Меню

Аварийное освещение лифтов требования



166. Какие требования предъявляют к освещению лифтовой установки?

Лифтовые установки: кабины, шахты при сплошном ограждении и приямки, машинное помещение, помещение верхних блоков, площадки перед дверями шахты, проходы и коридоры, ведущие к лифту, к машинному помещению, помещению верхних блоков и к приямку, оборудованы специальным электрическим освещением. Остекленная или огражденная сеткой шахта стационарным освещением может не оборудоваться, если наружное освещение обеспечивает достаточную освещенность внутри нее.

Питание электрического освещении, кроме освещении кабины, должно осуществляться от осветительной сети здания (сооружения). Освещенность глухой шахты должна быть не менее 5 лк. При наличии аварийного освещения, включенного в сеть (мощность лампы до 60 Вт) до автоматического выключателя силовой цепи, основное освещение кабины допускается включать после автоматического выключателя. Освещение кабины должно быть включено так, чтобы его питание не прерывалось при отключении автоматического выключателя силовой цепи и цепей управления лифтом.

Основное освещение кабины лифтов должно быть всегда включено при открытых дверях шахты и при наличии людей в кабине. Освещение кабины пассажирского лифта с подвижным полом выполнено так, чтобы оно включалось при открывании дверей шахты и отключалось после выхода из кабины всех пассажиров и закрывании дверей шахты. Выключатель освещения кабины и шахты установлен в машинном помещении. Для включения освещения кабины допускается использовать переключатель, предназначенный для дистанционного включения лифта в работу. При этом освещение кабины должно включаться одновременно с включением лифта в работу. Этот переключатель следует устанавливать в месте, доступном только для лиц, обслуживающих лифт.

В машинном помещении, в помещении верхних блоков и на крыше кабины для переносной лампы освещения установлено не менее чем по одной штепсельной розетке. Осветительные приборы в кабине грузовых лифтов располагают так, чтобы при погрузке

и разгрузке кабины они не могли быть повреждены. У пассажирских, грузопассажирских и больничных лифтов расстояние от пола кабины до нижней части осветительных приборов должно быть не менее 2 м.

Источник

Раздел 5. Электросиловые установки

Глава 5.5. Электрооборудование лифтов

Область применения, определения

5.5.1. Настоящая глава Правил распространяется на электрооборудование лифтов (подъемников) напряжением до 600 В, грузоподъемностью 50 кг и более, устанавливаемых в жилых и общественных зданиях, в промышленных предприятиях и других сооружениях. В остальном лифты (подъемники) должны отвечать требованиям действующих «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» Госгортехнадзора России.

Настоящие Правила не распространяются на лифты (подъемники), устанавливаемые во взрывоопасных помещениях, в шахтах, горной промышленности, на судах и иных плавучих сооружениях, на самолетах и других летательных аппаратах, а также на лифты специального назначения.

5.5.2. Лифтом (подъемником) в настоящих Правилах называется подъемное устройство, предназначенное для перемещения людей и груза в кабине или на платформе, движущихся в жестких вертикальных направляющих при помощи подъемного механизма, приводимого в действие электродвигателем непосредственно или через редуктор, связанный с ним жесткой или упругой муфтой.

5.5.3. Групповой лифтовой установкой в настоящих Правилах называется установка, состоящая из нескольких лифтов, имеющих машинное помещение и связанных между собой общей системой управления.

Общие требования

5.5.4. Напряжение силовых электрических цепей в машинных помещениях должно быть не выше 660 В, в кабинах, шахтах и на этажных площадках — не выше 380 В, а для цепей управления, освещения и сигнализации во всех помещениях — не выше 220 В (допускается использование фазы и нуля сети 380/220 В). При использовании фазы и нуля должны быть соблюдены следующие требования:

1. Питание цепей управления, освещения и сигнализации должно производиться от одной фазы.

2. Один конец обмотки аппаратов должен быть наглухо присоединен к нулевому проводу.

Напряжение цепи питания переносных ламп должно быть не выше 42 В.

Применение автотрансформаторов с целью понижения напряжения не допускается.

Читайте также:  Выключатели освещения с фотоэлементом

5.5.5. Уровень помех радиоприему от электрических машин, аппаратов и электропроводки, входящих в комплект электрооборудования лифта (подъемника) или групповой лифтовой установки, не должен превышать значений, установленных действующими положениями.

Электропроводка и токоподвод к кабине

5.5.6. Электропроводка в машинном помещении, шахте лифта (подъемника) и кабине должна соответствовать требованиям гл. 2.1 и 3.4, а также следующим требованиям:

1. Электропроводка должна выполняться изолированными проводами или кабелями с резиновой или равноценной ей изоляцией; применение силовых и контрольных кабелей с изоляцией из пропитанной кабельной бумаги не допускается.

2. Сечение жил кабелей и проводов должно быть не менее 1,5 мм для медных жил и 2,5 мм для алюминиевых жил.

На участках цепей управления от этажных рядов зажимов и рядов зажимов на кабине до аппаратов, устанавливаемых в шахте и на кабине, а также на участках цепей управления, обеспечивающих безопасность пользования лифтом или подверженных частым ударам и вибрации, должны применяться провода и кабели с медными жилами. При применении проводов и кабелей с медными многопроволочными жилами сечение их может быть снижено: в цепях присоединения аппаратов безопасности до 0,5 мм, в остальных цепях до 0,35 мм.

3. Внутренний монтаж лифтовых аппаратов и комплектных устройств должен выполняться медными проводами.

4. Концы проводов должны иметь маркировку согласно проекту.

5.5.7. Токоподвод к кабине, а также к противовесу в случае установки на нем выключателя-ловителя или других аппаратов должен выполняться гибкими кабелями или гибкими проводами с медными жилами сечением не менее 0,75 мм, заключенными в общий резиновый или равноценный ему шланг.

В токоподводе должно быть предусмотрено не менее 5% резервных жил от общего числа используемых, но не менее двух жил.

Кабели и шланги должны быть рассчитаны на восприятие нагрузок от собственного веса. Допускается их усиление закреплением к несущему стальному тросу.

5.5.8. Кабели и шланги токоподвода должны быть размещены и укреплены таким образом, чтобы при движении кабины исключалась возможность их зацепления за находящиеся в шахте конструкции и их механического повреждения. При применении для токоподвода нескольких кабелей или шлангов они должны быть скреплены между собой.

Электрооборудование машинного помещения

5.5.9. Проходы обслуживания между фундаментами или корпусами электрических машин, между электрическими машинами и частями здания или оборудования в машинных помещениях, кроме помещений для малогрузных (до 160 кг) подъемников, должны быть шириной не менее 1 м в свету. Допускаются местные сужения проходов между выступающими частями машин и строительными конструкциями до 0,6 м.

Допускается не более чем с двух сторон уменьшить до 0,5 м ширину прохода обслуживания электрических машин; со сторон машины, не требующих обслуживания, расстояние не регламентируется.

5.5.10. В машинных помещениях проходы обслуживания должны отвечать следующим требованиям:

1. Ширина (в свету) прохода обслуживания с передней и задней сторон панели управления должны быть не менее 0,75 м. При ширине панели управления не более 1 м и возможности доступа к панели с обеих сторон расстояние от выступающих частей задней стороны панели до стены машинного помещения допускается уменьшить до 0,2 м, а при ширине панели более 1 м или наличии доступа к панели с одной боковой стороны — до 0,5 м.

Панель управления, у которой монтаж и демонтаж электрических аппаратов и подсоединение к ним проводов производятся только с передней стороны, допускается устанавливать вплотную к стене машинного помещения, а также в нишах глубиной не более толщины панели вместе с аппаратурой управления.

2. Расстояние от неогражденных неизолированных токоведущих частей, расположенных на высоте менее 2 м по одну сторону прохода, до стены и оборудования с изолированными или огражденными токоведущими частями, расположенными по другую сторону прохода, должно быть не менее 0,75 м.

Читайте также:  Освещение аквариума цветные лампы

3. Расстояние между неогражденными токоведущими частями, расположенными на высоте менее 2 м на разных сторонах прохода, должно быть не менее 1,2 м.

5.5.11. На щите управления каждого лифта должен быть установлен аппарат, отключающий первичную цепь и цепь управления. В машинном помещении непосредственно у входа должен быть установлен вводный аппарат для снятия напряжения со всей лифтовой установки.

5.5.12. В машинном помещении у входа необходимо предусматривать свободный проход шириной не менее 1 м.

Защита

5.5.13. Защита первичных цепей и цепей управления лифта и группы лифтов должна быть выполнена в соответствии с требованиями гл. 3.1.

Лифты с электромашинными преобразовательными агрегатами должны иметь защиту от длительной перегрузки и от КЗ электродвигателя преобразовательного агрегата.

Освещение

5.5.14. Кабина и шахта при сплошном ее ограждении для лифтов (подъемников) всех типов, за исключением малых грузовых, а также машинное помещение, помещение верхних блоков, площадки перед дверями, шахты, проходы и коридоры, ведущие к лифту, к помещению верхних блоков и к приямку, должны быть оборудованы стационарным электрическим освещением. Питание электрического освещения, кроме освещения кабины, должно производиться от сети внутреннего освещения здания. Освещение глухих шахт подъемников с автоматическими дверями допускается осуществлять путем установки одной лампы на кабине и одной лампы под кабиной подъемника.

Освещенность в шахтах должна составлять не менее 5 лк.

В остекленных или огражденных сетками шахтах выполнение стационарного освещения является необязательным, если наружное освещение обеспечивает достаточную освещенность внутри шахты.

5.5.15. В машинном помещении, в помещении верхних блоков и на крыше кабины должно быть установлено по одной или более розеток для переносной лампы напряжением не выше 42 В.

5.5.16. Лампы освещения кабины и шахты при питании освещения от первичной цепи электродвигателя должны быть включены в сеть до вводного рубильника или автоматического выключателя электродвигателя лифта (подъемника).

При наличии в кабине резервного освещения до 42 В допускается включение основного освещения кабины после вводного рубильника или автоматического выключателя.

5.5.17. Выключатель для включения освещения кабины и шахты должен устанавливаться в машинном помещении. Освещение кабины пассажирского лифта с подвижным полом допускается выполнять так, чтобы оно включалось при открытой двери шахты и отключалось после выхода из кабины всех пассажиров и закрытия дверей шахты. Допускается также использовать для включения освещения кабины переключатель, предназначенный для дистанционного включения лифта в работу, при этом освещение кабины должно включаться одновременно с включением лифта в работу. Этот переключатель должен устанавливаться в запертом шкафу на основном посадочном этаже.

Заземление (зануление)

5.5.18. Заземление лифтов (подъемников) должно отвечать требованиям гл. 1.7, а также следующим требованиям:

1. Заземление электрических машин и аппаратов, установленных на звуко- и виброизолирующих опорах, должно быть выполнено гибким проводом.

2. Для заземления кабины следует использовать одну из жил кабеля или один из проводов токопровода. Рекомендуется использовать в качестве дополнительного заземляющего проводника экранирующие оболочки и несущие тросы кабелей, а также стальные несущие тросы кабины.

3. Металлические направляющие кабины и противовеса, а также металлические конструкции ограждения шахты должны быть заземлены.

Установки с бесконтактной аппаратурой управления

5.5.19. При применении бесконтактной аппаратуры для управления лифтами должны быть соблюдены условия, оговоренные в 5.5.20-5.5.28.

5.5.20. Сложные системы управления группой лифтов должны состоять из отдельных групп блоков управления, при этом:

1) каждый лифт должен управляться отдельной группой блоков, допускающей работу этого лифта независимо от состояния других лифтов и их блоков;

2) должна быть предусмотрена возможность легкого отсоединения блоков лифта без нарушения работы остальных лифтов.

5.5.21. Блоки питания системы управления с логическими элементами должны иметь защиту от КЗ, перегрузок и снижения выходных напряжений с сигнализацией о ее срабатывании. Защита должна быть построена так, чтобы при КЗ, перегрузке или снижении напряжения в одной выходной цепи отключались все выходные цепи блока питания.

Читайте также:  Компания по монтажу уличного освещения

5.5.22. Если общая точка системы управления с логическими элементами не заземлена, в блоке питания необходимо предусмотреть контроль замыкания на землю каждой выходной цепи с соответствующей сигнализацией.

5.5.23. Блоки питания должны допускать дистанционное включение и отключение.

5.5.24. Станции управления лифтами, собираемые из отдельных блоков, должны быть снабжены аппаратурой, указывающей прохождение основных сигналов, или гнездами, позволяющими присоединять измерительную аппаратуру для контроля этих сигналов.

5.5.25. Конструкции станций управления и комплектных устройств должны обеспечивать свободный доступ к проводам, кабелям и входным рядам зажимов.

5.5.26. При установке станций управления в шкафах не рекомендуется устанавливать какую-либо аппаратуру, кроме сигнальной, на дверях шкафов.

5.5.27. Цепи кнопок, ключей управления, путевых и конечных выключателей должны быть гальванически разделены. Разделение может быть произведено с помощью входных согласующих элементов или с помощью реле, контакты которых предназначены для работы в цепях с малыми токами.

5.5.28. Цепи напряжением 220 В и выше должны прокладываться отдельно от цепей напряжением ниже 220 В бесконтактных элементов и присоединяться к отдельным, специально выделенным рядам зажимов или разъемным контактным соединителям.

Источник

Освещение лифтовых холлов

Лифтовые холлы и лестничные марши составляют часть маршрута эвакуации людей из жилого или общественного здания, а их рабочее или аварийное освещение закладывает основы безопасности человека в этом здании.

Правила и нормы организации освещения лифтовых холлов регламентируются государственными стандартами Российской Федерации, за соблюдение которых несет ответственность управляющая компания или товарищество собственников жилья.

Нормативы освещенности

Свод правил СП 52.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 23-05-95) устанавливает норматив рабочей освещенности для лифтовых холлов, минимальная величина которого в последней редакции составляет 20 люкс.

В этом же СП установлены нормативы аварийного освещения, а в СП 31-110-2003 установлены нормы проектирования и монтажа электрических цепей питания осветительных систем жилых и общественных зданий.

Минимальный уровень освещенности системы эвакуации составляет величину 1 люкс на уровне пола, а продолжительность работы системы аварийного света не должна быть меньше одного часа.

Правила организации освещения

Государственные нормативные документы определяют несколько основных правил искусственного или аварийного света для лифтовых холлов, основными из которых являются следующие:

аварийное или эвакуационное освещение следует устанавливать в лифтовых холлах задний, где одновременно находятся или проживают больше 50 человек;

система эвакуации должна обеспечивать 100% уровня нормируемой освещенности уже через 10 секунд после пропадания основного питания электрической сети;

минимальная величина индекса цветопередачи применяемых светильников установлена на уровне 40 единиц;

допускается использование одних и тех же корпусов осветительных приборов для рабочего или аварийного света, если обеспечивается их автоматическое переключение на резервный источник при нарушении питания обшей системы освещения.

На светильниках с автономными блоками питания должно быть указано время их работы в аварийном режиме — 1 или 3 часа.

Преимущества светодиодных светильников

Энергоэффективность светодиодов и надежность осветительных приборов на их основе не являются единственными достоинствами светодиодных источников света для освещения лифтовых холлов:

мгновенное включение светодиодов или светильников на их основе полностью обеспечивает параметры быстродействия системы аварийного света;

высокий индекс цветопередачи светодиодных источников света с запасом соответствует требованиям нормативных документов;

небольшие потребляемые токи упрощают автоматизацию управления системами общего или эвакуационного освещения лестничных маршей и лифтовых холлов;

небольшая потребляемая мощность светодиодных источников света упрощает комплектацию светильников блоками резервного аварийного питания, миниатюрный размер которых позволяет устанавливать их прямо в корпусе осветительного прибора.

Экономия затрат на создание отдельной системы эвакуационного освещения относится к еще одному преимуществу светодиодных светильников с автономными блоками резервного питания.

Источник