Меню

Библия бог есть свет



Бог есть свет и нам ходить в Божьем свете

1 Послание Иоанна 1:5-7 2.

«И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». (1Иоан.1:5)

6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; 7 Если же мы ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.

«Если Бог создал человека по Своему образу и подобию, то человек отплатил Ему за это с лихвой». В этом расхожем выражении кроется корень большинства наших проблем. Всякий грех, по существу, не что иное, как личный выпад против Бога. Зачастую мы просто не желаем верить, что живой Бог на самом деле таков, каким открывает Его для нас Священное Писание. Мы сопротивляемся требованиям «трансцендентного существа, которое вмешивается в нашу судьбу» (как однажды назвал Бога К. С. Льюис). Движимые этими чувствами, мы отвергаем Божье откровение, заменяя его суррогатом, более соответствующим нашим желаниям. В этом и состоит суть человеческого бунта; мы не позволяем Богу стать Богом в нашей жизни. Мы склонны иметь собственных кумиров, уподобляясь герою одной из пьес Д. Б. Шоу, который «создал себя сам и поклоняется своему создателю». Симптомы этой болезни проявляются всякий раз, когда кто-нибудь говорит: «А мне нравится представлять себе Бога, как…» Обычно за этими словами следует описание личности, очень похожей на доброго дядюшку, чье основное желание состоит в том, чтобы выполнять прихоти его созданий; или другое, не менее искаженное представление о Боге, где Бог отнюдь не таков, каким Его открывает нам Священное Писание.

Если наш взгляд на Бога неверен, все остальное разрушается нашими собственными руками. Возможно, именно по этой причине, начиная свое Послание, Иоанн как бы бросает нас в глубину одного из величайших богословских утверждений всей Библии — Бог есть свет (ст. 5). Многое в вопросах веры и нравственности церквей беспокоит Иоанна, и все же он начинает не с этого, а со слов о Боге. Не зря греческая церковь называет Иоанна «богословом». В то время как все Священное Писание, от Бытия до Откровения, рассказывает нам о словах и поступках Бога, Иоанн единственный пытается доступным языком разъяснить более глубокие понятия, например, сущность природы Бога. Именно Иоанн рассказывает в своем Евангелии, как Иисус объясняет женщине из Самарии, что «Бог есть дух» (Ин. 4:24). А в Первом послании он сообщает нам, что Бог есть свет (1 Ин. 1:5) и Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). Свет и любовь — вот Его сущность, потому что Он дух. Это не качества или свойства Бога, это Его суть.

Необходимо обратить внимание на то, как Иоанн сообщает нам эту важную истину, которая будет доминировать в первой половине Послания. Это откровение — Бог есть свет — не личное открытие Иоанна, не результат его философских исследований, а весть, которую он получил. Это то, говорит Иоанн, что мы слышали от Него. Совершенно очевидно, что здесь он имеет в виду Иисуса Христа, в последний раз перед этим упомянутого в конце стиха 3. Как всегда, своей первостепенной задачей Апостол считает необходимость сообщить другим об услышанном от Господа. Равным образом, задача церкви состоит в том, чтобы держаться «образца здравого учения», «хранить добрый залог,… живущий в нас» (2 Тим. 1:13-14) и делать это, передавая его «верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2). Только тогда непрерывная цепь свидетельств правды Божьей, явленной Апостолам, протянется от начала до сегодняшнего дня и дальше. Никто не имеет права переосмысливать или «модернизировать» Благую весть. Правда, открытая Богом, не может быть предметом торга. Вот почему Иоанн подчеркивает божественный источник того, что он провозглашает.

Иоанн имел власть писать, а мы имеем власть верить в это проявление вечной жизни Бога во времени и пространстве, в Его воплощение в Иисуса из Назарета. Какой еще власти можно желать или требовать? Противники Иоанна могут противопоставить ей только одно — свои собственные спекулятивные фантазии.

Суть благовестия (ст. 5)

Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Здесь положительная степень характерно подкреплена сильным отрицанием. Буквально это может быть представлено так: «Тьмы в Нем никакой нет». Но как по-разному звучат эти фразы! О чем говорит слово «свет»? Вернувшись в начало Священного Писания, в книгу Бытие 1:3, мы найдем ответ на наш вопрос: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Это самое первое проявление природы и воли Создателя. Ему достаточно высказать Свое намерение, чтобы оно тут же осуществилось. Он — Бог, Чьи творения начинаются со света — главного проявления Его собственной вечной сути. Именно свет дает начало всему остальному. Без света не было бы ни растительной, ни животной жизни; ни развития, ни деятельности, ни красоты. Не только самим своим существованием, но и средствами к его продолжению всякое создание обязано Богу, Который есть свет, и Христу, Который называл Себя светом мира (Ин. 8:12; Кол. 1:16-17). Не удивительно поэтому, что в Ветхом Завете Бог столь часто появляется в сопровождении света, как это, например, очень хорошо показано в Исходе. «Сыны Израилевы» имели возможность убедиться на собственном опыте, что «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» (Исх. 13:21). Свет не только озаряет путь, но и ведет, направляет, и, вероятно, именно эта последняя его функция заставила Иоанна сделать на ней особый акцент как на существенно важной для христианского ученичества.

Другое важное значение Бога-Света, и это не раз отмечается в Священном Писании, проистекает из Его нравственной праведности и безупречной святости. Мысль Иоанна здесь перекликается с утверждением Павла в Первом послании к Тимофею 6:16 о том, что Бог «обитает в неприступном свете». Его отличие от нас наглядно демонстрируется в словах пророка Аввакума, обращенных к Богу: «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь» (Авв. 1:13). В таком случае, краеугольным камнем подлинной христианской веры и жизни является признание, что в интеллектуальном, нравственном и духовном отношениях Бог есть свет, незапятнанный и беспредельно чистый. Эти слова говорят о святости и непорочности, истине и полноте, а также и об озарении, о водительстве, сердечном тепле и поддержке. Вот какими прекрасными словами выразил это Фэйбер: Мой Бог, как удивительно, что Ты есть, Как светло Твое величие, Как прекрасен лик Твоего милосердия В самом сердце сияющего света!

Этот свет разгоняет всю нашу тьму. Он — та истина, которая, в отличие от всех остальных, не нуждается в проверке и доказательствах. Благодаря своей природе свет проникает через любые умышленно возведенные преграды, позволяет разглядеть реальность и, разгоняя тьму, выставляет напоказ то, что она пытается скрыть. К. С. Льюис хорошо прокомментировал этот момент в одной из своих работ. Для того чтобы определить, взошло ли солнце, говорит он, необязательно видеть его (солнце можно и не увидеть, например, если оно скрыто облаками), достаточно посмотреть вокруг. В Боге нет сумеречных зон. Рассматривая этот стих, мы приходим к выводу, что Иоанн с богословской точки зрения говорит: «Бог есть истина, Он не может ошибаться»; с нравственных позиций его слова означают: «Бог есть добро, рядом с Ним нет места злу»

Теперь мы можем понять, что значит для каждого из нас близкое общение с Богом. Очевидно, нет более высокой привилегии для человека, чем иметь общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. Вот для чего Иоанн пишет свое Послание. Жизнь нам дана, чтобы «прославлять Бога и радоваться Ему во все времена» 2. Если мы понимаем это, то должны осознать и другое, а именно, что своеобразный компромисс — как бы одной ногой ходить в свете Божьем, а другой оставаться во тьме мира — невозможен. Кто когда-либо катался на лодке, тот знает, что нельзя долгое время сохранять равновесие, стоя одной ногой в лодке, а другой на берегу реки. Духовный «раскол» в равной степени невозможен! Поясняя это, Иоанн переходит далее к исследованию и опровержению трех ошибочных жизненных позиций, общепринятых в его дни и не менее широко распространенных в наши. Рассмотрением первой из них мы займемся в оставшейся части этого раздела.

Утверждение, что грех не имеет значения (ст. 6-7)

Рассмотрение неверных взглядов, свойственных многим людям, Иоанн каждый раз начинает с одной и той же вступительной фразы: «Если мы говорим…» (см. ст. 6, 8 и 10). Все время помня о том, что Бог есть свет, мы получаем возможность, используя три признака, проверять себя — действительно ли мы имеем общение с Богом.

В стихе 6 сказано, что мы лжем, говоря, будто имеем общение с Богом, если на самом деле ведем неправедную жизнь. Глагол «ходить» указывает на постоянное движение, поэтому на современном языке оно может быть приравнено к тому, что мы называем «стилем жизни». Доказательством нашей веры и искреннего стремления познать Бога может быть только такой «стиль жизни», который включает в себя праведную жизнь, и никакая подмена тут невозможна. Человек, упорствующий в грехе, не может находиться в общении с Богом, это два взаимоисключающих понятия. Вы можете, конечно, живя в угольной шахте, утверждать, что покрываетесь загаром, однако нелепость такого заявления очевидна, и отсюда возникает закономерный вопрос: как может кому-то прийти в голову утверждать подобное? Что на самом деле имел в виду Иоанн?

Читайте также:  Механизм аккомодации глаза при восприятии света

Существуют два момента, на которые следует обратить внимание. Грамматическая конструкция стиха 7 подчеркивает особое значение общения друг с другом (между христианами) как доказательства того, что они ходят во свете. Это означает, и Иоанн особенно выделяет это в стихе 6, что тьма — это такая жизненная позиция человека, которая предполагает следующее: «Я могу иметь общение с Богом, даже если не имею его с моими братьями-верующими». Такой подход присущ некоторым лжеучителям, отстаивающим приоритет чистого знания и опыта, разграничивающим христиан на «своих» (тех, кто является их последователями) и «чужих». Иоанн считает, что подобное отношение к окружающим совершенно несовместимо со стремлением ходить во свете. Второй момент: люди, которые ходят во тьме, но утверждают обратное, на самом деле извращают истинное значение греха. Лжеучителя, о которых говорилось выше, не считали грехом свое неприятие христианских ценностей. Оправдывая свою позицию, они всячески старались приуменьшить ее негативные последствия, самоуверенно заявляя, что все объясняется исключительно их «сверхинтуицией». Но, как неоднократно на протяжении Первого послания учит нас Иоанн (2:9,11; 3:11-14; 4:20-21), никто не может искренне любить Бога, не любя всех Его детей (5:2).

Обманывая самих себя рассуждениями о том, что в действительности является грехом, мы тем самым лишаемся возможности осознать свою вину, а ведь это и есть главный признак того, что мы во тьме. Истинный христианин постоянно ощущает, что луч Божьей правды высвечивает все его грехи, от которых можно избавиться с помощью Святого Духа, способного изменить всю нашу жизнь. Ходить во свете — значит каждый день жить, ощущая присутствие Бога, Который и есть свет. Чем ближе мы к Богу, тем лучше осознаем свои собственные грехи и непослушание. Вот почему все великие святые всегда считали себя самыми большими грешниками (1 Тим. 1:15). Христианам, живущим в Божьем свете, радостно общаться друг с другом. Свет указывает путь и помогает продвигаться по нему вперед, живя в согласии с окружающими. Распри между христианами — это верный признак, что кто-то среди них не имеет общения со Христом. Это вовсе не значит, что мы должны быть всегда и во всем согласны друг с другом. Если между нами будет любовь, то при всех разногласиях мы сохраним мир между собой, не разорвав узы, связывающие нас как дочерей и сыновей света.

Стих 7 заканчивается мыслью о том, что смерть Христа очищает нас от всякого греха, но только в том случае, если, после того как Божий свет укажет нам на них, мы покаемся и укрепимся в вере. Обратите внимание, настоящее время глагола очищает указывает на длительный характер действия. «Продолжает очищать» тоже верно передавало бы смысл. Мы, христиане, часто считаем, будто терпим жизненные неудачи из-за того, что снова и снова впадаем в тот или иной неотступно преследующий нас грех. Не осмеливаясь обращаться к Богу с просьбой еще раз простить нас, мы сами лишаем себя счастья ходить во свете. Мы не решаемся повторить Богу слова, которые произносили уже не раз: «Господи, это опять я и опять с тем же». Поступать так — значит поддаваться обману дьявола. Глубочайший смысл того, что глагол «очищает» стоит в настоящем времени, состоит также и в том, что его действие распространяется на все грехи. Сколько бы раз мы ни обращались к Богу с чувством смиренного покаяния и живой, деятельной веры, это никогда не будет слишком часто. Сын Бога пролил за нас Свою кровь, обладающую чудодейственной силой, ее очищающее воздействие распространяется на любой грех. Ходить во свете — значит полностью осознать свой грех, способный нарушить наше общение с Богом и с другими христианами, и не погружаться снова во тьму, стараясь в дальнейшем не совершать грехов. Правильнее будет, опираясь на веру, принести свой грех Богу, Чей Сын отдал Свою жизнь за то, чтобы все наши грехи были омыты и прощены. Если мы поступаем так, то преграды на пути к общению исчезают и наши взаимоотношения с Богом продолжаются.

Грешим мы или нет — имеет очень большое значение. Мы не должны воображать, что не грешим, или обманывать самих себя, не считая свои неправедные поступки грехом. Если грех может быть искуплен лишь ценой крови Сына Божьего, умершего на кресте, то делом первостепенной важности для нас должно быть серьезное отношение ко греху. Необходимо признать правоту Божьего определения о том, что мы представляем собой по природе своей, и, снова и снова получая от Него прощение, отвечать Ему любовью. Это и есть выход: «… свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:19-21).

Дэвид Джекман, «Послания Апостола Иоанна »

Источник

БОГ ЕСТЬ СВЕТ

Бог есть Свет, и Свет беспредельный, и что в Боге, Свет есть, единимо будучи по единости естества и нераздельно разделяемо по лицам. Отец есть Свет, Сын — Свет и Дух Святой — Свет; три — един Свет, простый, несложный, безвременный, соприсносущный, равночестный, равнославный.

Иисус Христос (Спаситель)

Я Свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь Свет жизни (Ин.8:12).

У Тебя источник жизни, во Свете Твоем мы видим свет (Пс. 35:10).

И над путями твоими будет сиять Свет

Будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое. Помолишься Ему, и Он услышит тебя. и над путями твоими будет сиять Свет (Иов. 22:26-28).

И над кем не восходит свет Его?

Есть ли счет воинствам Его? и над кем не восходит свет Его? И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его. Тем менее человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль (Иов.25:3-6).

Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его

Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была Жизнь, и жизнь была Свет человекам. И Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его (Ин.1:1-5).

Он был послан,чтобы свидетельствовать о Свете

Был человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан,чтобы свидетельствовать о Свете (Ин.1:6-8).

Свет истинный

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели Славу Его, Славу, как Единородного от Отца (Ин.1:9-14).

Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы

И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине, если же ходим во свете, подобно как Он во Свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас (1Ин.5-10).

Ибо Господь Бог освещает их

И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их (Откр. 22:5).

Апостол Павел

Вдруг осиял меня великий Свет с неба

Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий Свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь.

Бывшие же со мною Свет видели, и пришли в страх, но голоса Говорившего мне не слыхали. Тогда я сказал: Господи! что мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет все, что назначено тебе делать. А как я от славы Света того лишился зрения, то бывшие со мною за руку привели меня в Дамаск (Деян. 22:6-11).

Бог, повелевший из тьмы воссиять Свету, озарил наши сердца

Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа, а мы ‑ рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять Свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам (2Кор.4:5-7).

Читайте также:  Сколько горит лампочек при дальнем свете

Свет из Света, Жизнь из Жизни…

Бог, присновоспеваемый и славимый, то есть безначальный Отец, собезначальный Сын Отца и Дух Святой, соприсносущный и единосущный Отцу и Сыну, есть едино естество и слава, Троица единосущная, единое Божество, равночестная и триипостасная сущность, начало всего сущего, и вседетельная (всесоделывающая) сила, единопрестольная и единославная, вседержительное Господство и Царство. Сей Бог единый, когда созерцается и веруется в единстве естества, единично и поклоняем бывает от нас, яко Бог единый, когда же исповедуется Троицею, троично и от нас воспевается, то есть в трех раздельных лицах, как научены мы Господом нашим Иисусом Христом, единым из лиц триипостасного Божества, Который заповедует Апостолам Своим крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа, чем показывает, что иное лице Пресвятой Троицы есть Отец, иное — Сын, иное — Дух Святой. И опять, когда в другом месте Евангелия говорит Он: Отец мой болий Мене есть (Ин.14:28), или: о себе ничесоже творю (Ин.8:28), то тем показывает, что ино лице есть Отец и ино Сын. Когда также говорит: и Аз умолю Отца Моего, и иного Утешителя даст вам (Ин.14:16). Духа истины, иже от Отца исходит (Ин.15:26), то тем показывает, что Дух Святой, яко иный Утешитель, есть лице ино от Отца и Сына. Но теми же словами Господа благодать Его дает нам разуметь всяческое единство триипостасного и единосущного Божества и Царства, торжество присносущной жизни и нераздельное единство трех ипостасей, так что где воспевается Отец, там есть и Сын со Святым Духом; где именуется Сын, там есть и Отец с Духом Святым, и где прославляется Дух Святой, там есть и Отец с Сыном.

Будучи, таким образом, просвещены благодатию Духа Святого, что три лица Пресвятой Троицы единосущны суть и равночестны, то есть что ипостаси их неслиянно и нераздельно пребывают вкупе в Божеском естестве и существе едином для всех их, мы, когда возносим ум свой к Богу Отцу, благодатию Святого Духа, восторгающего нас горе чрез Сына, Бога Слова, и простираем к Нему руки и очи свои, говорим: Отче наш, Иже еси на небесех! И опять, когда приступаем воздать молитвы Единородному Сыну Отца, благодатию Духа Святого подающего нам ведение и разумение, говорим: Единородный Сыне, соприсносущное Слово Бога и Отца, единый Сын из единого Отца, Бог из Бога, Безначальный из Безначального, Присносущный из Присносущного, Вечный из Вечного, Свет из Света, Жизнь из Жизни, Неприступный из Неприступного, Непостижимый из Непостижимого, Неизреченный из Неизреченного, Неизменный из Неизменного, Недомыслимый из Недомыслимого, очисти грехи наши! Также, когда призываем Духа Святого, говорим: Душе Святый, несказанно от Отца исходящий и на нас верных чрез Сына нисходящий, Дух жизни и ведения, Дух святости и совершенства, Дух благий, премудрый, человеколюбивый, утешительный, преславный, питающий вместе и напояющий, милующий, просвещающий, укрепляющий, божественный Дух терпения, Дух — податель радости, веселия, целомудрия, мудрости, ведения, кротости, незлобия, беспопечения о мирских вещах, созерцания благ небесных, Дух — отгнатель лености, нерадения, рассеянности и лукавства, Дух — показатель Божественных тайн, обручение небесного царствия, источник пророчества, кратер учения, дверь покаяния, истребитель грехов, Дух любви, мира, веры, воздержания, — прииди и вселися в ны, и пребудь с нами неотлучно и нераздельно, освяти, обнови и просвети сердца наши, яко единосущный, равночестный и сопрестольный Сыну и Отцу, делающий богами по благодати тех, кои приемлют Тебя, истребляющий всякий грех и приносящий вместе с нисшествием Твоим всякую добродетель, не от вне имея приносимое Тобою, но естественно будучи всякое благо, и тех, коих избираешь в обитель Себе, делая существенно вместителями всякого добра.

Бог есть Свет, и Свет беспредельный…

Если хочешь вдаться в размышление о том, что свойственно Божескому естеству, то есть как есть Бог, что есть окрест Бога, что из Бога и что в Боге, послушай, что скажу тебе. Бог есть Свет, и Свет беспредельный, и что в Боге, Свет есть, единимо будучи по единости естества и нераздельно разделяемо по лицам. Разделяя нераздельное, скажу тебе о каждом из сих лиц особо. Отец есть Свет, Сын — Свет и Дух Святой — Свет; три — един Свет, простый (на части не делимый), несложный, безвременный, соприсносущный, равночестный, равнославный. Также и то, что от Бога, Свет есть, так как подается нам от Света, именно — жизнь Свет есть; бессмертие — Свет; любовь, истина, мир, дверь царствия небесного, само сие царствие — Свет есть; брачный чертог, рай, сладость райская, земля кротких, венцы жизни, самые ризы святых — Свет есть; Христос Иисус, Спаситель и Царь всего — Свет есть; хлеб пречистого Тела Его — Свет; Воскресение Его — Свет; лице Его — Свет; рука, перст, уста, очи Его — Свет; глас Его — Свет, поколику исходит из Света; благодать Святого Духа — Свет; Утешитель — Свет; бисер, зерно горчичное, виноград истинный, квас, надежда, вера — Свет есть. Все сие и другое, что слышишь от Пророков и Апостолов о неизреченном и пресущном Божестве, есть существенно единое безначальное Начало, в Единости Троичного света поклоняемое. Так надлежит тебе помышлять. Ибо един есть Бог во Отце, Сыне и Духе Святом, будучи Свет неприступный и предвечный, который имеет многие наименования и именуется всем тем, что мы сказали, и не только именуется, но и действенно производит то в нас, как научили нас опытно тому наученные.

Желая показать тебе и другие Светы Божии, наряду с теми, о коих сказано, говорю, что благость Его Свет есть, милость — Свет, благоутробие — Свет, целование Его — Свет, доброта — Свет, жезл и утешение — Свет. Хотя и о нас говорится многое подобное, но о нас говорится, как о людях, а о Нем, как о Боге. Не поленюсь пояснить тебе сие примерами: Бог именуется Отцом — отцами называются и люди; Христос именуется Сыном Божиим — сынами человеческими называемся и мы; Духом Божиим именуется Святой Дух — духами называются и наши души. Бог есть жизнь — жизнь имеем и мы; Бог есть любовь — любовь имеют между собою и многие грешники. Итак, что же? О любви человеческой можешь ли ты сказать, что она есть Бог? Да не будет. И мир, какой имеем мы между собою, когда не бранимся и не ссоримся из-за чего-либо, можешь ты назвать миром, превосходящим ум? Никак. Также и то, если не скажешь кому-либо ложного слова, Божиею истиною назовешь ты это? Конечно, нет. Слова человеческие текучи и пусты. Слово же Божие есть живое и действенное. Равным образом и истина Божия есть паче ума и слова человеческого, Бог непреложный, сый и живый. Наконец и вода сия, какую имеем мы, не есть как оная вода живая, и хлеб сей, какой обыкновенно вкушаем, не есть как оный хлеб животный. Но, как сказали мы выше, все оное есть Свет, и Бог есть единый Свет, и кто причащается сего Света, тот вместе с причастием его причащается и всех тех благ, о коих поминали мы, — бывает кротким и смиренным и готовым на всякое добро, потому что и эти доброты вместе с другими Свет суть, и кто возымел Свет, тот вместе с Светом имеет и сии качества. Тогда Бог подвигает на всякое добро душу, в которой обитает, и бывает для нее всяким добром, и душа та, которая имеет Бога обитателем в себе, не скудеет ни в каком добре, но бывает полна и преизбыточествует всегда всеми оными неизреченными благами Божиими, свеселясь и спребывая с чинами небесных сил. Каковые блага Божии когда бы сподобились богатно получить и все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Коему слава и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Свет Фаворский — Свет Божества

Божественное действие, благодать – не Ипостась, не Сущность, не природа Божия, и, тем не менее, не сотворены и вечны (Фаворский Свет) – они энергии множественны и разнообразны.

Цель во всем – Слава Божия. Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам, Явился Свет, который скрыт был у Него под завесою плоти. Сей Свет был Свет Божеского естества, поэтому и не сотворенный Божественный.

Внутренняя слава Христова на Фаворе явила славу Божества

Свет Фаворский – не тварный, а плоть грубая и смертная переходит в духовное состояние, озаряемая этим Светом, и не будет казаться материей – и сыны Воскресения будут наслаждаться Божественным Светом. Первый Свет – Бог, второй свет – Ангелы и третий свет – человек.

Он учил, что на горе Преображения Свет был не чувственный и не сотворенный как и Сам, Просиявший Светом на Фаворе назвал его Царством Божиим.

Это умное Божественное чувство – ни чувство, ни помышление, но нечто отличное от обоих естественных сил души – это единение, а не знание. Недоступный в Своей Сущности Бог выявляет Себя энергиями.

Если Бог есть свет, то и они светила

Прошение. Брат просил того же великого старца помолиться о нём. Прости меня, что я много беспокою тебя, но верую в Бога, что Он молитвами твоими укрепит меня, и тогда уже не буду столько беспокоить тебя.

Ответ Варсонофия. Те, которые суть чада Божии, несомненно бывают и наследниками Его благости, долготерпения, кротости, человеколюбия и любви, ибо если они чада Божии, то и боги, а если боги, то и Господни, и если Бог есть свет (1 Ин. 1:5), то и они светила, а потому если бы Бог, когда Его просят, отягощался и унывал, то могли бы и они, но так как Он не скорбит, когда Его просят, а, напротив, радуется, то должны радоваться и они. Ветхий Завет говорит: люби ближнего твоего, как самогó себя (Лев. 19:18). Новый же, указывая на путь к совершенству, заповедует полагать друг за друга душу (Ин. 15:13), как Сам Совершенный и Сын Совершенного положил за нас душу Свою. Итак, святые радуются, когда их просят, будучи совершенными, как Отец их совершен есть (Мф. 5:48). Просите же их, и они неленостно подадут вам просимое, потому что они не расслаблены и не ленивы, как я; помолитесь, чтобы и я был причислен к лику их, тогда и я буду просить Бога даровать вам, по прошениям вашим, прежде всего силу свыше и любовь к Нему, и чтобы Он утвердил сердцá наши в страхе Своем и в вере к Нему. Пребудьте в несомненном уповании о получении от Него милости, и Он сделает несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем (Еф. 3:20). Тому Слава вовеки, аминь.

Читайте также:  Скорость света длина волны период

Бог есть духовный свет и Солнце Правды

Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из видимого и невидимого, т.е. духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как, например, поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа. Итак, так как Бог есть духовный свет (1Ин.1:5) и Христос в Писании называется Солнцем правды (Мал.4:2) и Востоком (Зах.3:8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток. Ибо все прекрасное должно посвящать Богу, от Которого щедро изливается всякое благо.

Преподобный Иоанн Кронштадский

Бог есть Свет превосходящий всякий сотворенный свет

Вы видите, как светлы солнце и звезды: праведники некогда будут сиять так же, как солнце (Мф.13:43), от внутреннего, невещественного Света Божия. – Когда Ангелы являются на земле, они почти всегда осиянны Светом. Стремитесь к этому просветлению, отбросьте дела темные. Мы можем возвысить свою природу до причастия Божественного Естества, а Бог есть Свет несозданный, превосходящий всякий сотворенный свет.

Дал нам Господь по благости Своей незаслуженно с нашей стороны видеть солнце и свет солнечный и наслаждаться им, даст насладиться и Своим неприступным Светом. Свет солнечный да будет тебе в том залогом, но особенно Свет Тихий святыя славы Отца Небеснаго – Сын Его Единородный, данный нам, и Дух любви, данный в сердца наши.

Свет несотворенный

Земля – тверда и косна, хотя и она движется около солнца весьма скоро; вода – жидка и быстра и потому говорят – быстрое течение; воздух еще жиже, тоньше и быстрее и потому он движется, например, в ветрах, весьма скоро; свет, – свет еще тоньше и быстрее и в одну секунду он проходит невероятное количество пространства. Если же свет так тонок и проходит огромное пространство в самую ничтожную краткость времени, то каков должен быть сотворенный дух и как он должен быть легок и быстр, наконец, каков должен быть несотворенный Дух – Сам Господь? Как Он неизмерим? Если свет в секунду распространяется с ужасающею быстротою, то как распространяется быстро в сотворенных разумных духах Свет несотворенный. Источник всякого света и всего сотворенного, наконец, как объемлет все свои создания, все бездны миров – Свет все сотворивший? Слава Тебе, невещественный, несозданный Свете, просвещающий всякого человека грядущаго в мир! (Ин.1:9).

Неприступный Свет

Вообразите, что вы видите неприступный Свет, от которого произошли свет Солнца, месяца и звезд, – что вы видите ту бесконечную Любовь, которая послала в мир Сына Своего единородного, да спасется Им мир (Ин.3:16,17) от мучений вечных, – что вы видите ту начальную Красоту, от которой всякое разнообразие и красота в мире, разнообразие и красота растений, камней, раковин, рыб, птиц, животных, всякой человеческой красоты! Вообразите, что вы видите любящего, сияющего неприступным Светом совершенств Своих Творца неба и земли. Что вы тогда почувствуете? А ведь вера христианская всех нас подготовляет к этому видению. Заметьте о растениях: в растениях очевиден 1) премудрый Ум, проглядывающий во всех частях растения; 2) сила оживляющая, скрепляющая и содержащая в надлежащих отношениях все части растения и 3) всемогущество, с которым бесконечная Премудрость видоизменяет само по себе безобразное вещество, с такою легкостью заставляя его служить бесконечным намерениям и целям Своим. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи! (Пс.91:6) Яко удивися разум Твой от мене (Пс.138:6).

Как в отдаленном расстоянии находящиеся предметы на земле, хотя они и большие, но если не отражается в них Солнце, издалека не видны вовсе, а если отражается Солнце, то бывают видимы и издалека даже и те, которые малы, так и между людьми: те, в которых не отражается Своими совершенствами вечное Солнце правды – Бог, бывают заметны только на близком расстоянии для весьма немногих, а если отражается в них Солнце правды, тогда всеми бывают видимы издалека, все прославляют их, люди всех мест и времен (святые), и одни из них сияют как Солнце, другие как луна, иные как звезды.

Умный Свет – Господь Бог наш

Всякий видит, что свет льется на землю с неба, ибо Солнце, месяц, звезды светят нам с небесного круга. Это указывает нам на то, что и несозданный умный Свет – Господь Бог наш обитает преимущественно на небесах и от Него нисходит к нам всякий свет и вещественный, и духовный, свет ума и сердца. Бе свет истинный, Иже просвещает всякого человека грядущаго в мир (Ин.1:9). Бог есть любовь (1Ин.4:16). Все мысли, чувства и расположения сердца, клонящиеся к разрушению любви и к насаждению вражды, – от диавола, напиши это на сердце своем и всячески держись любви. Держитеся любве (1Кор.14:1). Внимай: что противно плотскому, ветхому, греховному человеку, то ты и делай, иди всю жизнь наперекор ему. Это – цель твоей жизни и вместе твоя слава о Христе Иисусе. Иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми (Гал.5:24). Утверди еще в сердце следующую истину: одно стоит всей нашей ненависти – это грех или порок, а к людям исключительно питай любовь. Ясен закон царский: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф.22:39).

Как Солнце, хотя само всегда на небе, но лучами своими, как бы бесчисленными руками, досягает земли, всей ее поверхности, и сообщается всем органическим телам, входя в них (Солнце входит в тела лучами своими), разогревая, оживотворяя и возращая их теплотою своею, прозрачные проходя сквозь или отражаясь в них всецелым кругом своим (сколько прозрачных тел, столько и образов солнца), непрозрачные, твердые и неорганические нагревая, – так мысленное Солнце – Бог, хотя Сам преимущественно на небесах, но Животворящим Духом Своим, как бы лучами Своими, сообщается всей разумной твари – Ангелам и человекам, проникая их духовное существо, освящая, оживляя, укрепляя и возращая, подобно солнечным лучам, проникающим органические и растительные тела, оживляющим и взращающим их. Как Солнце, само, будучи на небе, освещает всю землю, сообщая свет всякой и самой ничтожной твари и вещи, так и Господь ипостасным Светом Своим просвещает всех людей, ибо Он есть Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (Ин.1:9).

Инок Никодим

Тьма боится Света, потому что Он пожигает ее

Свет, который видят люди своими глазами и который исходит от физического солнца, или от какого-либо искусственного источника, и свет духовный о котором говорится в Святых Писаниях — это не одно и тоже. Но свет физический есть некий прообраз света духовного — умственного света. При свете наши глаза видят окружающий материальный мир, когда же наступает ночная тьма, мы ничего не видим, если только не зажечь искусственный, электрический свет, освещающий предметы.

Мир духовный невидим плотским зрением, но мы можем видеть его внутренним оком души, который есть наш ум. И чем он будет чище от скверны земных пороков, тем яснее будет видеть Истину (правду), а она заключается в том, что открывает своему искателю истинную сущность божественного Творения. А от особенно ревностных подвижников, очистивших сердца благочестивым житием по заповедям Господним, не сокрыта и духовная сущность окружающих его людей, ни прошлое, ни то, что должно совершиться в будущем. Такой просвещенный Духом человек видит всех, его не видит никто.

Когда Христос говорит: «Я Свет миру. « это означает, что с того времени, как Он пришел на землю рождением от Девы в образе Сына Человеческого, то даровал верным чадам познание Истины вселением Духа Святого. А как нам известно, что Дух Святой — это одна из ипостасей Единой Троицы — Бога (Отца, Сына и Духа Святого).

И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин.1:14).

Таким образом, обретая внутрь себя вселившегося Бога, человеческому уму при содействии Божественного Света открывается ведение (познание) духовных вещей, сокрытое от всех прочих, еще пребывающих во тьме неведения по причине их любви к похотям и страстям временной жизни.

Источник