно в свете разбираются все, потому что свет — это «вкусовщина». Но всё-таки есть профессиональные знания, которыми художник по свету отличается от обывателя, в частности это теория восприятия цвета, цветовая температура, естественное свечение объекта (SRI).

Все эти знания призваны вам помочь понять желания клиента по яркости, тону лиц на фотографиях, освещенности зала и так далее. И в то же время именно эти понятия будут вашей аргументацией, если возникнут спорные вопросы, связанные с пресловутой вкусовщиной в цвете и свете на мероприятии.

Читайте также:  Ваз 21102 предохранитель ближнего света

Лекция «Световые решения для мероприятий»

Этапы работы художника по свету

Также Марина Ларикова поделилась алгоритмом своей работы, который, на ее взгляд, может уберечь проект от финансовых провалов и неучтенных моментов.

  • Первое совещание. Особенность его в том, что там должны присутствовать все главные лица проекта: заказчик, организатор, художник по свету, мультимедиа-режиссер, технический директор, художник постановщик и режиссер постановщик. Заказчик рассказывает, что он хочет, какие финансовые рамки готов предложить, организатор предлагает идеи, делится тем, как он видит реализацию желаний клиента, совместно с другими специалистами обсуждается реалистичность идеи, возможные решения задумок.
  • Второе совещание. Оно ориентировано на техническую сторону вопроса: поэтому туда приглашаются менеджеры технических компаний-подрядчиков, а на повестку дня выносится размещение приборов, их количество и примерный план монтажа.
  • Третье совещание. На продуманный эскиз накладывается декорация и визуализируется световой макет. Это этап совместной работы декоратора и художника по свету.
  • Утверждение сметы. Окончательный бюджет должен быть озвучен только после того, как творческая и техническая группы утвердят эскиз.
  • Техническое совещание. Художник по свету готовит детальный технический чертеж, визуализацию, программинг, график монтажа и подробное ТЗ для всех служб.
  • Оборудование. Далее художник по свету делает лайтпод для световой компании: обозначает точки подвеса, длины кабелей, расположение тросов и стоек, готовит подробную техническую документацию для подрядчика.
  • Предпрограмминг. Чтобы сэкономить время, художник по свету на этом этапе собирает схему будущей программы, подключается к световому пульту и заранее программирует шоу, чтобы на этапе репетиций нужно было вносить только конкретные правки в зависимости от специфики труппы.
  • Репетиция. В идеале художник по свету должен отработать на двух репетициях, чтобы и он, и артисты смогли запомнить расположение световых точек, динамику выступления и ее синхронизацию со светом.
  • Финальный монтаж, направка света.
  • Мероприятие.

Лекция «Световые решения для мероприятий»

Свет для разных мероприятий

На каждом этапе работы нужно задавать конкретные вопросы: по таймингу, ожиданиям и так далее. Но самое первое, что вы должны определить — это тип мероприятия, с которым вы работаете. Существует несколько типов задач, с которыми вы можете столкнуться: театральные спектакли, fashion-шоу, стадионные шоу, боксерские бои, ледовые шоу, концерты, конференции, встречи аудитории сетевого маркетинга, выставки, крупные корпоративные мероприятия, ТВ-съемки (ток-шоу), уличные фестивали, open air.

Вид мероприятия определяет технические особенности предстоящей работы, бюджет, цели, а также сроки, например, для единоразовой конференции вы можете установить сложную монтажную конструкцию, которая не подойдет для гастролирующего концерта. Там нужно придумать механизм, который можно будет достаточно быстро установить и собрать обратно. Если это уличный фестиваль, то стоит предусмотреть изоляцию оборудования от непогоды, схемы по удалению проводов из пространства со зрителями, чтобы никто не споткнулся, не поранился и не сломал конструкцию.

Освещение на концерте. Источник: unsplash.com

Сила светодиода

Основные типы светильников, с которыми художник по свету работает на мероприятии, — это светодиодные палки, «анимационное звездное небо» (диоды в бархате применяются для создания графических элементов), светодиодная лента (для контурного освещения, в особенности на сложных конструкциях и большой высоте), световоды, лазеры.

Сейчас в тренде — Table LED (беспроводные настольные лампы). Они обладают умеренным свечением и могут добавить свет на столы, не мешая гостям, при этом подсветив еду и сервировку для качественных фотографий.

Table LED. Источник: designersofas4u.co.uk

Еще одно трендовое направление в освещении мероприятий — светодиодные браслеты, шнурки, костюмы, управляемые с пульта художника по свету. Это возможность включить зрителей в процесс создания световой картинки мероприятия. Если вы раздадите им на входе браслеты, шарфы или другой элемент костюма, а потом будете управлять его свечением с пульта, то сможете комбинировать свет со сцены с залом, таким образом создавая уникальную картинку.

Источник

Adblock
detector