Меню

Было душно от жгучего света размер



Анна Ахматова — Смятение: Стих

Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Анализ стихотворения «Смятение» Ахматовой

Стихотворение-триптих «Смятение» (1912 г.) — яркий образец любовной лирики А. Ахматовой. С него начинается сборник поэтессы «Четки». В произведении отразились ощущения и переживания сильной и независимой женщины, которую поразило внезапно нахлынувшее любовное чувство.

Каждая из трех частей стихотворения описывает определенную фазу развития любви. В первой лирическая героиня поражена одним только взглядом мужчины, который обжигает ее, «как лучи». Она понимает, что встретила человека, который «может… приручить». Ахматова, как сильная творческая личность, обладала ярко выраженной индивидуальностью. Поэтому такое откровенное признание имеет очень большое значение. В то же время она замечает, что эта любовь станет «камнем надгробным» на ее жизни. Поэтесса раньше не могла себе представить, что мужчина способен полностью завладеть ее мыслями и отодвинуть на второй план творчество.

Во второй части лирическая героиня уже сдается перед неотразимым мужским обаянием. Ее приводит в отчаяние, что «проклятый» красавец не обращает на нее внимания. Поэтесса уже не может продолжить свой свободный творческий полет («не могу взлететь»). Любовный туман не позволяет ей трезво оценивать происходящее («сливаются вещи и лица»). Перед глазами влюбленной женщины четко вырисовывается «только красный тюльпан» в петлице любимого. Он становится символом страстного чувства.

Третья часть триптиха посвящена развязке воображаемого романа. Мужчина не заметил смятения лирической героини. Он просто из вежливости подошел к ней и «полуласково, полулениво» поцеловал руку. Для женщины этот момент стал решающим. Долгие десять лет «бессонных ночей» в ожидании настоящей любви промелькнули в ее сознании. Все свои накопившиеся чувства она «вложила в тихое слово», но тут же пожалела об этом. Мужчина никак не отреагировал на это и ушел. Страсть исчезла так же быстро, как и появилась. В душе лирической героини вновь воцарилась пустота.

Стихотворение «Смятение» очень ярко характеризует особенности внутреннего мира Ахматовой. Эта независимая женщина способна на проявление глубокого чувства и уже давно ждет его прихода. Ради настоящей любви она может пойти на потерю своей свободы. Но ничто не заставит ее унизиться перед равнодушным человеком. Если мужчина отвергает ее любовь, то поэтесса никак не проявит своих оскорбленных чувств. Страдания и муки отразятся только на ее душе.

Источник

Анализ стихотворения анны ахматовой»было душно от жгучего света». «смятение» ахматовой и его краткий анализ

Несомненно, в литературе Анна Ахматова была известна идеальным описанием образа женщины, ее чувств и переживаний. Хотя большую роль в своих стихотворениях поэтесса отводила мужчине. Каждый сборник содержит произведение, которое тем или иным образом относится к таинственному незнакомцу. Чаще всего такой мужчина имел именно статус любовника. Такой образ она придумала сама в мечтах, а воплотила в стихах. В литературных кругах на этот счет было слишком много споров и разговоров, но ответов и комментариев от писательницы никто не дождался, она совсем не собиралась кому-то что-то доказывать и объяснять.

Совместная жизнь таких великих выдающихся поэтов как Ахматова и Гумилев была сложной и непростой. Спокойной и уравновешенной жизни можно было не ждать. Были недомолвки, обиды, даже зависть и злость со стороны Гумилева, так как литературная деятельность Анны быстро пошла в гору. Поэтессе словно пришлось придумать для себя того самого возлюбленного, чтобы посвящать свои чувства и изливать душу. Чувство быть кому-то нужной и любимой слишком сильно переполняли ее. Прочитав написанное Ахматовой стихотворение «Гость», Гумилев буквально поверил в то, что у его супруги может быть роман на стороне с другим мужчиной.

Читайте также:  Давление света это физика

Данное стихотворение можно смело отнести к отделу философской и любовной лирики. Здесь поэтесса старается коснуться не только темы грехов, но и указать, что человеческая душа может быть достаточно сильна и прочна. Как всегда, в стихотворениях Ахматовой, присутствуют художественные средства. Не удивительно, что на первый план произведения выходят человеческие чувства. Ахматова описывает зимнее время, эта нотка мелькает в стихотворении.

В основу сюжета заложена встреча героини и некоторого человека, который приходит к ней в гости. Между женщиной и ее гостем, конечно же, завязывается разговор. Тонкое описание самого мужчины, его характер, лицо, но самое главное взаимоотношения между ними двумя. С ноткой сомнения героиня встречает своего поклонника, она даже считает, что эта встреча сулит им бедой. Замужество женщины полностью мечтает отдаться чувствам, но и это не останавливает «гостя», напротив он даже не стесняется задавать ей достаточно личные вопросы, выходя немного за рамки обычного общения. Образ вошедшего в гости мужчины описывается до такой степени правдоподобно и реально, что героиня, веря в возникшие чувства, и понимая последствия, готова рискнуть и отправится с любимым хоть в рай, хоть в ад.

Вариант №2

Очень часто в своих произведениях Анна Ахматова представляла идеального мужчину, которого выдумала сама в своих произведениях. Именно по этому поводу в литературной среде до сих пор не утихают споры. Является этот мужчина настоящим или выдуманным. И вот снова новое произведение и снова совсем новый образ идеального мужчины. И вот после опубликования произведения «Гость», брак Ахматовой чуть не развалился от ревности ее супруга к вымышленному герою стихотворения. Она так четко и ясно описала связь с другим мужчиной, что супруг пожелал выяснить у Ахматовой кто этот таинственный незнакомец.

Ведь именно в этом произведении поэтесса описывает образ того самого таинственного незнакомца, который зашел в гости к самой поэтессе и мало того с тем самым умыслом. А умысел таинственного незнакомца был получение расположения писательницы и решимость быть с ней даже в аду. Ведь именно туда, по строкам из библии, попадают неверные супруги вместе со своими любовниками. И его не смущает тот факт, что она замужем и это читается в одной из строчек произведения.

Самое удивительное это тот факт, что сама поэтесса не высказывает никаких намерений о связи с таинственным незнакомцем. Однако прослеживается тенденция готовности автора убежать с новым избранником даже на край света. Именно поэтому ее законный муж очень был недоволен, и ревность переполняло его желание узнать настоящий этот незнакомец или же нет.

Ведь жить с таким же талантливым поэтом как сама очень сложно и часто поэтесса была обречена на одиночество. У них очень все красиво начиналось. Будущий супруг долгое время добивался расположения Ахматовой, даже дело доходило до попытки самоубийства. Но после свадьбы страсть поутихла, и супруг понял, что на первом месте у Ахматовой это, конечно же, литература. И на этом поприще Ахматова добилась огромных успехов что, конечно очень расстраивало мужа и злило. И как итог Ахматова идет на рискованный шаг, и придумывает себе идеального мужчину, который ее очень любит, заботиться о ней и души в ней не чает. Именно такие стихи являлись криком души несчастной и одинокой поэтессы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.
История создания – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».

Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.

Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».

Читайте также:  Как подключить датчик света 220

Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».

Триптих А.А. Ахматовой «Смятение» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Триптих «Смятение» был написан А.А. Ахматовой в 1913 году. Он открывает сборник «Четки». Кто является адресатом произведения? Исследователи высказывают различные версии. Считается, что оно может быть посвящено Н.В. Недоброво, А. Блоку.

Произведение относится к любовной лирике. Основная тема его – зарождение любви, внезапная вспышка чувства, сложность человеческих взаимоотношений.

Цикл, состоящий из трех стихотворений, представляет собой постепенное развитие темы. Первое стихотворение – это зачин, своеобразная завязка. Здесь фрагментарно обрисован внешний и внутренний облик героя:

Было душно от жгучего света, А взгляды его – как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить.

Лирическая героиня, впервые увидев Его, поражена. Любовь захватила ее внезапно и неожиданно. Она готова отдаться своим чувствам сразу, безоглядно, импульсивно. Она готова к любому развитию событий, она словно пророчит будущее:

Наклонился – он что-то скажет… От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.

Чувства и эмоции героини здесь переданы через ее ощущения («было душно от жгучего света»), через конкретные детали поведения («только вздрогнула»), через детали портрета («от лица отхлынула кровь»). Поэтесса здесь остается в рамках традиционного для нее психологизма, когда чувства человека раскрываются не напрямую, а опосредованно, через конкретные, емкие детали. Смысловым центром стихотворения становятся здесь «его взгляды».

Исследователи отмечали своеобразие поэтической манеры Ахматовой, сочетание в ее стихотворениях разговорной, повествовательной интонации с патетическими восклицаниями. Эта оригинальность стиля поэтессы проявилась уже в сборнике «Четки», который открывается триптихом «Смятение». В первом стихотворении восьмистишие представляете собой словно одну энергичную, динамичную фразу, которая делится на мелкие части. Первая половина этой фразы содержит спокойные, повествовательные интонации. Вторая же вносит в стих определенное напряжение. Итогом становится сильная, патетическая, афористичная концовка:

Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.

Второе стихотворение передает развитие чувства героини. Вопрос, обращенный к герою, подчеркивает остроту и яркость этого чувства: «Не любишь, не хочешь смотреть?». Своеобразным ответом является собственное восклицание героини: «О, как ты красив, проклятый!» В этом возгласе передано смятение героини, ее растерянность перед ситуацией. Одновременно мы видим удивление ее перед силой всепоглощающего чувства:

И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице.

Переживания героини здесь переданы через восприятие ею окружающего мира: «Мне очи застит туман, сливаются вещи и лица». Характерная деталь портрета героя – «красный тюльпан» – становится смысловым центром стихотворения, кульминационным моментом всего цикла. Красный тюльпан в петлице словно завораживает героиню, неизменно притягивая к себе ее напряженный взгляд. Деталь эта становится тем фокусом, в котором сконцентрированы и качества героя, и весь спектр охвативших лирическую героиню чувств.

Третье стихотворение – своеобразная развязка. Начинается оно спокойной, повествовательной интонацией. Героиня рассказывает о свидании с любимым:

Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся — И загадочных, древних ликов На меня поглядели очи…

Она вновь говорит здесь о своих чувствах, сконцентрированных в одном «тихом слове». Внутреннее напряжение в повествовании нарастает.

Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово.

«Тихое слово» становится здесь смысловым центром стихотворения. Затем наступает определенный перелом, прозрение, развязка ситуации. Героиня понимает, что все – напрасно, что чувства ее не находят отклика в душе дорогого ей человека. И далее мы видим своеобразный эпилог, краткий, афористичный:

Отошел ты, и стало снова На душе и пусто и ясно.

Финал истории грустен: героиня обретает способность трезво воспринимать действительность, однако эта ясность не приносит ей радости. «Ясность» здесь становится синонимом душевной пустоты.

Читайте также:  Что может быть после конца света

Таким образом, каждое из стихотворений построено на основе ключевого образа, вокруг которого идет развитие действия («взгляд», «красный тюльпан», «тихое слово»). Кроме того, каждое из стихотворений условно делится на две части. В первой части мы слышим спокойный рассказ о ситуации, во второй части мы чувствуем нарастание напряжения в повествовании, которое приводит к емкой, афористичной, патетической концовке. Цикл написан дольником, рифмовка – перекрестная. Ахматова использует скромные средства художественной выразительности: эпитеты («жгучего света», «загадочных, древних ликов»), сравнение («А взгляды его – как лучи»), метафору («камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь», «мне очи застит туман»), вопрос и восклицание, обретающие характер риторических («Не любишь, не хочешь смотреть?», «О, как ты красив, проклятый!»).

Цикл «Смятение» характерный образец любовной лирики поэтессы. Как отмечает Н. Недоброво, «напряжение переживаний и выражений Ахматовой дает иной раз такой жар и такой свет, что от них внутренний мир человека скипается с внешним миром. Только в таких случаях в стихах Ахматовой возникает зрелище последнего; оттого и картины его не отрешенно пластичны, но, пронизанные душевными излучениями, видятся точно глазами тонущего…»[204 — Недоброво Н.В. Анна Ахматова. – «Русская мысль», 1915, июль, с. 59–60.].

МегаШпора в соцсетях:

История создания

В 1938 году Ахматова узнает о том, что расстреляем ее бывший муж, Николай Гумилёв, отец ее единственного сына — Льва. Не успев оправиться после столь сильного эмоционального потрясения, женщина получает ещё один «удар». В 1939 году Анна Андреевна окончательно поняла, что не увидит сына минимум 5 лет, которые Лев проведёт в ссылке за ложное обвинение.

Сама поэтесса понимала, что ей нужно как-то защититься от всей этой скверны, быть сильной, хоть и судьба всячески пытается доказать ей то, что передряги и испытания не прекратятся. Осознание необходимости становится сильной и волевой заставило ее задуматься над тем, что стать такой можно только с черствой душой, холодным сердцем и рассудком. Именно тогда Ахматова и пишет свой «Приговор», который, словно камень, падает на ее «ещё живую грудь».

«Гость», анализ стихотворения Ахматовой

Стихотворение «Гость» является представителем любовной, интимной лирики.

В произведении присутствует сюжет, однако преобладающими образами являются все-таки описания чувств. Действие происходит в зимнее время («метельный снег») в столовой. К лирической героине приходит гость — мужчина, между ними происходит диалог. Далее, в последних двух строфах, описывается его лицо и характер взаимоотношений между этими людьми.

Композиция составлена из пяти строф, по четыре строчки в каждой. Рифма в каждой строфе перекрестная, стихотворный размер — анапест.

Употребляются различные тропы:

  • эпитеты: «метельный снег», «глядевшие тускло», «просветленно-злого лица», «напряженно и страстно знать»;
  • стилистические фигуры: обращение: «…расскажи, как целуешь ты»;
  • поэтическая фонетика (анафора): «расскажи…/расскажи…» в третьей строфе.

Лирическая героиня встречает тайного поклонника, но относится к нему с сомнением («Ах, напророчишь нам обоим … беду»). Из четвертой строфы становится понятно, что между ними стоит ее замужество («И глаза … не сводил с моего кольца.»). Но ранее, выходя за рамки приличия, он просит ее рассказать об интимных подробностях («Расскажи, как тебя целуют»). Встреча этих людей для мужчины полна тонких эмоций («Просветленно-злого лица…», «Напряженно и страстно знать…»). Несмотря на это, отношение лирической героини к гостю напоминает ироническое («…ему ничего не надо, … мне не в чем ему отказать»).

Литературное направление характерно творчеству А. Ахматовой — акмеизм. Именно благодаря эстетике акмеизма стихотворение не нуждается в обильных тропах, а характеризуется четкостью композиции, отсутствием туманных намеков и символов.

Жанр произведения — элегия.

После прочтения анализа «Гостя» вы несомненно пожелаете изучить другие сочинения по Ахматовой:

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
  • «Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Родная земля», анализ стихотворения, сочинение
  • «Вечером», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
  • «Уединение», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой
  • «Рыбак», анализ стихотворения Анны Ахматовой

Источник

Adblock
detector