Меню

Ближний свет остановочный путь



Ночью в свете фар

Для начинающего водителя ночная езда представляет немалую трудность, как в городе, так и на загородных дорогах. Мало того, что видимость в темноте ограничена. В городе сбивают с толку горящие фонари и россыпь габаритных огней автомобилей. На шоссе слепят фары встречного транспорта. Оценить расстояние до встречного и попутного транспорта не просто – порой слабо горящие фары встречного автомобиля кажутся очень далекими, а он внезапно оказывается совсем рядом.

Но ездить ночью придется научиться, ведь зимой светает поздно, а темнеет настолько рано, что поездка на работу и с работы практически постоянно проходит в темноте. Начинать ночную езду лучше летом, когда дороги сухие, да и видимость ночью лучше, чем зимой. Чтобы максимально возможно обеспечить безопасность ночной езды, начинать нужно со своего автомобиля. Проверьте правильность регулировки фар, что можно сделать при проведении очередного ТО на любой станции технического обслуживания. Постоянно перед выездом проверяйте, все ли внешние световые приборы вашего автомобиля работают. Не горящая фара не только ухудшает видимость для вас, но может ввести в заблуждение водителей встречных автомобилей относительно вашего расположения на проезжей части. То же можно сказать о задних габаритных фонарях. Если ваш автомобиль оборудован корректором фар, не забывайте им пользоваться. При полной нагрузке задняя подвеска автомобиля заметно просаживается, и фары начинают светить слишком высоко, ослепляя встречных. После того, как ваши пассажиры вышли, задок автомобиля поднимается, фары начинают светить слишком близко, ограничивая видимость для вас. Неплохо освежить в памяти Правила дорожного движения в части пользования внешними осветительными приборами. Пункт 19.1 ПДД гласит: «В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях, на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы: — на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света…» Дополняет его пункт 19.3 ПДД: «При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости, на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари». Определение условий приведено в пункте 2.1 ПДД: «Темное время суток — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек. Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки». Отсюда вывод – ночью, в сумерки и при ограниченной видимости на движущемся автомобиле всегда должны быть включены фары. Движение на автомобиле, у которого включены только габаритные огни, не допускается. Габаритные огни служат только для обозначения стоящего автомобиля. В движении они не обеспечивают никакого освещения дороги, значит, видимость дороги для вас будет ограничена. Встречных водителей включенные габаритные огни дезориентируют. Во-первых, включенные габаритные огни издали не всегда видны, особенно в сумерках, в туман или снегопад. Во-вторых, встречный водитель может предположить, что автомобиль с включенными габаритными огнями не движется, а стоит на обочине. Кроме того, двигаться с включенными фарами ПДД предписывают и днем. Пункт 19.5 ПДД: «При движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен:… при движении вне населенных пунктов». Все эти требования нужно не только знать, но и соблюдать. И не задавайтесь целью сэкономить на лампах фар. Гарантийный срок жизни современных галогеновых ламп достигает 500 часов. До выхода из строя они, зачастую, работают намного дольше. Цена их не так уж и велика, порядка 150 – 300 руб. Но когда ваш автомобиль с выключенными фарами в сумерках не заметит встречный грузовик, ремонт обойдется намного дороже, если вы останетесь в живых и будет, что ремонтировать. Для того, чтобы при соблюдении требований правил ночная езда была безопасной, необходимо правильно выбирать скорость движения. Правило простое – скорость должна быть такой, чтобы вы могли затормозить до полной остановки на расстоянии, меньшем, чем длина зоны, освещенной вашими фарами. Проведем небольшой расчет. Ближний свет фар практически на любом автомобиле освещает дорогу на расстоянии 30 – 50 метров. Будем считать, что освещенная зона имеет среднюю длину 40 м. Тормозной путь современного автомобиля на сухом асфальте при скорости 60 км/ч находится в пределах 16 – 17 м. Полный остановочный путь автомобиля включает длину тормозного пути плюс путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя и срабатывания тормозной системы. В среднем время реакции составляет 2 секунды. За это время при скорости 60 км/ч автомобиль пройдет 32 метра. Значит, остановочный путь автомобиля при скорости 60 км/ч составит 17+32= 49 м. Итак, при скорости 60 км/ч вы не успеете остановить автомобиль, если увидели препятствие на краю освещенной зоны. Скорость при езде с включенным ближним светом должна быть меньше 60 км/ч. К тому же всегда нужно учитывать состояние дорожного покрытия и окружающую обстановку. Понятно, что на мокрой или скользкой дороге скорость должна быть еще снижена, поскольку тормозной путь автомобиля на скользком покрытии существенно увеличивается. На узких, неосвещенных городских улицах, особенно, если проезжая часть отделена от тротуара кустами или деревьями, скорость стоит снижать даже с сухую погоду – за кустами ничего не видно, пешеход может появиться на проезжей части совершенно неожиданно. На загородной дороге при отсутствии встречного транспорта дальний свет фар освещает дорогу на расстоянии 100 – 150 м. В таких условиях можно держать скорость 90 км/ч. Тормозной путь современных автомобилей со скорости 90 км/ч составляет 40 – 45 м, за время реакции автомобиль проходит 50 м, остановочный путь получается меньше освещенной зоны – 90 – 95 м. Но отсутствие встречного транспорта бывает не так уж часто. При встречном разъезде вам придется переключиться на ближний свет, а значит, снизить скорость. Ведь освещенная зона сразу уменьшиться в 2 – 3 раза, к тому же свет встречного автомобиля всегда ухудшает видимость. Отсюда следует, что при интенсивном встречном движении лучше держать скорость поменьше. Увидев вдали свет фар встречного автомобиля, постарайтесь по их положению оценить профиль дороги впереди. Всегда можно понять, движется ли встречный автомобиль по прямой или проходит поворот, спускается вниз или поднимается на подъем. Оценив это, вы всегда будете готовы к изменению направления или профиля дороги, ожидающему вас после разъезда. Пока еще встречные фары вас не ослепляют, посмотрите вдаль на свою полосу движения. Встречный автомобиль освещает ее, и вы можете издали понять, свободна ли дорога впереди. Правила движения предписывают переключаться на ближний свет на расстоянии не меньше 150 м от встречного автомобиля. Определить это расстояние ночью крайне сложно, поэтому стоит выключить дальний свет, как только вы почувствовали, что встречные фары вас слепят. Естественно, в этот момент нужно снизить скорость. Чтобы не быть окончательно ослепленным, никогда не смотрите на фары встречного автомобиля. Направляйте взгляд вдоль своей полосы движения и немного вправо, чтобы видеть край обочины. Тогда ослепление будет минимальным. Если встречный автомобиль один, снова включайте дальний свет, как только поравнялись с его передним бампером. Так вы до минимума сведете время ограниченной видимости при движении с ближним светом. Когда вы двигаетесь на подъем и видите за переломом свет, перейдите на ближний заранее. Тем самым вы предупредите встречного о своем присутствии на дороге и не ослепите его. Если навстречу едет грамотный водитель, он сделает то же, чтобы не ослепить вас. Ослепить дальним светом можно не только встречного, но и попутного водителя. Если вы догнали более медленный автомобиль и едете за ним, ожидая возможности обогнать, заранее переключитесь на ближний свет. Выходите на обгон на ближнем свете – дорога впереди обычно хорошо освещена фарами обгоняемого. Включайте дальний свет только после того, как оказались хотя бы на полкорпуса впереди, иначе вы ослепите человека через левое наружное зеркало. Если вы сами оказались в положении обгоняемого, выключите дальний свет, как только обгоняющий оказался впереди вас, и не включайте до тех пор, пока он не удалится на 150 – 200 м. При остановке или стоянке на дороге следует обязательно выполнить требования пункта 19.5 ПДД, приведенного выше. Но с некоторыми дополнениями. Если дело происходит ночью при отсутствии тумана, снега или сильного дождя, стоит ограничиться включением габаритного освещения. Габаритные огни ночью хорошо видны издали. Но если вы оставите включенными фары или противотуманки, это может дезориентировать встречных водителей – стоящий автомобиль с включенными фарами издали воспринимается, как движущийся. Оставлять включенным ближний свет фар нужно только в том случае, когда видимость ограничена не темнотой, а природными явлениями. В условиях тумана или снегопада габаритные огни будут плохо видны. Если вы по какой-то причине остановились прямо на проезжей части даже на несколько минут, обязательно включите сигнализацию аварийной остановки. Этим вы предупредите встречных и попутных водителей, что ваш автомобиль создает помеху для движения.

Читайте также:  Дифракционная решетка с периодом d освещается нормально падающим светом

Источник

Безопасность движения. Лекция 6

Лекция 6. Внешние световые приборы. Начало движения, разворот, остановка и стоянка. Разное.

Внешние световые приборы
При ближнем свете фар в темное время суток дорогу видно всего на 30-40 м, а остановочный путь автомобиля при торможении со скорости 90 км/ч — 50-100 м. Это значит, что движение в таких условиях не безопасно, ведь остановочный путь намного больше расстояния видимости.
Безопасной будет скорость 60км/ч, при которой тормозной путь 23-35 м (в зависимости от состояния дорожного покрытия)

Приближаясь в темное время суток к вершине подъема, всегда следует переключать дальний свет фар на ближний, чтобы не ослепить встречного водителя. Вы можете вполне не увидеть его до самого последнего момента, поэтому фары переключать перед вершиной надо всегда.
В противном случае ослепление неизбежно.

Ночью в метель дальний свет фар отражается от снежинок и сильно ухудшает видимость, получается яркое слепящее пятно перед глазами. Поэтому имеет смысл использовать противотуманные фары совместно с ближним светом (рис.1).
В туман лучше всего светят низкорасположенные противотуманные фары, так как их лучи светят ниже нижней границы тумана (рис.2)

Начало движения, разворот, остановка и стоянка

В соответствии с п. 12.8 Правил водитель может покинуть свое место, если им приняты меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.

Останавливаясь на спусках или подъемах при наличии тротуара, надо повернуть колеса так, автомобиль не смог самопроизвольно скатиться на проезжую часть – чтобы повернутые колеса упирались в бордюр.

На спусках или подъемах, где нет бордюров, а есть обочины, надо повернуть колеса в сторону, чтобы в случае самопроизвольного скатывания автомобиль укатился в сторону от дороги, а не на проезжую часть
В обоих случаях просто проследите траекторию автомобиля, если он начнет двигаться: он не должен выкатиться на дорогу.

Читайте также:  Как отремонтировать настольных ламп дневного света

Безопасный способ разворота на узких дорогах с использованием прилегающей территории заключается в том, чтобы не пересекать встречную полосу, двигаясь задним ходом.

Это простое мнемоническое правило позволит вам не запоминать, как разворачиваться, когда прилегающая территория слева, и как – когда справа. Просто разворачиваемся так, чтобы не пересекать целую полосу задним ходом. Пересекаете её всегда ходом вперед.
Именно это позволяет не только следить за своей траекторией движения, но и полностью контролировать обстановку на полосе, на которую вы въезжаете. На рисунке крестиком перечеркнуты неправильные траектории, когда автомобиль полностью пересекает задним ходом полосу, чтобы выехать на свою.

Пешеходы являются полноправными участниками дорожного движения. Однако среди них есть дети, пожилые люди, инвалиды, лица, имеющие плохое зрение, то есть люди, которые могут совершать ошибки при оценке дорожных ситуаций. Из-за таких ошибок поведение пешеходов может быть неадекватным сложившейся обстановке. Пешеход, переходящий проезжую часть, может резко уменьшить или увеличить скорость своего перемещения, если сочтет, что неправильно оценил свои возможности или скорость приближающегося автомобиля. Он может внезапно остановиться или, уже перейдя вашу полосу движения, отступить назад, испугавшись встречного автомобиля. Все это следует учитывать, приближаясь к пешеходам, переходящим дорогу, как по пешеходным переходам, так и через проезжую часть.

Опасность алкогольного опьянения при управлении транспортным средством заключается в том, что реакция водителя замедляется, а значит, время реакции, необходимое для принятия решения, увеличивается.

В утомленном состоянии время реакции увеличивается, а внимание притупляется.

Типичными признаками утомления водителя являются сонливость, вялость, притупление внимания. В этом состоянии управление транспортным средством опасно и запрещено п. 2.7 Правил.

Эмоциональное состояние водителя оказывает существенное влияние на безопасность движения. Так, например, отрицательные эмоции не позволяют водителю адекватно воспринимать и правильно анализировать дорожную ситуацию.

Источник

Правила использования световых приборов автомобиля

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к использованию фар и фонарей автомобиля в различных дорожных ситуациях.

Световые приборы предназначены как для освещения дороги впереди автомобиля (чтобы избежать столкновения с препятствием), так и для обозначения самого автомобиля (чтобы избежать наезда других транспортных средств).

К сожалению, многие водители не знают правил использования фар и фонарей, поэтому не используют все предоставленные им возможности.

Внешние световые приборы автомобиля

В начале этой статьи несколько слов о том, какие внешние световые приборы могут быть у автомобиля. Данная информация в первую очередь предназначена для тех, кто обучается в автошколе и пока не понимает, для чего предназначены те или иные фары или фонари.

Примечание. Тема «световые приборы» является одной из самых сложных в автошколе, т.к. кандидату в водители, который еще ни разу не сидел за рулем, сложно запомнить похожие названия световых приборов и правила их применения.

Габаритные огни

Габариты — это небольшие световые приборы, расположенные примерно по углам автомобиля (всего 4 штуки). Светят они не очень ярко и в первую очередь предназначены для того, чтобы водители других автомобилей могли в темноте понять, где начинается и заканчивается Ваша машина.

Читайте также:  Энергосберегающие лампы мягкий свет это как

Как правило, автомобиль сконструирован таким образом, что при включении ближнего или дальнего света фар габариты включаются автоматически. То есть ближний свет без габаритных огней не работает.

Дневные ходовые огни

ДХО — световые приборы в передней части автомобиля (2 штуки), которые светят довольно ярко. Они предназначены для улучшения видимости автомобиля спереди в светлое время суток.

Дневные ходовые огни не следует использовать ночью, т.к. в темное время суток они могут ослепить встречных водителей за счет большой яркости. При этом дорогу они не освещают.

В 2021 году большинство автомобилей оборудуются дневными ходовыми огнями, однако на машинах, выпущенных до 2010 года, встретить такие огни можно довольно редко.

Ближний и дальний свет фар

Ближний (2 лампочки) и дальний (2 лампочки) свет фар — это основные световые приборы, которые предназначены для освещения дороги перед автомобилем.

При этом ближний свет освещает участок непосредственно перед автомобилем, а дальний — более отдаленный участок. Ближний свет имеет смысл использовать на небольших скоростях, дальний — на более высоких.

Противотуманные фары

ПТФ — 2 фары в переднем бампере автомобиля, предназначенные для освещения дороги в условиях плохой видимости.

В 2021 году противотуманные фары не являются обязательными, поэтому они устанавливаются не во всех комплектациях автомобилей. То есть в автомобиле может и не быть ПТФ.

Противотуманный фонарь

Противотуманный фонарь — фонарь красного цвета в задней части автомобиля, предназначенный для улучшения видимости автомобиля в условиях недостаточной видимости. Этот световой прибор очень яркий и при хорошей погоде он может слепить водителей едущих сзади автомобилей.

Этот фонарь обязательно устанавливается на всех автомобилях.

Движение в светлое время суток

При хорошей видимости

При движении в светлое время суток на автомобиле должен быть включен один из следующих световых приборов:

  • ближний свет;
  • дневные ходовые огни;
  • противотуманные фары;

Если на автомобиле есть все перечисленные приборы, то имеет смысл воспользоваться ДХО. Эти огни ярче и потребляют меньше электричества.

При движении также могут быть включены:

При недостаточной видимости

Должен использоваться один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

При этом дальний свет не может использоваться:

  • в населенных пунктах на освещенных дорогах;
  • при встречном разъезде транспортных средств;
  • при ослеплении водителей попутных или встречных автомобилей.

Дополнительно на автомобиле могут быть включены:

  • противотуманные фары;
  • противотуманный фонарь;
  • габаритные огни;
  • дневные ходовые огни.

Примечание. Задний противотуманный фонарь как раз предназначен для использования в условиях недостаточной видимости, однако на практике его используют не более 10 процентов водителей. Остальные, судя по всему, не знают соответствующих правил.

Движение в темное время суток

Должен использоваться один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

При этом дальний свет не может использоваться:

  • в населенных пунктах на освещенных дорогах;
  • при встречном разъезде транспортных средств;
  • при ослеплении водителей попутных или встречных автомобилей.

Дополнительно можно использовать:

  • противотуманные фары;
  • противотуманный фонарь (только при недостаточной видимости);
  • габаритные огни.

Движение в тоннеле

При движении в тоннеле независимо от наличия освещения должен быть включен один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

Дополнительно могут быть включены:

  • габаритные огни;
  • противотуманные фары;
  • дневные ходовые огни.
  • задний противотуманный фонарь (кроме условий недостаточной видимости).

Остановка и стоянка автомобиля

В темное время суток на неосвещенной дороге

Должны быть включены:

Прочие световые приборы можно использовать.

При недостаточной видимости (в темное или светлое время суток)

Должны быть включены:

Прочие световые приборы, в том числе задний противотуманный фонарь, могут быть использованы.

Правила использования световых приборов

Выше подробно рассмотрены правила использования фар и фонарей в различных ситуациях, однако запомнить их не так-то и просто. Поэтому рассмотрим их в более компактном виде.

  • использовать задний противотуманный фонарь при хорошей видимости;
  • использовать дальний свет в населенных пунктах на освещенных дорогах, при встречном разъезде, при ослеплении попутных или встречных водителей;
  • не использовать ближний или дальний свет ночью, при недостаточной видимости, в тоннеле;
  • не использовать ДХО, ближний свет или ПТФ днем;
  • не использовать габариты при стоянке в условиях недостаточной видимости или на неосвещенном участке дороги ночью.

Все остальные варианты и комбинации световых приборов нарушением не являются.

В заключение напомню, что штрафы за неправильное использование световых приборов рассмотрены в рамках отдельной статьи:

Источник